Когда в древней Руси отмечался праздник Новый год? Казалось бы, давно известно: 1 марта, 1 сентября… И всё-де от Византии…
На самом деле даже маленькое уточнение может заставить поднять вопрос заново. Из Византии к нам пришло летописание, а начало сентября и начало марта было всего-навсего началом нового летописного года. Надобно при этом учесть, что подавляющее большинство наших предков летописи в глаза не видела, да и история человечества в нашем центральном регионе начинается отнюдь не с эпохи летописей а как минимум на 24 тысячи лет раньше! Но и в глубокой древности люди испытывали потребность отмерять годовые календарные циклы. Жили они по-другому, имели иные хозяйственные задачи на разные годовые сезоны. И календари были другие. А точка отсчета нового годового цикла оставалась одна и та же!
Всего однажды в году перестает убывать световой день и, после небольшой паузы, долгая зимняя ночь становится на мгновение короче. Рождается новый световой год, рождается "новое солнце" и вместе с ним, в представлении наших предков, заново - весь мир. И в древности эта была священная "литургия повторения", обставленная, разумеется, священными праздничными обрядами. Нетрудно догадаться, что праздничной была ночь с 24 на 25 декабря. И - совершенно правильная ассоциация - она совпадает с католическим Рождеством. Для католиков это праздник рождения "нового солнца" - Иисуса Христа. Они, по сути дела, сохранили древнейшую дату праздника.
А вот что касается других атрибутов любимого праздника - застолье, Дед Мороз и Снегурочка, новогодняя ёлка - то мы с Вами можем не без гордости предъявить их древнейшие, ещё пра-русские, финские местные корни.
Как и во всей русской истории, здесь много стереотипов. Стоило, дескать, Петру Первому приказать - и вся Россия дружно бросилась отмечать новогодний праздник с пирами, буйным весельем и запахом хвои. Нет, разумеется, русский народ никогда не следовал слепо приказам сверху. В наших краях, к примеру, "приказ" о христианстве насаждался более полутысячи лет! Почему? Да потому что наш предок воспринимал мир по-другому: не как житель еврейской пустыни, а как обладатель богатств нашей щедрой природы, им, предком, естественно, обожествляемой. И Новый год в мировоззрении нашего предка был неотъемлемой божественной составляющей. Иными словами, это праздник глубоко религиозный, но не христианский. Внедрители государственной идеологии просто не сумели его облачить в христианские одежды, как, например, Пасху.
Ну, а как назывался древнерусский праздник и как он отмечался? Название известно. Сохранилось и описание праздника, причем то, как он проводился на самом высоком уровне. Есть на то письменные свидетельства.
Самый большой в году пир князь Владимир устраивал в старой северной столице, Великом Новгороде, в первый вечер семидневного новогоднего праздника. Собирал много гостей, в том числе всех крупных военачальников-викингов, находившихся у него на военной службе, как сегодня говорится, по контракту.
Праздник, по свидетельству католического монаха Одда, начинался с того, что в зал вносили на креслах старую княгиню Алогию (Ольгу). "И раньше, чем люди принимались пить, спрашивал конунг (князь) мать свою, нет ли какой-нибудь опасности или беды, которая грозила бы его земле". И "перед почетным сидением конунга" она (Ольга) гадала и пророчествовала, каким будет новый год, и "исполнялось многое к тому, что она говорила".
А затем начинался пир. Богатыри "хвастали" о своих подвигах (на самом деле, отчитывались о военных деяниях за год), добиваясь, чтобы князь поднёс им чашу. Чаша была знаком того, что воинский контракт продлевался ещё на один год. И сразу после праздников - работа: полюдье, охрана торговых караванов и боевые походы по прочно замерзшим рекам…
Многое в описании европейского монаха знакомо: и пир, и гадание, и время проведения праздника. И название его говорит о многом. Праздник Йол. Совершенно верно: слово однокоренное с "ёлкой", "елохом" (деревом Нижнего мира вообще, например, ольхой). Весьма кстати здесь будет вспомнить, что у наших ближайших соседей и этнических родственников-марийцев старинное название веселого зимнего праздника - Шорык-йол. Похоже - у эстонцев, у финнов-суоми, то есть у тех народов, которые, как и мы, имеют в культуре древнюю финскую основу. И ещё лет стопятьдесят назад в Плёсе или Юрьевце жители, заходя в чужой дом, произносили не "здравствуйте", а старинное "Йолус па йолус". В переводе с мерянского, "пусть будет и будет" - "от Йола до Йола" - достаток в Вашем доме.
Йол, как бы сегодня сказали, праздник религиозный. Главное в году торжество посвящалось Богу Нижнего мира, творцу и дарителю, "угоднику" в изначальном понимании (Керемету, Велесу). Угоднику, потому что он "заведовал" угодьями земли и воды, давал людям урожай на полях, предоставлял богатства леса и реки. Как ночь в сутках, так и зима в году были его временем. Он находился в основании мироздания, и из его Нижнего мира вырастало Древо жизни. Согласно принятой в Древней Руси "литургии повторения", Древо вырастало новое, на очередной год жизни. И вырастало в тот самый, наш любимый праздник. Догадались? Да, ёлка как атрибут зимнего праздника не была заимствована в XIX веке где-то в Европе. Испокон веков она присутствовала как минимум в виде специально вывешанных еловых веток, в виде персонажа среди празднующих. Пётр Первый, умница, ничего здесь нового не вводил: он легализовал древний народный праздник с известными атрибутами. Кстати, какие-то праздничные ритуалы производили и вокруг ёлки, только не в доме, а во дворе. Здесь она росла, обозначая дерево предков. Сажали такую в своих дворах старообрядцы; в исторической части нашего Плёса такие ещё сохранились.
А знаете, кстати, как зовут финского Деда Мороза? Йолло-пукки, то есть Ёлочный дед. Так и у нас испокон веков Керемет, Велес зимой появлялся бородатым стариком. Помните, кто в сказке "Морозко" встретил девочку в лесу у ёлки? Она проявила к нему уважение, и он, распорядитель богатств, её одарил. Согласно древнему русскому обычаю, также именно бородатый старик должен был первым войти в дом на утро Нового года. Ещё сто лет назад эту роль с удовольствием исполняли старики, они обходили дома с пожеланием урожая, приплода скота и всяческих благ, получая от благодарных хозяев специфическое праздничное угощение.
Но первыми, ещё ночью, в дом стучалась "свита Бога". Это колядчики собирали продукты для пира в честь любимого Бога, напевая.
Конечно, хозяева не жалели угощений, зная, что это "для Бога", а уж он воздаст сторицей… Будет и урожай, и приплод скота - и душевное спокойствие весь год, что, согласитесь, немаловажно.
Сохранилось и ещё одно название праздника: Мясоед. Это уже русское, после введения государственного языка со славянской основой. А его мерянский прототип сохранился в фольклорном "коляда - таусень". У волжско-финской мордвы, например, "таунсяй" это праздник жареного поросёнка, символ сытости и благополучия в новом году.
Марийцы готовили на свой Шорык-йол овечьи ноги, а костромичи и ивановцы свиные.
Древний Новый год - обширная историческая исследовательская тема. Объема статьи тут явно не хватит. Но для того, кто любит и стремится постичь богатую великорусскую, в основе своей мерянскую культуру, это будет "царапина мозгам", как говаривал мудрый ивановский философ Н.П. Антонов. Почему бы в долгие праздничные каникулы не зайти на досуге в библиотеку?
С Новым годом! Йолус па Йолус!
П.Н. Травкин, канд. историч. наук. Плёс.
|