(Сергей Александрович Потехин, село Костома на Тебзе-реке Галичского района Костромской области)
Вокруг
его дома целые плантации клубники. Сережа сам удивляется, насколько
легко она плодится — но это только для него удивительно, поскольку
свежему глазу сразу заметно, с какими любовью и старанием клубничные
грядки возделаны. Естественно, для деревенских мальчишек это настоящая
Мекка. Воровать приходят в основном ночью. Потехин может их и попугать
немного — но никогда не будет ругать. Пускай уж берут! Не жалко… Вот
если бы попросили, он не отказал бы никогда. Но на то они и пацаны, чтоб
приключения на кое-что искать — сам таким был.
С утра набрал ведро клубники, отнес в деревню и продал. На выручку купил чекушечку водки и… карамельных конфет.
Выпил, заел сладостями, и вот тебе — полное почти счастье. Но надо еще
на реку Тебзу сходить, верши проверить. Это снасти такие. Древние, такими еще наши мерянские предки рыбу ловили,
но весьма продуктивные. Плетнем перегораживается речка, а в небольшой
проем вставляется сооруженный из ивовых прутьев «сачок», в который рыба и
попадается. Если такой «сачок» поставлен на рыбу, которая идет против
течения, он называется вершей. Если наоборот, ту, что по течению
отлавливает — веренькой. Потехин уважает только ту рыбу, что против
идет. Такой у него принцип.
…Ну,
выпили, закусили клубникой — и пристроились в тенечке, от слепней
отбиваемся. Легковесные облака скоренько так проплывают над нами и по
привычке из детства невольно пытаешься угадать в них осмысленные
очертания: вот птица-птеродактиль пронеслась, а вот лев изготовился к
прыжку, следом Архангел с трубой дефилирует…
-
А веришь ты, что Земля, Солнце, звезды — живые существа? - Будто
угадав ход моих мыслей, вступает Сережа. — Вот на облака посмотришь —
давно уже доказано, что мысль вся в воде. Земля и мыслит этими самыми
облаками…
- А человек?
- Мне кажется, что он создан скорее не мыслить, а… чувствовать.
- Чувствовать, как ты, в одиночестве?
- Ну, я ищу не одиночества, а уединения. Одиночество — это трагедия, уединение — благо.
Эх, думаю, Сергей Александрович… Вот, для тебя
Есенин — вечный кумир (и в том, что вы двойные тезки, ты видишь
мистической знак). Но ведь тот Сергей юношей умчался в столицы и там
смог реализовать свой дар «на сто». А ты уже полтинник разменял, а все
зависаешь в своей родной и прекрасной Костоме (куда даже дороги
асфальтированной нет). Варишься в своем соку… Один оппонент Есенинский
писал: «Сидят старикашки — каждый хитр, землю попашет — попишет стихи.» А
про тебя можно по-другому сказать: «Поставил верши — пошел творить
вирши…» Да, я знаю, что ты очень многого достиг, учась понимать природу.
Но достижения твои касаются только твоего внутреннего мира, но отнюдь
не внешнего, материального. Ведь даже у каждой рыбки, что попадается в
твою вершу, прощения просишь… И перед каждым кустиком, который ты
срубишь, чтобы построить шалаш извиняешься…
Глупый
вопрос о том, откуда берутся стихи, давно нашел в душе Потехина
достойный ответ. Откуда? А с небес… Может, Земля, шевеля своими
многочисленными облаками, посылает на Серегу особые импульсы, которые он
преобразует в слова. Как бы то ни было, но Потехин знает, что стихи
сочиняет вовсе не он, ему остается только улавливать токи, приходящие
будто ниоткуда… Стол в его избе густо завален листочками, исписанными
мелким подчерком. Не израсходованную на стихи энергию Потехин отдает
изготовлению странных фигурок из глины, которые он может лепить
тысячами. Не на продажу. А так… Здесь и Смерть верхом на мужике, и птица
с четырьмя крыльями, и пепельница в виде женщины, и добрый медведь, и
злой зайчик, и русалка. Один классик заметил, что влюбленные, безумцы и
поэты сотканы из одного воображения. Ну, а если первый, второй и
третий — в одном человеке?
Вначале
была большая и безответная любовь — а потом уже стали приходить стихи.
Сергей убежден, что превыше всех стихов на свете — женское начало.
Сама природа — это и есть женское начало. «Земля родит — значит, она
живая и начало это в себе несет исконно…» Чтобы быть ближе к Земле, он
часто удаляется в лес. Строит себе там шалаш и живет в нем какое-то
время. Ищет одиночества? Не одиночества, а уединения — поправляет.
Теперь он — признанный поэт. Но что это дает?
Женщины
возникали, как в трагикомичной пьесе, лишь на одно действие,
растворяясь в мировом пространстве. Но это не спектакль. Это — жизнь. И
если бы знать, что будет в следующем действии…
Жизнь пролетела… как эти вот облака. Искали Вы уединения — а что нашли? То, чего Вы больше всего и боялись. Одиночество…
Рабочий
стол Сергея в неприбранной избе деревенского отшельника. Горка стихов
вперемешку с письмами. Один листочек свисает с края стола и кажется,
что — сядь на него муха — и улетит он под ноги, где будет безжалостно
затоптан...
Биографическая справка:
Сергей
Александрович Потехин родился 14 июня 1951 года в деревне Костома
Галичского района Костромской области. Учился в педагогическом училище,
работал в колхозе. Печатался в журналах «Юность», «Огонек», в
«Литературной России». Получал премии по итогам года за лучшие
публикации. Первая книга «Околица» вышла в 1977 году. Член Союза
писателей России. Автор поэтических книг: «Молодой бобыль», «Слеза на
песке», «Снежная баба», «А музыка народная…» и др. Увлекается
скульптурой малых форм, лепкой из глины. Пишет лирические стихи,
злободневные частушки, памфлеты, пародии, посвящения костромским поэтам и
прозаикам. Живет в родной деревне, прослыл душевным отшельником, щедрым
на подарки тому, кто не излишне «внимателен», не говорит комплиментов,
не набивается в друзья. Быт дается трудно, длительное молчание
обусловлено образом жизни. А потом опять прорываются строки. Конечно,
житейское и поэтическое настроение меняется не только от погоды…
«Не гонялся за синею птицей, прилетела сама на крыльцо». ГТРК, 1996 г.
Алексей Василенко (автор), Сергей Калинин (режиссёр).
Автор строк и фотографий замечательный русский фотограф и путешественник - Геннадий Михеев