Посёлок Вохма
Поселок Вохма — это бывшее село Вознесение,
называвшееся по имени построенной здесь церкви во имя Вознесения.
Вохомский район занимает древнюю Вохомскую волость, получившую название
от реки Вохмы, которая перерезает территорию района с севера на юг.
Большая часть волости раньше входила в состав Никольского и
Велико-Устюжского уездов Вологодской губернии. Одноимённый город Выхма(
Vohma ) расположен в Эстонии, Уезд Вильяндимаа. Название Вохма имеет
финно-угорские корни. Похожее по звучанию слово в эстонском языке
означает «болотные острова», а в финском – зеленые густые массивы леса
или кустарников. В северных русских говорах существует также слово
«вагмас» – сырое место, заросшее лесом с буреломом. Не исключено, что
«вохма» на языке местного меряно-чудского населения означало «лесная
река».
Аборигенами здешних мест, как и всего Заволжья, были
представители угро-финской народа меря. Память о них осталась в
названиях рек и урочищ. В III—V вв. нашей эры в Заволжье из междуречья
Оки и Суры переселились мари (черемисы), которые с правого берега Волги
были потеснены эрзянами. Марийцы, осевшие на луговом левом берегу Волги,
стали называться луговыми.
Память о мере сохранялась еще в XIX веке. Так,
дорога, которая шла из Галича на восток через село Георгиевское, Пыщуг,
Вохму и др. называлась Mерянской дорогой. Само село Георгиевское имело эпитет Мерское. Да и сам Галич в древности назывался Галичем Мерским в отличие от Галича, находящегося в 3ападной Украине.
Славянизация шла в эти земли с запада через Галич и с
севера через Великий Устюг. Территория Поветлужья была разбита на
четыре стана: Воздвиженский, Богородицкий, Троицкий и Воскресенский — по
именам погостов. Станы эти назывались черными (не освобожденными от
податей) и были в составе Унженского пригородка Галичского уезда. В 1620
г. все Ветлужские черные станы были отданы в вотчину князю Федору
Ивановичу Мстиславскому — главе боярского правительства, царскому
родственнику.
Процесс славянизации шел медленно. Жившие за рекой
мари — союзники казанских татар, оказывали активное сопротивление, да и
Москва до завоевания Казанского ханства сдерживала колонизацию. «А за межу людям не ходить, и пашни не похать, и сено не косить, и угодья не угоживать...». Река Ветлуга и была межой, отделявшей мари владения от московских.
Воздвиженский стан в Поветлужье охватывал западную и
южную часть Вохомского района, и процесс здесь шел особенно медленно, до
XVIII века включительно. Исторические документы XVII века пестрят
указаниями, что за Кажировым, дальше на восток, был «дикий Черемисский
лес» и русское (крещёное в православие) население здесь было
незначительно.
Кажирово
Славянизации способствовала монастырская колонизация.
Монахами в Кажирове был основан монастырь, а так как примонастырским
крестьянам предоставлялись налоговые льготы, то постепенно принимая
православие, меря стали селиться здесь, в основном по Ветлуге, Якшанге,
Вохме.
На Вохомской земле
никогда не было крепостного права, её не топтала татарская конница. Вот
почему люди этого края имеют самобытные обычаи, обряды, богатейший
фольклор и говор, который во многом отличен от других районов
Костромской области. Основной комплекс поселений сложился к концу 15
века. Первое упоминание о Вохме относится к 1658 году.
Возникновению
с.Вознесенье - Вохма способствовало пересечение древних торговых гужевых
путей, по которым в допетровские времена везли московиты свой товар к
Москве и Белому морю, через которое Московия поддерживала связь с
Европой.
Село Вохма упряталось в
яме за Волковской (Петрунинской), Тарасовской и Жаровской горами – так
здесь называют большие угоры Северных Увалов – на северо-востоке
Костромской области в 500 км от
Костромы, своего областного центра. Примерно столько же до Вологды,
Нижнего Новгорода, Сыктывкара, Чебоксар и Йошкар-Олы, до Кирова чуть
ближе. Своё название оно получило по центральной церкви
Вознесения Христа Спасителя, построенной в 1740 году и стало центром
Вознесенской волости, расположенной в бассейне реки Вохма и входившей в
состав Никольского уезда Вологодской губернии вплоть до 1944 г.
В селе Вознесенье /
Вохма / издавна проводились четыре ежегодные ярмарки: Алексеевская,
Благовещенская, Рождественская и Семёновская. На ярмарках продавался
хлеб и хлебные изделия, мясо, сало, мёд, воск, холсты, пенька, смола,
привозимые из Вятки телеги, тарантасы, колёса, сбруя.
К началу 18 века Пётр I переводит центр
своей торговли на Балтийское море. Сразу падает значение северных
торговых путей. Однако торговля в крае не прекратилась. У Вохмы
завязались другие торговые связи: с Котельничем, Слободским, Вяткой,
Макарьевым. Во второй половине 18 века при Никольском погосте находилась
пристань, и жители Вохмы вели значительную торговлю с Казанью и Вяткой.
Вохомская земля издавна слыла
плодородной и изобильной хлебом. Местные жители в основном занимались
земледелием: сеяли рожь, лён, коноплю, изготовляли дёготь и смолу, а
также скотоводством, звериным и птичьим промыслами, заготовкой и
сплавом леса. Промышленность была представлена винокуренными заводами
купцов Ногина и Казакова, несколькими водяными мельницами и мелкими
кустарными производствами – кожевенными и маслобойными. В селе были
салотопенный и свечной заводы, пряничное и крендельное производство. В
с. Вознесенье имелись конторы устюжских, костромских и архангельских
купцов и фабрикантов по закупке сырья: Грибановская, Чабаевская, контора
Линденга и др.
Безусловно,
лихой ХХ век беспощадно прошёлся и здесь. Обжитые места и поля,
распаханные с таким трудом, то тут, то там заброшены. На бывшей пашне
вырос берёзовый лес, осинник и просто кустарник. Если к 1917 году на
территории современного Вохомского района проживало более 50 тысяч
человек, то сейчас осталось едва более 5 тысяч. Но кто остался - тот
остался, чтобы жить здесь свободным человеком на своей земле.
Остались
люди сильные духом - те, кто научился довольствоваться малым, жить в
согласии с природой, помогать ближнему и рассчитывать в жизни только на
себя. Они научились выживать в трудных условиях в основном за счёт
своего домашнего хозяйства. Тем более, что Природа создала для этого
почти все условия. Здесь леса
и сейчас богаты грибами и ягодами; не счесть зайцев, кабанов, лосей,
медведей, волков и лис. Это самый настоящий «медвежий угол» в самом
лучшем смысле. Неслучайно и герб Вохмы - медведь, стоящий на задних
лапах, через передние перекинуто полотенце, украшенное народным узором, а
на полотенце - по одной версии каравай, по другой бочонок с мёдом.
Люди не
разучились печь домашний хлеб, который вкуснее и полезнее магазинного.
Говорят, даже в советские времена, здесь не все поголовно вступали в
колхозы: кто-то был единоличником-пасечником, а кто-то -
профессиональным охотником. Благодаря свойственным здешним людям
сплочённости и взаимовыручке и годы сталинского лихолетья прошли здесь
спокойнее, чем в других местах.
Список источников: История села Вохма. http://www.boxma.ru Вохма - земля, дающая силы. Надежда Корнева. http://merjamaa.ucoz.ru/publ/kraevedenie/kraevedenie/n_korneva_vokhma_zemlja_dajushhaja_sily/12-1-0-26 Костромка - энциклопедия костромской области. http://kostromka.ru
|