Вторник, 05.11.2024, 10:47 | Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость

Главная » 2016 » Январь » 19 » Потаенная Финноугрия. Предки на водоразделах рек и культур
18:01
Потаенная Финноугрия. Предки на водоразделах рек и культур

С самых давних времен люди селились на берегах озер и рек, на которых можно было ловить рыбу, ставить на сваях дома, которые лучше защищали от опасностей, чем шалаш или землянка в глубинах первобытного леса. Занимаясь рыбной ловлей или развлекаясь, наш безымянный предок нередко усаживался на дерево, плывущее по реке, вероятно вырванное с корнем в весенний разлив или грозу, и со временем обнаруживал, что два дерева сцепившиеся ветвями устойчивее в воде, чем одно.

Так вероятно появилась мысль о создании плота. Никто точно не знает, когда человек спустил на воду первый плот или грубо выдолбленный древесный ствол. Но с этого времени человек Северной Евразии приобрел средство для сравнительно легкого передвижения на большие расстояния.

Древнегреческий историк Геродот описывая места, где ныне расположены центральные и северные районы Европейской части России, говорил: «Самым необыкновенным их признаком являются величественные и многочисленные реки и леса».

Для торговцев река - готовая летняя и даже зимняя ледяная дорога, не грозила ни бурями, ни подводными камнями. Сама природа указывала древним финно-уграм пути сообщения по рекам и озерам, соединявшие их с северными и южными морями.

Самыми древними у нас были водные торговые пути, соединяющие Уральские горы с  Балтийским и Каспийским морями. Они появились еще в раннем железном веке, в середине 1 тысячелетия до нашей эры. По этим путям наши предки торговали с индоевропейцами, в частности балтами, предками современных западных русских, беларусов, литовцев и латышей.

Крупные, средние и малые реки были важнейшими частями грандиозной общей финской транспортной системы водно-волоковых путей, по которым передвигались коми, марийцы, меря, чудь, весь, угры, удмурты и другие народы.

Названия этих рек являлись своеобразными «навигационными» характеристиками, служащими для облегчения ориентирования на протяжении тысяч километров.

 «Вишеры», «Бисеры», «Бисерти» – это реки, опосредованно ведущие к волокам, но не заканчивающиеся ими. «Весляны», «Веселые» представляли собой промежуточные отрезки водного пути по направлению к волокам, в то же время, определяя границы движения, момент поворота в реку, ведущую к волоку. «Висы», «Виски», « Вуоксы», «Вёксы» – просто водотоки, связывающие озера с реками. «Сары» – реки вытекающие из сильно заболоченных озер или болот, «Колвы», «Колы» – реки, вытекающие из озер и впадающие в озера. «Чусы», «Чусовые» – как правило, малые и узкие (тесные) реки, чаще всего непосредственно выводящие к переволокам. Гидронимы «Соль», «Сой» применялись для обозначения рек, распадающихся в верховьях (у водоразделов) на множественные «рукава», нередко ведущие к волокам. Гидронимы «Пучкас» применялись для обозначения рек, распадающихся в низовьях на множественные «рукава. Гидроформанты -ва, -ю, -шор, ньга, ма, га, мда, определенно указывали на размер рек.

В условиях равнинной местности, которая на Европейском Севере буквально «отутюжена» ледниками, когда обступающая реки и озера тайга делала совершенно невозможным обзор окрестностей, у наших древних предков неизбежно возникало плоскостное, горизонтальное, двухмерное, как в подземном лабиринте, восприятие пространства.

В такой ситуации гидронимы-ориентиры были жизненно необходимы, поэтому финно-угры создали своеобразную «вербальную лоцию» в которой все названия рек были удобны и понятны в ориентации – «Белая река», «Маленькая река», «Река ведущая к волоку», «Протока из озера», «Болотная река», и т.д. И для всех финно-угорских народов гидронимия севера Европейской России, Урала и Западной Сибири была открытой и понятной книгой.

Появившиеся в результате крещения древних народов русские, пришедшие на эти территории во времена развитого средневековья, не меняли названий рек, а прилежно постигали содержание «лоции», что позволило им осваивать новые территории чрезвычайно быстрыми темпами.

Одним из главных водных путей на протяжении тысячелетий был Волжский путь. Верховья Волги посредством волоковых путей связывались с рекой Метой, которая доходила до Ильменя, из которого можно было попасть в Балтийское море. Кроме того, Волжский путь вел в Волжско-Камскую Болгарию и даже по Каспийскому морю в арабские страны.

Наша финская Волга было связана и с балто-славянским Днепром. Эта связь осуществлялась в нескольких местах. Во-первых, из верховьев Волги можно попасть в Ильмень и далее на юг в Днепр. Во-вторых, с Волги можно было переходить на Дон по так называемому Волго-Донскому волоку в районе современного Волгограда.

Этим наиболее важным водным маршрутом пользовались все древние народы.

Продолжением Волжской системы было несколько северных, сложившихся на основе двухводных систем: Волхово-Ильменской, Западно-Двинский,

Волхово-Ильменская система начиналась в Новгороде. Отсюда через Волхов - Ладожское озеро - Неву был выход в Финский залив.

На запад водным путем выходили к Балтике через реку Великую - Псковское озеро - Чудское озеро – река Нарова.

Доминирующее положение на водных путях, связывающих Новгородские земли с Чудским Заволочьем и мерянским Залесским краем Владимиро-Суздальской земли, принадлежало весьско-мерянскому Белоозеру. Здесь сходились пути: Невско-Волжский; Белоозерско-Онежский, Белоозерско-Сухонский. Особенностью этих водных путей была волоковая система перехода, существовавшая в районе Белоозера, которая получила название «Волок», а вся территория от него к востоку – «Заволочье».

На волоковых путях образовывались поселения волочан, которые помогали перетаскиванию лодок. В раннем средневековье существовал свод законов, по которому за неудачное перетаскивание лодки ответственность несет все поселение волочан. На волок судна волочане должны были поставлять определенное количество людей, лошадей, а также приносить с собой катки. Кроме этого, катки (бревна) возились и на самой лодке, чтобы не рубить каждый раз новые деревья. А к днищу лодки прибивались полозья для более удобного волока. Если к месту волока прибывали сразу два судна, заморское и из другого княжества Руси, то сначала переволакивали заморское.

Разветвленная речная система путей сложилась и в Волго-Окском междуречье, в Северо-Восточной земле, мерянском Залесье. Здесь основные пути шли по Волге, Оке, Клязьме. Две Нерли - Волжская и Клязьменская связывали Клязьму и Волгу через Суздальские и Переяславские земли.

Ока через Москву-реку - Рузу - Ламу - Шошу связывалась с Волжским верхом. О важности этого пути свидетельствует возникновение Волока на Ламе. Недаром Новгородские и Московские князья держали его у себя в совладении, чтобы не платить лишний раз мыт, плывя через другие княжества.

Таким образом, в средневековый период существования Булгара, Новгорода, Залесской земли, существовала развитая система водных путей сообщения, созданная автохтонными финно-угорскими народами за тысячу лет до самого начала этих средневековых государств.

В сегодняшней России все волоки давно заросли лесом. Но есть любители истории, периодически обновляющие древние пути.

Пару лет назад состоялась экспедиция устроенная Кенозёрским национальным парком (Архангельская область)

Столетия назад Новгород и Заволочье, как называлась территория современной Архангельской и Вологодской областей, были соединены сетью водно-волоковых путей, предназначенных для торговых судов. Летописные источники одним из таких путей называют Кенский волок. Целью экспедиции являлась реконструкция Кумбасозерского направления Кенского волока и испытание в полевых условиях берестяной лодки, повторяющей конструкцию лодок древних финно-угров, изготовленной мастером Александром Шутихиным по заказу Кенозерского национального парка.


Берестяной каюк для экспедиции был изготовлен ещё в начале августа и хранился в "Рухляном сарае" Кенозёрского национального парка, в деревне Вершинино


Вёсла позволяют не только передвигаться по воде, но и нести лодку на плечах


Впереди 18 километров пути до Кумбасозера


Первое - Педозеро


Привал на Педозере


Можно в берестяном котелке вскипятить себе брусничного чайку


Дубан – тоже архаичный вид лодки вырубаемой на берегу озера из стволов деревьев. Для остойчивости два ствола сбивались вместе. Естественно, что такие лодки не перетаскивались, между водоёмами, а вырубались на месте.


Устье реки Кумбасы вытекающей из Кумбасозера - начало водного пути к реке Водле, и дальше до Онежского озера.


река Гузеньга, последний пункт путешествия

Текст и иллюстрации: Андрей Мерянин.
Фото: http://pinogora.narod.ru/
Источник: FINUGOR

Просмотров: 4545 | Добавил: merja | Теги: чудь, история России, меря, русский север, колонизаия, топонимы, волоки, весь, древня русь | Рейтинг: 4.4/8
СТАНЬ МЕРЯ!

ИНТЕРЕСНОЕ
ТЭГИ
мерянский Павел Травкин чашечник меря финно-угры чудь весь Merjamaa Меряния финно-угорский субстрат вепсы История Руси меряне суздаль владимир история марийцы мари Ветлуга Ростов Великий ростов новгород Русь экология славяне топонимика кострома КРИВИЧИ русские Язычество камень следовик синий камень камень чашечник сакральные камни этнофутуризм археология мурома Владимиро-Суздальская земля мерянский язык ономастика Ростовская земля балты финны городище Векса озеро Неро краеведение православие священные камни этнография общество Плёс дьяковцы Ивановская область регионализм культура идентитет искусство плес ингрия антропология россия москва ярославль мифология вологда лингвистика Марий Эл будущее Унжа вятичи Залесье волга поэзия нея галич деревня туризм север мерянский этнофутуризм Древняя Русь шаманизм латвия русский север иваново буй капище Ярославская область Языкознание реконструкция скандинавы средневековье Европа магия Этногенез коми старообрядцы Костромская область христианство Социология
Статистика
Яндекс.Метрика