Понедельник, 23.12.2024, 17:21 | Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость

Главная » 2014 » Декабрь » 21 » П.Н. Травкин. С новым солнцем, праздник "Йол"!
16:05
П.Н. Травкин. С новым солнцем, праздник "Йол"!

Когда в древней Руси отмечался праздник Новый год? Казалось бы, давно известно: 1 марта, 1 сентября… И всё-де от Византии…

На самом деле даже маленькое уточнение может заставить поднять вопрос заново. Из Византии к нам пришло летописание, а начало сентября и начало марта было всего-навсего началом нового летописного года. Надобно при этом учесть, что подавляющее большинство наших предков летописи в глаза не видела, да и история человечества в нашем центральном регионе начинается отнюдь не с эпохи летописей а как минимум на 24 тысячи лет раньше! Но и в глубокой древности люди испытывали потребность отмерять годовые календарные циклы. Жили они по-другому, имели иные хозяйственные задачи на разные годовые сезоны. И календари были другие. А точка отсчета нового годового цикла оставалась одна и та же!

Всего однажды в году перестает убывать световой день и, после небольшой паузы, долгая зимняя ночь становится на мгновение короче. Рождается новый световой год, рождается "новое солнце" и вместе с ним, в представлении наших предков, заново - весь мир. И в древности эта была священная "литургия повторения", обставленная, разумеется, священными праздничными обрядами. Нетрудно догадаться, что праздничной была ночь с 24 на 25 декабря. И - совершенно правильная ассоциация - она совпадает с католическим Рождеством. Для католиков это праздник рождения "нового солнца" - Иисуса Христа. Они, по сути дела, сохранили древнейшую дату праздника.

А вот что касается других атрибутов любимого праздника - застолье, Дед Мороз и Снегурочка, новогодняя ёлка - то мы с Вами можем не без гордости предъявить их древнейшие, ещё пра-русские, финские местные корни.

Как и во всей русской истории, здесь много стереотипов. Стоило, дескать, Петру Первому приказать - и вся Россия дружно бросилась отмечать новогодний праздник с пирами, буйным весельем и запахом хвои. Нет, разумеется, русский народ никогда не следовал слепо приказам сверху. В наших краях, к примеру, "приказ" о христианстве насаждался более полутысячи лет! Почему? Да потому что наш предок воспринимал мир по-другому: не как житель еврейской пустыни, а как обладатель богатств нашей щедрой природы, им, предком, естественно, обожествляемой. И Новый год в мировоззрении нашего предка был неотъемлемой божественной составляющей. Иными словами, это праздник глубоко религиозный, но не христианский. Внедрители государственной идеологии просто не сумели его облачить в христианские одежды, как, например, Пасху.

Ну, а как назывался древнерусский праздник и как он отмечался? Название известно. Сохранилось и описание праздника, причем то, как он проводился на самом высоком уровне. Есть на то письменные свидетельства.

Самый большой в году пир князь Владимир устраивал в старой северной столице, Великом Новгороде, в первый вечер семидневного новогоднего праздника. Собирал много гостей, в том числе всех крупных военачальников-викингов, находившихся у него на военной службе, как сегодня говорится, по контракту.

Праздник, по свидетельству католического монаха Одда, начинался с того, что в зал вносили на креслах старую княгиню Алогию (Ольгу). "И раньше, чем люди принимались пить, спрашивал конунг (князь) мать свою, нет ли какой-нибудь опасности или беды, которая грозила бы его земле". И "перед почетным сидением конунга" она (Ольга) гадала и пророчествовала, каким будет новый год, и "исполнялось многое к тому, что она говорила".

А затем начинался пир. Богатыри "хвастали" о своих подвигах (на самом деле, отчитывались о военных деяниях за год), добиваясь, чтобы князь поднёс им чашу. Чаша была знаком того, что воинский контракт продлевался ещё на один год. И сразу после праздников - работа: полюдье, охрана торговых караванов и боевые походы по прочно замерзшим рекам…

Многое в описании европейского монаха знакомо: и пир, и гадание, и время проведения праздника. И название его говорит о многом. Праздник Йол. Совершенно верно: слово однокоренное с "ёлкой", "елохом" (деревом Нижнего мира вообще, например, ольхой). Весьма кстати здесь будет вспомнить, что у наших ближайших соседей и этнических родственников-марийцев старинное название веселого зимнего праздника - Шорык-йол. Похоже - у эстонцев, у финнов-суоми, то есть у тех народов, которые, как и мы, имеют в культуре древнюю финскую основу. И ещё лет стопятьдесят назад в Плёсе или Юрьевце жители, заходя в чужой дом, произносили не "здравствуйте", а старинное "Йолус па йолус". В переводе с мерянского, "пусть будет и будет" - "от Йола до Йола" - достаток в Вашем доме.

Йол, как бы сегодня сказали, праздник религиозный. Главное в году торжество посвящалось Богу Нижнего мира, творцу и дарителю, "угоднику" в изначальном понимании (Керемету, Велесу). Угоднику, потому что он "заведовал" угодьями земли и воды, давал людям урожай на полях, предоставлял богатства леса и реки. Как ночь в сутках, так и зима в году были его временем. Он находился в основании мироздания, и из его Нижнего мира вырастало Древо жизни. Согласно принятой в Древней Руси "литургии повторения", Древо вырастало новое, на очередной год жизни. И вырастало в тот самый, наш любимый праздник. Догадались? Да, ёлка как атрибут зимнего праздника не была заимствована в XIX веке где-то в Европе. Испокон веков она присутствовала как минимум в виде специально вывешанных еловых веток, в виде персонажа среди празднующих. Пётр Первый, умница, ничего здесь нового не вводил: он легализовал древний народный праздник с известными атрибутами. Кстати, какие-то праздничные ритуалы производили и вокруг ёлки, только не в доме, а во дворе. Здесь она росла, обозначая дерево предков. Сажали такую в своих дворах старообрядцы; в исторической части нашего Плёса такие ещё сохранились.

А знаете, кстати, как зовут финского Деда Мороза? Йолло-пукки, то есть Ёлочный дед. Так и у нас испокон веков Керемет, Велес зимой появлялся бородатым стариком. Помните, кто в сказке "Морозко" встретил девочку в лесу у ёлки? Она проявила к нему уважение, и он, распорядитель богатств, её одарил. Согласно древнему русскому обычаю, также именно бородатый старик должен был первым войти в дом на утро Нового года. Ещё сто лет назад эту роль с удовольствием исполняли старики, они обходили дома с пожеланием урожая, приплода скота и всяческих благ, получая от благодарных хозяев специфическое праздничное угощение.

Но первыми, ещё ночью, в дом стучалась "свита Бога". Это колядчики собирали продукты для пира в честь любимого Бога, напевая.

Конечно, хозяева не жалели угощений, зная, что это "для Бога", а уж он воздаст сторицей… Будет и урожай, и приплод скота - и душевное спокойствие весь год, что, согласитесь, немаловажно.

Сохранилось и ещё одно название праздника: Мясоед. Это уже русское, после введения государственного языка со славянской основой. А его мерянский прототип сохранился в фольклорном "коляда - таусень". У волжско-финской мордвы, например, "таунсяй" это праздник жареного поросёнка, символ сытости и благополучия в новом году.

Марийцы готовили на свой Шорык-йол овечьи ноги, а костромичи и ивановцы свиные.

Древний Новый год - обширная историческая исследовательская тема. Объема статьи тут явно не хватит. Но для того, кто любит и стремится постичь богатую великорусскую, в основе своей мерянскую культуру, это будет "царапина мозгам", как говаривал мудрый ивановский философ Н.П. Антонов. Почему бы в долгие праздничные каникулы не зайти на досуге в библиотеку?

С Новым годом! Йолус па Йолус!

П.Н. Травкин, канд. историч. наук. Плёс.

Категория: Новости Мерянии | Просмотров: 3494 | Добавил: merja | Теги: финно-угры, слонцеворот, великороссы, меря, русские, йоль, культура | Рейтинг: 5.0/8
СТАНЬ МЕРЯ!

ИНТЕРЕСНОЕ
ТЭГИ
мерянский Павел Травкин чашечник меря финно-угры чудь весь Merjamaa Меряния финно-угорский субстрат вепсы История Руси меряне суздаль владимир история марийцы мари Ветлуга Ростов Великий ростов новгород Русь экология славяне топонимика кострома КРИВИЧИ русские Язычество камень следовик синий камень камень чашечник сакральные камни этнофутуризм археология мурома Владимиро-Суздальская земля мерянский язык ономастика Ростовская земля балты финны городище Векса озеро Неро краеведение православие священные камни этнография Плёс общество дьяковцы Ивановская область регионализм культура идентитет искусство плес ингрия антропология россия москва ярославль мифология вологда лингвистика Марий Эл будущее Унжа вятичи Залесье волга поэзия нея галич деревня туризм север мерянский этнофутуризм Древняя Русь шаманизм латвия русский север иваново буй капище Ярославская область Языкознание реконструкция скандинавы средневековье Европа магия Этногенез коми старообрядцы Костромская область христианство Социология
Статистика
Яндекс.Метрика