Понедельник, 25.11.2024, 08:19 | Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость

Главная » 2021 » Июль » 22 » Отчего отодубела пунега?
18:00
Отчего отодубела пунега?

Черты исчезнувшего мерянского языка в речи современных кацкарей. Однажды в одной из деревень Кацкого стана, на Владышине, от 82-летней Марии Дмитриевны Смирновой было записано такое предание:

—Сама не помню, но мама рассказывала. Жили люди на Кадке. Жили в землянках Ловили рыбу, разводили скотину—тем и питались. И народ от какой-от чудной был, по-русски не говорил. И не цыгане...

Вот такая легенда — невелика, да затейлива. С тех пор она нам не давала покоя: что же за народ такой жил в наших краях — «и не русские, и не цыгане»? К тому же и среди прочих старожилов-кацкарей нашлись те, кто подтвердили, что в детстве слышали нечто подобное...

Да-а, дела!.. И вот мы отважились и предположили, что, наверное, это предание о. . мерянах! Ведь кацкари, как известно, точно так же, как и всё остальное население Ярославской области, произошли от слияния двух народов; финно-угорского племени меря и славян. Отчего же не предположить, что память народная всё ещё хранит известия и своих далёких предках?

Ух ты — нам стало так интересно, что дух захватило! Неужели и впрямь возможно обнаружить следы мерян?

На всякий случай перекрестившись и переплюнув трижды через левое плечо, мы заказали литературу, которая бы нам рассказала о мерянах поподробнее. Оказывается, таковой мало, и самая полезная из присланных книг — труд Ореста Борисовича Ткаченко «Мерянский язык». Учёный сделал попытку восстановить исчезнувший язык древних мерян. Он, кстати, предположил, что в отдельных местах на территории современной Ярославской области меряне как отдельный народ сохранялись вплоть до начала XVIII века и только потом были окончательно поглощены русскими.

Но вернёмся в наши родные кацкие края. Оказывается, таинственные меряне не так уж и таинственны. Свои следы они оставили повсюду — умей только читать их. Так, река Нерга — по-мерянски «болотная» I), а Пойга — «грибная». Деревня Максаково — от мерянского «максак» — крот. А одна из гор, на которой расположено село Хороброво, Кокуйка, как мы предположили, оказалась местом вообще примечательным.

В старые-стародавние времена собирались на горе Кокуйке мерянские мужики и высекали ударами камня о камень огонь; по-мерянски «кок-куй>. Эти мутно-белого цвета камни всё ещё встречаются в речке; в Хороброве они называются чиркачами О том, что огонь в наших краях добывался именно так, указывает и бытующее до сих пор среди кацкарей присловье «присеки огня».

Но мы слегка отвлеклись и совсем забыли про мерян; они, как мы уже договорились, добыли на высокой горе священный огонь-коккуй. Разожгли костёр, через который потом дружно прыгали независимо от пола и возраста—не забавы для, а от злых духов очищались.

В общем анализ географических названий показал, что на территории современной волости Кадки меряне — точно — жили. Значит, они действительно являются предками современных кацкарей. Следовательно, мы должны сохранить от них не только названия рек, деревень, гор, но и нечто большее...

Ой, Орест Борисович, вам бы восстанавливать забытый мерянский язык не в кабинетной глуши, а у нас, в Кацком стане. Ибо кацкари нет-нет, да вдруг и заговорят... по-мерянски!

Вам удалось восстановить порядка 70 мерянских корней? Представьте себе, некоторые всё ещё бытуют среди кацкарей!

Так,   слово   «бараба». На Ваш взгляд, по-мерянски — «быстроделающий», а кацкари БАРАБОЮ или БАРАБОШКОЮ называют всякого быстрого  говорящего человека. А кацкое ОТОДУБЕТЬ (прийти в себя после болезни,  потрясения)  так похоже  на мерянское  «тудоба»—«чувство»!

Было у мерян и такое слово — «пезо» — «гнездо». Кацкари до сих пор ПЕРЯТ картошку — сажают её, делая колом лунки. Кацкие куры ПЕПЕЛЯТСЯ.— Купаются в пыли.

ПЕЛЕДИТЬ по-кацки — городить, ОПЕЛЕЖИВАТЬ - утеплять избу, устраивая завалины из соломы. Как знать, может, это от мерянского «пало» — «деревня»?

«Ну дай хоть немножечко, хоть искирёк!» ИСКИРЁК — у кацкарей маленькая частичка чего-либо А у мерян «икса» — «единичка»

КОКОЙ по-кацки крёстный отец, КОКА — крёстная мать. Орест Борисович и эти слова считает мерянскими по происхождению.

А то выйдут, бывало, левцовские бабы теребить (кацкари говорят ДРАТЬ) лён, а Марфа Струева на сестру покрикивает:

— Ну, ПУНЕГА,— дери-дери, чёрт тебя дери-то!

Если б Марфе попалась книга О. Б. Ткаченко «Мерянский язык», её удивлению не было б предела. «Пуёга» -- по-мерянски «вьюга». Сотни лет прошло, а слово, пусть и поменяв значение, живёт, доказывая, что время над речью не властно.

Кстати, мы, ученики Мартыновской школы, решили проверить, действительно ли время не властно над речью. И сколько ещё жить мерянским словам в речи современных кацкарей.

Мы предложили нашим родителям и старшим братьям и сестрам ответить на вопросы: знаете ли вы эти слова? если знаете, сможете ли растолковать? Анкету заполняли жители деревни Мартынова в возрасте от 25 до 50 лет.

Оказалось, что слова «кокой», «кока» знают и умеют объяснить все 100 процентов опрошенных.
«Отоду-беть» — 91 процент,
«перить»—83,
«искирёк»—74.
А вот «пунега» исчезает — это слово употребляют лишь 22 процента из отвечавших на нашу анкету.

Кстати, мы так и не растолковали, что же подразумевают современные кацкари под пунегой. А называют так либо очень медлительную, с трудом передвигающуюся женщину, либо женщину, одетую во что-то длинное, нелепое, несуразное.

Диалектные слова кацкарей мы собираем давно. В газете «Кацкая летопись» они печатаются уже шестой год сначала под рубрикой «Великий могучий кацкий язык», теперь «Поговорим по-кацки». Диалект, действительно, великий и могучий— мы уже опубликовали порядка полутора тысяч кацких слов. Разумеется, среди них должно быть немало мерянского происхождения. Какие именно? Пока наших знаний и опыта не хватает, но ведь это только пока.

Кстати, очень важно наблюдать не только за тем, какие слова употребляет народ, но и за тем, как он их произносит. Чем, например, объяснить неистребимую страсть кацкарей переносить ударение на первый слог слова или даже на предлог: ПАТРОШИТЬ, ОТПРАВКА, ВОЛОСЫ ДОГОДА НЕ СТРИГУТ, ПОСТАВЬ ЧАЙНИК НАСТОЛ, ПОДАЙ КЛЮЧ НАДЕСЯТЬ, КУПИ МЯСА ВОЩИ? Может быть, такое ударение было характерно для речи мерян?

Или «ёканье» — произношение буквы «ё" и в безударном положении: ОН ЗНАЕТ, СИНЕЙ, ЧОЛОВЕК, ВЕСНА и так далее.

Мягкий согласный смягчает и последующий: ДОСТАТЬ ДЕНЬГИ ИЗ КОШЕЛЬКЯ, ПОПИТЬ ЧАЙКЮ, «СЛОН И МОСЬКЯ» и т. д.

Кацкари плохо различают звонкие и глухие согласные, отчего страдают на уроках русского языка. Действительно, как правильно: ТРУЖЕНИК или ДРУЖЕНИК, ДРУГОЙ или ТРУГОЙ, КАЛОША или ГАЛОША — для многих это большая загадка. Очень часто в школьных характеристиках читаешь: «Мальчик не различает звонкие и глухие согласные, пишет «зобака», «забоги», «дорока» и т. д.» Как утверждает Орест Борисович Ткаченко, меряне мучались той же проблемой...

Это исследование мы готовили все вместе на уроках кацковедения — в восьмом классе оно у нас называется этнографическим. И всё, думали, какими бы словами его закончить? Наверное, призывом любить свою малую Родину, изучать её историю, прислушиваться к своим землякам. Знать, что ничто не берётся ниоткуда и не пропадает никуда.

И тогда родная земля щедро раскроет свои тайны...

Сергей Воробьев и другие ученики Мартыновской школы имени П. А. Пятницкой. Руководитель исследования С. Темняткин.

Источник: «Кацкая летопись» январь-февраль 2000.

Фото: Heiko Kruusi fotod (C)

Категория: Новости Мерянии | Просмотров: 2770 | Добавил: merjanyn | Теги: мерянский язык, Орест Ткаченко, меря, кацкари, Ярославская область, кадка | Рейтинг: 5.0/8
СТАНЬ МЕРЯ!

ИНТЕРЕСНОЕ
ТЭГИ
мерянский Павел Травкин чашечник меря финно-угры чудь весь Merjamaa Меряния финно-угорский субстрат вепсы История Руси меряне суздаль владимир история марийцы мари Ветлуга Ростов Великий ростов новгород Русь экология славяне топонимика кострома КРИВИЧИ русские Язычество камень следовик синий камень камень чашечник сакральные камни этнофутуризм археология мурома Владимиро-Суздальская земля мерянский язык ономастика Ростовская земля балты финны городище Векса озеро Неро краеведение православие священные камни этнография Плёс общество дьяковцы Ивановская область регионализм культура идентитет искусство плес ингрия антропология россия москва ярославль мифология вологда лингвистика Марий Эл будущее Унжа вятичи Залесье волга поэзия нея галич деревня туризм север мерянский этнофутуризм Древняя Русь шаманизм латвия русский север иваново буй капище Ярославская область Языкознание реконструкция скандинавы средневековье Европа магия Этногенез коми старообрядцы Костромская область христианство Социология
Статистика
Яндекс.Метрика