Буй — город в Костромской области России. Расположен в 92 км от Костромы. В городе находится административный центр Буйского муниципального района, причём город Буй входит в самостоятельное муниципальное образование в составе Костромской области — городской округ город Буй. Население 25,3 тыс. жителей (2010).
Первые поселения на современной территории города были еще в раннем железном веке (археологами найдены следы финно-угорских селищ, курганы). Летописная история Буя считается с 1536, когда здесь появился фор-пост Московского княжества. На слиянии рек Костромы и Вексы по указанию Елены Глинской был выстроен крепостной вал со рвом и заложена деревянная крепость ("Буй-городок на Кореге", разобрана в конце XVIII века за ненадобностью) По официальной версии крепость должна была защищать восточные рубежи Московского княжества от набегов казанских татар, ярзян и мари. В реальности же речь скорее всего шла о контроле Москвы над торговой артерией, связывающей Галич Мерский и Кострому, состоящей из реки Векса вытекающей из озера Нерон (Галичское озеро) и впадающей в Кострому которая несет свои воды дальше в Волгу.
Принято выводить название города от русского буй: «открытое высокое место; площадь около церкви с домами для причта; кладбище». Но нам представляется логичнее переводить название города с родственного мерянскому марийского: Вуй - голова; головной. В русском языке звук «в » произносится с участием губ и зубов (губно-зубной звук). А в марийском языке звук «в » произносится с участием только губ (губно-губной звук). Марийский звук «в » звучит глуше русского и очень напоминает русский звук «б ». В данном случае мерянское Вуй в русской транскрипции звучит как Буй.
И так средневековый Буй-городок более чем вероятно был центром местной мерянско-чудской родоплеменной группировки. За это говорят названия целого куста деревень расположенных вокруг современного Буя: Корега (корем - овраг), Тюшково (тюшка - группа, гурьба, групповой, общий), Новое Кубово (кава, кува - бабушка), Вантино (вондо - тростинка; стебель), Абатурки (или от 1) ава - мать, свекровь, или от 2) тур - чурбан), Ваганово (ваге, вага - рычаг), Дор-Шача (дор - северное деревенское - починок. шочмо - родной, родимый;), Телешово (теле зима; зимний), Елино, Вторка, Солотавка, Кошкарово (кашка 1) кряж (толстое бревно); 2) лежачее дерево.), Куребрино, Малое Куданово (кудо - дом, изба), Пакшино (пакча - огород.), Костома, Пундово (пундо - денежные средства, казна), Каваново (кава, кува - бабушка), Ихолово (прибалто-финское ихал - веселый, радостный), Ликурга (курго - корм.), Пургасово (Пургас - имя собственное), Аргунка (аргун — топор, аргун — мастер по дереву, плотник, владимирское (Славянское ли это слово?)), Суболово (суо, шуо - болото, бол - место, деревня), Шушкодом (шюшкаш - свист, свистеть), Колыбаево (кол - рыба),
Окрест этих населенных пунктов протекают реки так же имеющие финно-угорские названия: Кострома, Векса, Воймица, Сентега, Корега, Лыстога, Удгода, Кега, Волженга, Вершуги, Лынгерь, Тебза, Печуга, Елнать, Секша.
После взятия Казани Иваном Грозным "Буй-городок на Кореге" утратил свое военное предназначение и служил местом ссылки. В 1613 году в Смутное время Буй разоряет литва. С 1719 года Буй официально числится как пригород Костромы, с 1764 как заштатный город Костромской губернии, а в 1778 году Буй становится уездным городом и насчитывает 70 домов со 160-ю жителями. В 1796 году он зачем-то был выведен за штат (то есть перестал быть уездным), но через шесть лет статус уездного города вернули. К середине XIX века население города возрастает до 2132 человек, домов насчитывается 290. Построены уездное и приходское училища. Местные жители занимаются различными ремеслами, многие уходят на заработки в Санкт-Петербург и Москву. Первое промышленное предприятие — винокуренный завод Кудрявцева, производящий водку — в Буе появляется только в 1880 году. Существенный толчок к развитию города дало строительство железной дороги Вологда-Вятка в начале XX века. Строительство шло с 1903 по 1905 год, железнодорожное сообщение между Вологдой и Вяткой было открыто 24 ноября 1906 года. В это время активно ведется заготовка и переработка леса, строятся химический, кирпичные, маслобойные заводы. В городе открываются магазины и лавки, трактиры, чайные.
В 1910 году в Буе в специально построенном для этого здании открывается дворянское собрание. В этом же здании создается библиотека, кружки, клубы, проводятся балы и концерты. К 1917 году в городе проживает 7000 человек. После революции строятся новые промышленные предприятия, электростанция, учреждения образования и культуры, появляются новые кварталы.
Население к 1939 году увеличивается до 20 тысяч человек. В годы войны в городе формировались эшелоны на фронт. В 1968 году со станции Буй отправился первый электровоз. Во второй половине XX века наблюдается стабильный рост числа жителей, к 1992 году их было 30 тысяч, после чего начался спад рождаемости и убыль населения.
Буй производит впечатление очень ухоженного города, большинство зданий недавно отремонтированы и покрашены довольно яркими красками. Типовые пятиэтажки на улицах города соседствуют с бревенчатыми избами, кое-где попадаются купеческие дома XIX века. Наиболее живописное место — старое городище на стрелке рек Костромы и Вексы. Там, на месте старой крепости, воссоздана часть деревянного частокола со сторожевыми вышками, а чуть поодаль находится ротонда, из которой открывается вид на речные просторы.
|