До сих пор на территории России, находится
немало камней и других природных объектов,
почитаемых местными жителями. Со многими из
них связан ряд языческих обрядов, часто
принявших христианские формы, обычаев,
суеверий, легенд и преданий. Им приписывают
всевозможные магические качества: например,
считают, что они могут влиять на судьбу
человека, обладают лечебными свойствами и т.д.
Мы называем такие природные объекты -
культовыми. Существует по крайней мере,
две причины отнесения валунов к категории
культовых памятников. Во-первых, это
сохранение вплоть до настоящего времени
комплекса обрядов возле таких камней, где
сам валун и изображения на нем прямо
связаны с отдельными языческими или
христианизированными персонажами. Во-вторых,
на многих из них имеются знаки и
изображения, с которыми связаны
соответствующие предания или они
используются как культовые. Так углубления,
колодчики, изображения стоп, рук, надписей
известных на многих камнях нашего Севера,
могут считаться ритуальными и в тех случаях,
когда легенды и предания уже не сохранились.
село Неёлово
За последние годы, на территории Верхнего
Поволжья краеведами было выявлено не мало
культовых камней. Сегодня вниманию наших
читателей предлагаем один из них.
Информацию о нём нам поведал краевед и
местный житель сёла Неёлова
Александровского района Владимирской
области Владимир Александрович Тарасов.
В суботу 18 сентября, мы решили
разведать его место положение. Село Неёлово
располагается в 100 км на Север от Москвы, в
Александровском районе Владимирской
области, на классической территории
летописной Мери.
Добравшись до села мы
припарковали машину у ныне
восстанавливаемой церкви Ильи Пророка. В 30-ых
годах 20-го века храм был закрыт, кладбище
при нём ликвидировано. Здание церкви в
советское время использовалось как склад
ГСМ.
Интерьер церкви
На территории старого кладбища сохранилось
интересное надгробие. На нём изображены
солнышки, одно в зените, другое подземное.
Кладбищенский валун
Осмотрев остатки кладбища и
церковь мы двинулись вдоль оврага Муковня к
новому деревенскому кладбищу за которым по
словам Владимира Александровича находится
урочище Касьянки близ которого лежит
Камень.
В направлении на ЮЗ через овраг от
нового деревенского кладбища, находится
урочище Касьянки. Это дубы, растущие вдоль
оврага. Камень находится на вершине холма, в
примерно 200-ах метрах от Касьянок. Вокруг
камня куртина из кустов, расположенная
посреди поля, что дает возможность точно
определить его местоположение. Далее за
Камнем начинается лес, идущий до границы с
Московской обл., до д. Малинники, где
находится дача Министерства СХ с
искуственным водоемом.
Куртина из кустов у которой лежит Камень
Охранная табличка поставленная
сотрудниками Александровского
исторического музея.
Поклонение камням, которые в наших
местах часто называют "Синими",
принято связывать с наследием народа Меря.
Есть сведения о поклонении камням в
древности в Эстонии, в землях Води и Ижоры, а
также в Финляндии. Известны случаи
поклонения камням, а также факты
жертвоприношения большому белому камню «Валкеа
киви» в Восточной Финляндии. Кроме того, в
Финляндии кроме камней, известны случаи
почитания «Синих скал».
У саамов Лапландии до сих пор существует
почитание священных камней. На Соловецких
островах сохранились саамские святилища –
каменные круги, лабиринты и т.д. Любопытно
отметить и факты пережитков поклонения
синим камням «сэнь кев» и у эрзян. Так,
недалеко от эрзянского села Курилово, на
высокой горе «Караул пандо» и ныне лежат
большие камни. Существует предание о том,
что в далеком прошлом здесь жгли сигнальные
костры, предупреждавшие население об
опасности. Большой «синий камень» - валун
находился недалеко от Куриловского
монастыря. (Несколько лет назад его увезли в
неизвестном направлении…) Существовало
поверье, если постоишь или посидишь на
камне, то тебе будут сопутствовать удача,
счастье, здоровье… Некоторые старожилы
села уверяли, что этот огромный синий
камень упал в давние времена с неба, во
время грозы…
В Ярославской области (например,
старожилы села Городище) утверждают, что
синий камень отводит грозу. Кстати, «Синих
камней» в Верхнем Поволжье очень много,
особенно знаменит Синий камень на берегу
Плещеева озера, с которым связано множество
легенд и сказаний. В 1997 году «Синий камень»
выявлен под Костромой и в северной части
Рязанской области.
…Интересная связь между «синим камнем» и
божеством грозы, верховным богом Юмалом (Укко)
наблюдается в Финляндии и Карелии, которого
язычники представляют в костюме синего
цвета. Финский исследователь Уно Харва
приводит в качестве примера руну, в которой
бог грозы Укко зовется также «Сини витта» («Синяя
накидка»). У. Харва приводит также сведения
о горе Уккомяки, на которой стоит «Синий
камень», где с незапамятных времен жгли
костры.
Происхождение названий многочисленных
мерянских синих камней, так и финских синих
камней, а также «Синих скал» Финляндии
объясняется в народе исходя из синего цвета.
Однако «синие камни» не обязательно синего
цвета, встречаются также и серые, сине-серые,
бирюзовые, белые и т.д.
У синих камней древние Меряне устраивали
сходы, моления, жертвоприношения (хлеб,
плоды, ягоды). Это были своего рода
святилища, как и родники, священные рощи и т.д
Неёловский камень типичный камень-чашечник.
У самой вершины камня есть довольно крупное
углубление где застаивается вода.
С такими камнями часто связаны предания о
лечебной (живой) воде.
На камне выгравирована надпись ВЕЧНОСТЬ
В десятке метров от куртины кустов лежит
еще один, меньший по размеру валун. Он тоже
имеет значительное углубление где
скапливается вода.
По информации Владимира
Александровича Тарасова к Неёловскому
камню издревле ходили жители окрестных
деревень просить благополучия в семье.
Приносили нехитрые дары: куриные яйца,
курочек и т.п. В данный момент камень
местными жителями не почитаем, поскольку
коренное население деревень по большей
части разъехалось кто куда, большую часть
жителей составляют московские дачники
которые ничего не знают о культе камней, и
вообще глухи к вере предков.