25 мая краеведы сообществ METSA KUNNTA и MEŠERANI MASTOR посетили загадочные леса древней Мещёры. «Программа минимум» была намечена следующая: высадиться в деревне Собанино и пересечь священный Шатурский лес с юга на север, пройдя по старой лесной дороге Собанино-Никола-Шатур, посетив Змей-камень, пересечь реку Поля, исследовать древний Никольский погост и через дремучие леса выйти к 15 посёлку Шатурторфа.
Жальный Змей-камень
Загадочное здесь начинается буквально с названия.
Шатур, это некогда богатое охотничье село, имеет глубокую историю, уходящую в дорусский период, когда эти земли принадлежали одному из родов племени мещёра. Об этом говорит само название места, доставшееся нам от них в наследство.
Реконструкция мещёрского костюма
Корень "UR" встречается почти во всех названиях на землях, которые некогда занимала мещёра и родственная ей мурома. Мещёрское УР родственно волго-финскому слову "ур" - "белка". Корень "ŠAT", родственный эрзянским словам, трактуется как "невысокая горка". Именно на такой горке и возник, а в 16 веке уже стал центром отдельной волости древний Шатур. Это было время активной христианизации московских земель.
На древнем холме, возможно, служившем ранее мольбищем, была поставлена первая деревянная церковь. Самые древние церкви строились на языческих мольбищах и в Новгороде, и в Муроме, и в Ростове, и в многих других городах и весях.
Чудские жальные (священные) камни сложены в алтарях старинных церквей финского Северо-запада и Северо-Востока России, а во дворе одной из муромских церквей до сих пор даже лежит поверженный языческий идол.
Подношения
Однако чаще всего старые святыни вписывались в новую религию. Так было и в Шатуре - священный холм на берегах Поли, поклонный камень и священный родник в версте южнее села почитались и в христианские времена. Так, до первой половины 20-го века около камня с ключом была часовня.
Место нахождения часовни и родника рядом с жальным камнем
Таким образом Камень с родником и церкви составляли единый сакральный комплекс.
Впервые упомянутый в письменных документах в 1406 году, к 16 веку Шатур был уже центром отдельной волости.
Старая гать
По меньшей мере с 17 века в селе велось интенсивное храмовое строительство, строились и перестраивались храмы. В 20 век Шатур вступил, имея две церкви и две церковно-приходские школы. Это был настоящий духовный центр округи, место жительства нескольких священнических и дьяконских семей.
Чтобы попасть в Шатур, нужно перейти через реку Поля по очень живописному мосту
Ритуальное омовение в водах мещёрской реки
Все приходские сооружения, кроме кирпичной отдельно стоящей колокольни 1909 года и художественно выполненных столбов кладбищенской ограды, утрачены в советский период.
После революции Шатур постепенно пришел в упадок. Тому есть объяснение - село располагалось на бедных почвах. Как и тысячи лет назад, основным занятием местного населения была охота. В 1932 году холодную церковь разобрали. Теплая церковь продолжала действовать до конца 50-х годов, пока не была закрыта во время хрущевских антирелигиозных гонений. Летом 1976 года случилось страшное и непонятное событие - церковь подожгли якобы из хулиганских побуждений. Так в один день был утерян памятник деревянной архитектуры.
Ограда Никольской церкви
К началу 80-х годов в Шатур почти не осталось местных жителей и было отключено электричество. Провалилась в болото гать, по которой люди добирались до большой земли. В начале 90-х корреспондент газеты «Аргументы и Факты», задавшийся целью найти самый глухой угол Подмосковья, остановил свой выбор на Шатур. Желая впечатлить читателя, он сообщил в своём репортаже в самой многотиражной в то время газете мира, что люди здесь провели август 1991 не узнав слова ГКЧП.
PS
При Никольской церкви в Шатуре существует старое, тихое кладбище. Всмотритесь в эти простые и удивительные лица потомков древней мещёры...
|