Суббота, 23.11.2024, 04:04 | Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость

Главная » 2017 » Май » 16 » По пути "Из варяг в меря"
12:30
По пути "Из варяг в меря"

Команда Костромского отделения РГО с 1 по 5 мая осуществила разведывательный сплав на деревянной лодке по пяти рекам Костромской и Вологодской областей. На специально изготовленной на заказ уменьшенной копии ладьи северных народов костромичи поставили перед собой цель пройти по средневековому торговому пути, имеющему условное историческое название «Из варяг в арабы» (связывавшему в древности мерянские земли с Булгаром, Балтикой и чудским Севером. прим. Merjamaa)

Известно, что по рекам, впадающим в Северную Двину, финно-угры, новгородцы, скандинавы-викинги и другие северные народы спускались вниз до рек Волжского бассейна, где с помощью волоков переправлялись через водораздел на реки Кострома, Унжа, Ветлуга.

Повторить их путь из века IX в веке XXI и отправились четверо костромичей: Роман Рябинцев, Дмитрий Шнур, Сергей Розов и Тимур Бурков.

Маршрут был составлен по рекам: Вохтожка, Килега, Монза, Кострома, Векса. Конечной точкой маршрута должно было быть городище Унорож в Галичском районе. Во время археологических раскопок там обнаружено большое количество артефактов, связанных с международной торговлей и скандинавскими народами.

«Для полного погружения и исторической достоверности мы решили построить лодку по технологии того времени. И при помощи весел, шестов и веревок пройти путь, как это могли делать варяги в IX веке», — рассказал участник экспедиции Дмитрий Шнур.

Маршрут проходил по рекам: Вохтожка, Килега, Монза, Кострома, Векса. Конечной точкой маршрута стало городище Унорож в Галичском районе - древняя столица костромских мерян. (прим. Merjamaa) Во время археологических раскопок последних лет там обнаружено большое количество артефактов, связанных с международной торговлей и скандинавскими народами.

«Для полного погружения и исторической достоверности мы решили построить лодку по технологии того времени. И при помощи весел, шестов и веревок пройти путь, как это могли делать варяги в IX веке», — рассказал участник экспедиции Дмитрий Шнур.

Легкую и прочную ладью длиной 5 метров 20 сантиметров и шириной 150 сантиметров для костромичей изготовили корабелы Виктор Волков и его сын Тимофей.

Экспедиция началась от берегов реки Вохтожка у поселка Вохтога в Вологодской области.

Из дневника участника экспедиции Дмитрия Шнура:

"На особо крутых излучинах реки лодку вытаскивали на берег и волокли по земле на веревках, как бурлаки, все вместе. В некоторых местах удавалось даже идти на веслах.

Местные жители вообще на всем пути смотрели на нас как на пришельцев. Мы не рыбаки, не охотники, да еще из Костромы, да на лодке, которую они отродясь на их реке и не видели. Но относились все дружелюбно и в Вологодской области, и у нас в Костромской. Предлагали воду, еду, ночлег, даже парное молоко. Охотно рассказывали, что знали от своих родителей про их родные места: был водный путь в Монзу от деревни Черновка, лодки вверх вниз ходили, в селе Сидорово большая ярмарка была, и с Костромы и с Лежи товар везли. И даже вспоминают, что продавали лососей. Вспоминали про соль, хлеб, мед и даже золото, которое со слов сторожил, мыли где-то не далеко.

На реке Монза путь проходил недалеко от каменной гряды Баран. В древности прямо в реке стоял огромный камень с двумя выступами в форме рогов. Это место было центром поклонения местных народов чуди, мери. Затем во время половодья судоходству мешали рога Барана, торчащие из воды, и их отбили, а со временем Баран совсем разрушился. Но само по себе место примечательное, такая каменная гряда-редкое явление в наших местах.

Буян (название лодки) на веслах разгонялся до двенадцати километров в час, а в среднем шел девять-десять километров в час. При разгоне появлялся звук под лодкой, как будто кипит чайник. Это древняя технология корабелов севера помогала Буяну скользить по воде.

Последняя точка экспедиции — мерянское городище Унорож встретило нас разливом реки Вексы и Тойги. Высокая площадка, окруженная с трех сторон водой. Курган Журавец нависает над изгибом дороги, которая по единственному сухому пути ведет в крепость. Стоя на девятиметровой высоте бывшего городища, так и представляешь, как под стенами и башнями крепости, под Журавцом, вдоль пристани качаются на воде ладьи, и купцы вытаскивают товары, привезенные с края света.

Наша разведка закончилась. За четыре дня мы проехали сотни километров и прошли по воде десятки. План маршрута мы выполнили на 90 процентов. Узнали и почувствовали за время похода на деревянной лодке, приводимой в движение веслами, шестами и тягловой силой, столько, сколько не узнали бы и не почувствовали бы за всю жизнь."



Источник: http://kostromaturs.ru
Фотографии:
Дмитрий Шнур

Категория: Новости Мерянии | Просмотров: 2540 | Добавил: merjanyn | Теги: чудь, Галич Мерьский, Векса, новгородцы, финно-угры, меря, скандинавы, Унорож, историческая реконструкция | Рейтинг: 5.0/7
СТАНЬ МЕРЯ!

ИНТЕРЕСНОЕ
ТЭГИ
мерянский Павел Травкин чашечник меря финно-угры чудь весь Merjamaa Меряния финно-угорский субстрат вепсы История Руси меряне суздаль владимир история марийцы мари Ветлуга Ростов Великий ростов новгород Русь экология славяне топонимика кострома КРИВИЧИ русские Язычество камень следовик синий камень камень чашечник сакральные камни этнофутуризм археология мурома Владимиро-Суздальская земля мерянский язык ономастика Ростовская земля балты финны городище Векса озеро Неро краеведение православие священные камни этнография Плёс общество дьяковцы Ивановская область регионализм культура идентитет искусство плес ингрия антропология россия москва ярославль мифология вологда лингвистика Марий Эл будущее Унжа вятичи Залесье волга поэзия нея галич деревня туризм север мерянский этнофутуризм Древняя Русь шаманизм латвия русский север иваново буй капище Ярославская область Языкознание реконструкция скандинавы средневековье Европа магия Этногенез коми старообрядцы Костромская область христианство Социология
Статистика
Яндекс.Метрика