Суббота, 23.11.2024, 03:16 | Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость

Главная » 2015 » Август » 30 » Переславский музей напомнил русским об их финно-угорских корнях
21:07
Переславский музей напомнил русским об их финно-угорских корнях

21 августа в Культурно-выставочном центре Переславского музея-заповедника открылась выставка мерянского художника этно-футуриста Андрея Малышева «Merjamaa. Залесская земля». Выставочный проект проходит в рамках VIII молодежного фестиваля «ПерЕсЕчЕниЕ».

Он посвящен мифологии и истории исторического региона России - «Залесья», называемого в научной литературе «Северо-Восточной Русью», который  располагается на древних землях финно-угорского народа – Меря, и призван актуализировать понятие «малой родины».

Оригинальные и необычные коллажи – графические высказывания автора, раскрывая эту тему, адресованы, прежде всего, творческой молодёжи малых городов центральной России.


С гостями выставки

Merjamaaпредлагает интервью взятое нфоцентром  FINUGOR.RU у автора выставки.

FINUGOR - Большинство россиян никогда не слышало о Залесье, или сталкивалось с этим названием лишь в качестве приставки в названии города Переслаль – Залесский. Расскажите о Залесской земле подробнее.

Залесская земля это — средневековое название территории, употреблявшееся в XIV — начале XV века для обозначения земель, располагавшихся в Волго-Окском междуречье. Согласно «Списку русских городов дальних и ближних», Залесская земля включала в себя 55 городов и поселений, расположенных в следующих современных областях центральной России:

Ярославская область: Переславль-Залесский, Ростов, Ярославль, Углич,

Костромская область: Кострома

Владимирская область: Владимир, Боголюбово, Суздаль, Юрьев-Польский, Стародуб- на-Клязьме.


Валы летописного мерянского города «Клещин»

В новейшее время на территории исторического Залесья располагается "Золотое кольцо" России.

Термин «Залесье» кроме «Списка», встречается также в «Задонщине», памятнике древнерусской литературы конца XIV. Сходные выражения: «Суждали Залесская дань» и «А се Залѣскии» (города) есть в Уставной грамоте Смоленской епископии 1136 года. Название «Залесье» географическое, оно подразумевало всё то, что находилось «за лесом» по отношению к киевским и черниговским землям, от которых Залесье отделяли труднопроходимые брянские («дебрянские» — от слова «дебри») леса, населённые балтскими и славянскими племенами. Существовали два основных пути, связывавших столицу Залесской земли Ростов со столицей Руси Киевом: окольный водный днепровско-волжский путь с волоком на Валдае (использовался, в частности, Глебом Владимировичем в 1015 году, Юрием Долгоруким в 1155 году) и «дорога прямоезжая» через вятичские леса (Святослав Игоревич в конце 960-х годов, Владимир Мономах в конце XI века и др.).


Вид на Плещеево (Клещино) озеро с дьяковского городища ржв

FINUGOR - Ваше мнение, в чем заключается ценность актуализации этого названия и какова здесь связь с мерянами?

Залесская земля это сердце России. Это исторические земли Ростово-Суздальского и Муромско-Рязанского княжеств. Исконным населением Залесья были многочисленные финно-угорские племена - меря, мурома, мещера.


Все что вы хотели знать о древнерусской культуре Залесской земли, но боялись спросить. Ну так вот вам, финно-угорское мерянское украшение из древнерусского могильника в округе Переславля Залесского

Первыми из крупных протогородских центров, возникших в Залесье, были: мерянский город на реке Где, именуемый сейчас «Сарским городищем», и город «Клещин» на Плещеевом озере. Город на Где стал предшественником средневекового Ростова, который упоминается в летописи уже во второй половине IX века («а в Ростове меря»), а Клещин предшественником Переславля Залесского. 


Такие украшения носили «древнерусские» женщины 12века. Даже не специалисты видно, что этнически они не были славянками

Именно земли и автохтонное население Залесья стали ядром формирования Московского-Российского государства и русского народа. 

FINUGOR – С историей в целом все понятно. Расскажите о мифологии Залесской земли.

Меряне никуда не исчезли за эту тысячу лет, они живут в нас с вами: возделывают землю, рубят лес, водят суда по Волге, гранят кристаллы, рисуют картины, плавят самородки. В древности наши предки славились ювелирным искусством, потомки не отстают от славы дедов. Всем известно, что залесские Кострома и Ростов Великий по праву считаются ювелирными центрами России.

Живы их Боги в камнях, лесах и реках, православных церквях, и святых источниках. Случается, что они телесно входят в наш мир, – порождая народных героев, полководцев, космонавтов, шаманов-писателей и художников.

Примерно в то время, когда ислам пришел на нижнюю Волгу, на верхнюю пришла вера в Христа. Но на Волге и христианство, и ислам легли на мощнейшую толщу финно-угорских народных верований. Они никуда не  исчезли. Народная вера питается образами ландшафта нашей земли – лесами, болотам, озерами и причудливо петляющими реками. Ничто, кроме народных архетипов, не могло совладать с первобытной природой здешних мест. И ничем, кроме этих архетипов, невозможно объяснить «матрицу» нашей залесской народной культуры. Ландшафт и «матрица» остаются неизменны – а потому и мерянская мифология у русских залесцев оказалась неискоренимой. Она просто «скрылась с глаз», «ушла в подсознание».


Залесская молодежь изучает язык мерянских предков

Затаившаяся матрица пронизывает нас, как подземные воды пронизывают нашу землю. Существуют бесчисленные молебные камни, урочища и источники.. На месте селищ и  «панских городищ» стоят современные селения, сохранившие причудливые имена: Кибол, Кидекша, Шурскол, Чухолза, Брембола...

Присмотревшись, это сказку мы видим и сейчас.

Это наши мерянские боги с улыбкой взирают на туристов у переславского Синь-камня и потешаются над экстрасенсами и контактёрами в «аномальных зонах»...


Синь-камень на берегу Плещеева (Клещина) озера

Она глядит на нас не только из синих камней и бурлящих студеных ключей, но и из глазниц святых московского православия, даже из глаз Богородицы – святой покровительницы нашего Северо-Востока.

Все это наше бесценное культурное богатство дает нам, городским людям 21 века, почву под ногами, открывает дорогу к пониманию нашего мерянского вчера, сегодня, завтра....

Источник: нфоцентр  FINUGOR.RU

Категория: Новости Мерянии | Просмотров: 2290 | Добавил: merja | Теги: реэтнизация, русские, финно-угры, мерянский этнофутуризм, Залесье, меря | Рейтинг: 5.0/8
СТАНЬ МЕРЯ!

ИНТЕРЕСНОЕ
ТЭГИ
мерянский Павел Травкин чашечник меря финно-угры чудь весь Merjamaa Меряния финно-угорский субстрат вепсы История Руси меряне суздаль владимир история марийцы мари Ветлуга Ростов Великий ростов новгород Русь экология славяне топонимика кострома КРИВИЧИ русские Язычество камень следовик синий камень камень чашечник сакральные камни этнофутуризм археология мурома Владимиро-Суздальская земля мерянский язык ономастика Ростовская земля балты финны городище Векса озеро Неро краеведение православие священные камни этнография Плёс общество дьяковцы Ивановская область регионализм культура идентитет искусство плес ингрия антропология россия москва ярославль мифология вологда лингвистика Марий Эл будущее Унжа вятичи Залесье волга поэзия нея галич деревня туризм север мерянский этнофутуризм Древняя Русь шаманизм латвия русский север иваново буй капище Ярославская область Языкознание реконструкция скандинавы средневековье Европа магия Этногенез коми старообрядцы Костромская область христианство Социология
Статистика
Яндекс.Метрика