Главная » 2015»Август»30 » Переславский музей напомнил русским об их финно-угорских корнях
21:07
Переславский музей напомнил русским об их финно-угорских корнях
21 августа в Культурно-выставочном центре Переславского музея-заповедника открылась выставка мерянского художника этно-футуриста Андрея Малышева «Merjamaa. Залесская земля». Выставочный проект проходит в рамках VIII молодежного фестиваля «ПерЕсЕчЕниЕ».
Он посвящен мифологии и истории исторического региона России - «Залесья», называемого в научной литературе «Северо-Восточной Русью», который располагается на древних землях финно-угорского народа – Меря, и призван актуализировать понятие «малой родины».
Оригинальные и необычные коллажи – графические высказывания автора, раскрывая эту тему, адресованы, прежде всего, творческой молодёжи малых городов центральной России.
С гостями выставки
Merjamaaпредлагает интервью взятое нфоцентром FINUGOR.RU у автора выставки.
FINUGOR- Большинство россиян никогда не слышало о Залесье, или сталкивалось с этим названием лишь в качестве приставки в названии города Переслаль – Залесский. Расскажите о Залесской земле подробнее.
Залесская земля это — средневековое название территории, употреблявшееся в XIV — начале XV века для обозначения земель, располагавшихся в Волго-Окском междуречье. Согласно «Списку русских городов дальних и ближних», Залесская земля включала в себя 55 городов и поселений, расположенных в следующих современных областях центральной России:
В новейшее время на территории исторического Залесья располагается "Золотое кольцо" России.
Термин «Залесье» кроме «Списка», встречается также в «Задонщине», памятнике древнерусской литературы конца XIV. Сходные выражения: «Суждали Залесская дань» и «А се Залѣскии» (города) есть в Уставной грамоте Смоленской епископии 1136 года. Название «Залесье» географическое, оно подразумевало всё то, что находилось «за лесом» по отношению к киевским и черниговским землям, от которых Залесье отделяли труднопроходимые брянские («дебрянские» — от слова «дебри») леса, населённые балтскими и славянскими племенами. Существовали два основных пути, связывавших столицу Залесской земли Ростов со столицей Руси Киевом: окольный водный днепровско-волжский путь с волоком на Валдае (использовался, в частности, Глебом Владимировичем в 1015 году, Юрием Долгоруким в 1155 году) и «дорога прямоезжая» через вятичские леса (Святослав Игоревич в конце 960-х годов, Владимир Мономах в конце XI века и др.).
Вид на Плещеево (Клещино) озеро с дьяковского городища ржв
FINUGOR - Ваше мнение, в чем заключается ценность актуализации этого названия и какова здесь связь с мерянами?
Залесская земля это сердце России. Это исторические земли Ростово-Суздальского и Муромско-Рязанского княжеств. Исконным населением Залесья были многочисленные финно-угорские племена - меря, мурома, мещера.
Все что вы хотели знать о древнерусской культуре Залесской земли, но боялись спросить. Ну так вот вам, финно-угорское мерянское украшение из древнерусского могильника в округе Переславля Залесского
Первыми из крупных протогородских центров, возникших в Залесье, были: мерянский город на реке Где, именуемый сейчас «Сарским городищем», и город «Клещин» на Плещеевом озере. Город на Где стал предшественником средневекового Ростова, который упоминается в летописи уже во второй половине IX века («а в Ростове меря»), а Клещин предшественником Переславля Залесского.
Такие украшения носили «древнерусские» женщины 12века. Даже не специалисты видно, что этнически они не были славянками
Именно земли и автохтонное население Залесья стали ядром формирования Московского-Российского государства и русского народа.
FINUGOR – С историей в целом все понятно. Расскажите о мифологии Залесской земли.
Меряне никуда не исчезли за эту тысячу лет, они живут в нас с вами: возделывают землю, рубят лес, водят суда по Волге, гранят кристаллы, рисуют картины, плавят самородки. В древности наши предки славились ювелирным искусством, потомки не отстают от славы дедов. Всем известно, что залесские Кострома и Ростов Великий по праву считаются ювелирными центрами России.
Живы их Боги в камнях, лесах и реках, православных церквях, и святых источниках. Случается, что они телесно входят в наш мир, – порождая народных героев, полководцев, космонавтов, шаманов-писателей и художников.
Примерно в то время, когда ислам пришел на нижнюю Волгу, на верхнюю пришла вера в Христа. Но на Волге и христианство, и ислам легли на мощнейшую толщу финно-угорских народных верований. Они никуда не исчезли. Народная вера питается образами ландшафта нашей земли – лесами, болотам, озерами и причудливо петляющими реками. Ничто, кроме народных архетипов, не могло совладать с первобытной природой здешних мест. И ничем, кроме этих архетипов, невозможно объяснить «матрицу» нашей залесской народной культуры. Ландшафт и «матрица» остаются неизменны – а потому и мерянская мифология у русских залесцев оказалась неискоренимой. Она просто «скрылась с глаз», «ушла в подсознание».
Залесская молодежь изучает язык мерянских предков
Затаившаяся матрица пронизывает нас, как подземные воды пронизывают нашу землю. Существуют бесчисленные молебные камни, урочища и источники.. На месте селищ и «панских городищ» стоят современные селения, сохранившие причудливые имена: Кибол, Кидекша, Шурскол, Чухолза, Брембола...
Присмотревшись, это сказку мы видим и сейчас.
Это наши мерянские боги с улыбкой взирают на туристов у переславского Синь-камня и потешаются над экстрасенсами и контактёрами в «аномальных зонах»...
Синь-камень на берегу Плещеева (Клещина) озера
Она глядит на нас не только из синих камней и бурлящих студеных ключей, но и из глазниц святых московского православия, даже из глаз Богородицы – святой покровительницы нашего Северо-Востока.
Все это наше бесценное культурное богатство дает нам, городским людям 21 века, почву под ногами, открывает дорогу к пониманию нашего мерянского вчера, сегодня, завтра....