Черты исчезнувшего мерянского языка в речи современных кацкарей. Однажды в одной из деревень Кацкого стана, на Владышине, от 82-летней Марии Дмитриевны Смирновой было записано такое предание:
—Сама не помню, но мама рассказывала. Жили люди на Кадке. Жили в землянках Ловили рыбу, разводили скотину—тем и питались. И народ от какой-от чудной был, по-русски не говорил. И не цыгане...
Вот такая легенда — невелика, да затейлива. С тех пор она нам не давала покоя: что же за народ такой жил в наших краях — «и не русские, и не цыгане»? К тому же и среди прочих старожилов-кацкарей нашлись те, кто подтвердили, что в детстве слышали нечто подобное...
Да-а, дела!.. И вот мы отважились и предположили, что, наверное, это предание о. . мерянах! Ведь кацкари, как известно, точно так же, как и всё остальное население Ярославской области, произошли от слияния двух народов; финно-угорского племени меря и славян. Отчего же не предположить, что память народная всё ещё хранит известия и своих далёких предках?
Ух ты — нам стало так интересно, что дух захватило! Неужели и впрямь возможно обнаружить следы мерян?
На всякий случай перекрестившись и переплюнув трижды через левое плечо, мы заказали литературу, которая бы нам рассказала о мерянах поподробнее. Оказывается, таковой мало, и самая полезная из присланных книг — труд Ореста Борисовича Ткаченко «Мерянский язык». Учёный сделал попытку восстановить исчезнувший язык древних мерян. Он, кстати, предположил, что в отдельных местах на территории современной Ярославской области меряне как отдельный народ сохранялись вплоть до начала XVIII века и только потом были окончательно поглощены русскими.
Но вернёмся в наши родные кацкие края. Оказывается, таинственные меряне не так уж и таинственны. Свои следы они оставили повсюду — умей только читать их. Так, река Нерга — по-мерянски «болотная» I), а Пойга — «грибная». Деревня Максаково — от мерянского «максак» — крот. А одна из гор, на которой расположено село Хороброво, Кокуйка, как мы предположили, оказалась местом вообще примечательным.
В старые-стародавние времена собирались на горе Кокуйке мерянские мужики и высекали ударами камня о камень огонь; по-мерянски «кок-куй>. Эти мутно-белого цвета камни всё ещё встречаются в речке; в Хороброве они называются чиркачами О том, что огонь в наших краях добывался именно так, указывает и бытующее до сих пор среди кацкарей присловье «присеки огня».
Но мы слегка отвлеклись и совсем забыли про мерян; они, как мы уже договорились, добыли на высокой горе священный огонь-коккуй. Разожгли костёр, через который потом дружно прыгали независимо от пола и возраста—не забавы для, а от злых духов очищались.
В общем анализ географических названий показал, что на территории современной волости Кадки меряне — точно — жили. Значит, они действительно являются предками современных кацкарей. Следовательно, мы должны сохранить от них не только названия рек, деревень, гор, но и нечто большее...
Ой, Орест Борисович, вам бы восстанавливать забытый мерянский язык не в кабинетной глуши, а у нас, в Кацком стане. Ибо кацкари нет-нет, да вдруг и заговорят... по-мерянски!
Вам удалось восстановить порядка 70 мерянских корней? Представьте себе, некоторые всё ещё бытуют среди кацкарей!
Так, слово «бараба». На Ваш взгляд, по-мерянски — «быстроделающий», а кацкари БАРАБОЮ или БАРАБОШКОЮ называют всякого быстрого говорящего человека. А кацкое ОТОДУБЕТЬ (прийти в себя после болезни, потрясения) так похоже на мерянское «тудоба»—«чувство»!
Было у мерян и такое слово — «пезо» — «гнездо». Кацкари до сих пор ПЕРЯТ картошку — сажают её, делая колом лунки. Кацкие куры ПЕПЕЛЯТСЯ.— Купаются в пыли.
ПЕЛЕДИТЬ по-кацки — городить, ОПЕЛЕЖИВАТЬ - утеплять избу, устраивая завалины из соломы. Как знать, может, это от мерянского «пало» — «деревня»?
«Ну дай хоть немножечко, хоть искирёк!» ИСКИРЁК — у кацкарей маленькая частичка чего-либо А у мерян «икса» — «единичка»
КОКОЙ по-кацки крёстный отец, КОКА — крёстная мать. Орест Борисович и эти слова считает мерянскими по происхождению.
А то выйдут, бывало, левцовские бабы теребить (кацкари говорят ДРАТЬ) лён, а Марфа Струева на сестру покрикивает:
— Ну, ПУНЕГА,— дери-дери, чёрт тебя дери-то!
Если б Марфе попалась книга О. Б. Ткаченко «Мерянский язык», её удивлению не было б предела. «Пуёга» -- по-мерянски «вьюга». Сотни лет прошло, а слово, пусть и поменяв значение, живёт, доказывая, что время над речью не властно.
Кстати, мы, ученики Мартыновской школы, решили проверить, действительно ли время не властно над речью. И сколько ещё жить мерянским словам в речи современных кацкарей.
Мы предложили нашим родителям и старшим братьям и сестрам ответить на вопросы: знаете ли вы эти слова? если знаете, сможете ли растолковать? Анкету заполняли жители деревни Мартынова в возрасте от 25 до 50 лет.
Оказалось, что слова «кокой», «кока» знают и умеют объяснить все 100 процентов опрошенных.
«Отоду-беть» — 91 процент,
«перить»—83,
«искирёк»—74.
А вот «пунега» исчезает — это слово употребляют лишь 22 процента из отвечавших на нашу анкету.
Кстати, мы так и не растолковали, что же подразумевают современные кацкари под пунегой. А называют так либо очень медлительную, с трудом передвигающуюся женщину, либо женщину, одетую во что-то длинное, нелепое, несуразное.
Диалектные слова кацкарей мы собираем давно. В газете «Кацкая летопись» они печатаются уже шестой год сначала под рубрикой «Великий могучий кацкий язык», теперь «Поговорим по-кацки». Диалект, действительно, великий и могучий— мы уже опубликовали порядка полутора тысяч кацких слов. Разумеется, среди них должно быть немало мерянского происхождения. Какие именно? Пока наших знаний и опыта не хватает, но ведь это только пока.
Кстати, очень важно наблюдать не только за тем, какие слова употребляет народ, но и за тем, как он их произносит. Чем, например, объяснить неистребимую страсть кацкарей переносить ударение на первый слог слова или даже на предлог: ПАТРОШИТЬ, ОТПРАВКА, ВОЛОСЫ ДОГОДА НЕ СТРИГУТ, ПОСТАВЬ ЧАЙНИК НАСТОЛ, ПОДАЙ КЛЮЧ НАДЕСЯТЬ, КУПИ МЯСА ВОЩИ? Может быть, такое ударение было характерно для речи мерян?
Или «ёканье» — произношение буквы «ё" и в безударном положении: ОН ЗНАЕТ, СИНЕЙ, ЧОЛОВЕК, ВЕСНА и так далее.
Мягкий согласный смягчает и последующий: ДОСТАТЬ ДЕНЬГИ ИЗ КОШЕЛЬКЯ, ПОПИТЬ ЧАЙКЮ, «СЛОН И МОСЬКЯ» и т. д.
Кацкари плохо различают звонкие и глухие согласные, отчего страдают на уроках русского языка. Действительно, как правильно: ТРУЖЕНИК или ДРУЖЕНИК, ДРУГОЙ или ТРУГОЙ, КАЛОША или ГАЛОША — для многих это большая загадка. Очень часто в школьных характеристиках читаешь: «Мальчик не различает звонкие и глухие согласные, пишет «зобака», «забоги», «дорока» и т. д.» Как утверждает Орест Борисович Ткаченко, меряне мучались той же проблемой...
Это исследование мы готовили все вместе на уроках кацковедения — в восьмом классе оно у нас называется этнографическим. И всё, думали, какими бы словами его закончить? Наверное, призывом любить свою малую Родину, изучать её историю, прислушиваться к своим землякам. Знать, что ничто не берётся ниоткуда и не пропадает никуда.
И тогда родная земля щедро раскроет свои тайны...
Сергей Воробьев и другие ученики Мартыновской школы имени П. А. Пятницкой. Руководитель исследования С. Темняткин.
Источник: «Кацкая летопись» январь-февраль 2000.
Фото: Heiko Kruusi fotod (C)
|