Пятница, 08.11.2024, 12:37 | Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость

Главная » 2015 » Апрель » 6 » Потаённая меря. Унжа-река: мерянско-марийское пограничье
18:09
Потаённая меря. Унжа-река: мерянско-марийское пограничье

Река Унжа, Унженское городище, Макарьев, курганы предков, синяя костромская тайга. Это в той части России, о которой не говорят на страницах глянцевых журналов и в теленовостях. На границе Костромской, Нижегородской области есть дивный затерянный, патриархальный мир, где дети на улицах поселков сами подходят к тебе и говорят “Здравствуйте”,  девушки с чуть раскосыми глазами, рыжими волосами и веснушками мило тебе улыбаются, мужики степенны и немногословны, а гостю в знак особого расположения могут поднести драгоценную мерянскую черную соль.

Это Унжа-река,  зеленое море лесов с редкими пыльными дорогами и прожилками студеных речек, иногда пересыхающих летом.


Старый вятский тракт у д. Дешуково. Фото с сайта http://valuh.livejournal.com

Столица Унженского края город Макарьев. В Макарьев поезда не ходят. Добраться в этот бывший край лесопромышленников, крестьян-миллионщиков, раскольников и сектантов, народных художников и сильных колдунов можно только на автомобиле. От Костромы почти 200 километров по разбитым дорогам через Судиславль, Островское, Кадый. Зимой дымами печей, а летом травяными улицами и куполами церквей встретит вас патриархальный Макарьев.

Посад переросший позднее в город образовался вокруг монастыря основанного в 1439 г. преподобным Макарием Желтоводским, пришедшим сюда, после разорения татарским ханом Угу-Магометом Желтоводского монастыря, где он был настоятелем.


Река Унжа весной. Фото с сайта http://valuh.livejournal.com

Унжа на которой стоит город - река древнего мерянско-марийского пограничья. Правый берег - мерянский, левый - марийский. Так было в раннем средневековье, так было еще лет сто назад.

Унжа- река..
в ней раки и рыбы
носят мерянские имена:
Айма и Лайви, Пашай и Кираш..
Унжа-река..
Унжа-река..

Перефразированный Денис Осокин. «Овсянки»

  • Этносы

Формирование костромской мери и ветлужских мари, автохтонов нынешней Костромской земли, сложилось на основе двух близких финно-угорских культур раннего железного века: Ананьинской в Волго-Камье, из которой потом развилась Азелинская культура, и Дьяковской в Волго-Окском междуречье. У костромских мерян в большей степени заметно влияние Дьяковской культуры, наслоившейся на протосаамскую культуру более древнего автохтонного населения, а у ветлужских мари преобладают  черты Азелинской.

  • Костромские мари

Меря и мари родственники. Даже самоназвание их, похоже. На северо-западном диалекте марийского, самоназвание народа, в отличие от литературного варианта «мари», звучит «мӓрӹ»,. На вопрос «ты чей?» ветлужские мари отвечают «мӓрӹн», то есть марийский, что в славянской транскрипции записывается как «мерен».  Это является одним из доводов сторонников культурной близости, если не тождественности мерян и мари.  Среди них такие известные историки и языковеды как М. Фасмер, Т. С. Семёнов, С. К. Кузнецов, Д. А. Корсаков.


 Меря. Реконструкция Ивана Купцова

Но дело не только в похожести самоназваний народов. Слишком много переплелось между ними в чащах костромской тайги, камышах бесчисленных рек и топей её болот. Об этом мы и расскажем в этом материале, совершив виртуальное путешествие на Унжу.


 Унженские плёсы. Фото с сайта http://valuh.livejournal.com

  • Унжа-река

Богатейшая многовековая история и культура древней Унженской земли, наличие множества памятников археологии, удивительная топонимика и этнография – являют собой бескрайнее нетронутое поле  деятельности для историков, археологов, краеведов, фольклористов.

  • Мифы финно-угров

Например, еще слабо изучен фольклорный пласт о «панах» который является одним из универсальных мерянских и марийских этнических маркеров.

Многочисленные сказания о «панах», в позднее время, отождествлявшихся с «литовскими воровскими людьми» времен Смутного времени, сохраняют, как увидим ниже, элементы преданий, сложившихся в гораздо более раннюю эпоху.

В стародавние времена, передает одна из легенд, в окрестностях села Валы, рядом с Макарьевым, обитали «паны», люди крупного телосложения, всю жизнь проводившие в военных походах и разбоях.
 
Кладоискатели в курганах, на берегах рек и в самом деле находили многочисленные костяки больших размеров, оружие и различные шумящие украшения. В легендах «паны» явно мыслятся как аборигены края, не знавшие православной веры, так как в захоронениях не встречаются ни крестики, ни другие изображения христианского культа.
В лесах Ветлужско – Унженского междуречья, ходит такая легенда:

«паны» это не нашей веры люди, которые когда-то в старину жили в этих местах.  Они нападали на жителей, уводили скот. Местные жители несколько раз пытались их прогнать, но безуспешно, но не смогли их одолеть, потому, что они были очень сильны и хорошо вооружены. Пока благодаря одному сметливому человеку «панов» не перебили. После панов долго сохранялись в народе перстни и украшения, но теперь их трудно встретить, потому что они были неудобны для ношения – велики и потому переделаны в другие вещи. (Записал священник в.Ильинский)

По своему происхождению все выше перечисленные истории - объединены с идентичными легендами бытующими от Марий Эл до Карелии. В них мы видим один финский мифологический мотив.

Они сходны с наиболее ранними финно-угорскими сказаниями о великанах, восходящими к представлениям наших людей о первопредках. Из них видно, что художественное сознание родоплеменного общества сохранялось в более поздние периоды, чуть отставая от социальной жизни, потому деятельность более поздних народных героев находила отражение в традиционной образной форме.


 Архаичная резьба. Фото с сайта http://valuh.livejournal.com

  • Язык

Не был забыт местными жителями и древний язык предков - «панов». По Унже еще в середине 20-го века был распространен удивительный язык называемый «жгонским».

Жгонский язык относится к числу так называемых «условных языков» поволжских ремесленников, которые употребляли подобные языки в качестве особых корпоративных средств общения с целью, чтобы разговоры не были понятны окружающим. Впервые наличие особого языка у костромских шерстобитов отметил В.И. Даль.  Региональные и этнические особенности этого языка — интереснейшая тема, совершенно, к сожалению, не затрагиваемая специалистами., а между тем, жгонский содержит не мало мерянской и марийской лексики.

Вот, к примеру, марийско-мерянская лексика в жгонском  из собрания Бондалетова, изредка с нашими дополнениями.


Жители Макарьева. Типичные финно-угорские лица. Фото: Татьяна Гапошкина.

Арбез, арбезя - парень; арбезька - ребенок; арба - ребенок, мальчик; арбушка - девочка; Ербез, ербезя - парень; ербезенок - мальчишка, ребенок; ербезеночек - ребенок, ребеночек; ербезька - сын; ербишка, ербишечка - мальчик, мальчишка, мальчишечка; прихлить ербезенка - родить. Марийск. рвезе - малыш, изи рвезе - мальчик
Башково, вашково - скоро, быстро; вашкетно, башкетно - быстро; башкетнее, башковее - быстрее, скорее; башковый, вашкетный - быстрый, скорый; побашковее - побыстрее; Башкетить - торопить. Марийск. вашкаш - торопиться; вашкен - торопливо: вашке - скоро.
Валгаж - день; белгаж (+ явное влияние русского слова "белый") - мел, бумага, сахар, снег, град, все белое; белгажовый - белый; белгажовые - булки; волгаж, волгажовый, Валгажовый - дневной, белый, светлый; валгажовые - сутки; волгаженить, волгажетиться - светать. Марийск. волгыдо - свет, светло; волгыжаш - рассветать.
Вата - баба. Марийск. вате - жена, женщина.
Вид - вода, река; вит - вода, дождь; вид хлит - дождь идет; витить, видить - мыть; Вититься, видиться - мыться; вит, вид - озеро, пруд; повититься - помыться, искупаться; Вывитить - измочить; навитить - налить; витный, видный - мокрый; видник, витник - колодец; витячий - колодец; витовая - река; витовый - пароход; витоносное - ведро; Вительник - полотенце; вительный, витерный, виченный, обвиченный, обвитенный - мокрый. Марийск вуд (у - ипсилон=ижица) - вода, водяной.
Вычур, высур - пять; вычур иксов - пятак, 5 копеек; вычурница - пятерка; вычурный - пятый; вычуром - впятером. Марийск. выч, визьт - пять; вичыр - пятак.
Гогуза, гогузя, гогузень - старик, дед, отец; гогузный - старший. Марийск. о шон гугыза, диал. кугызай - старик; шон го - стариковский.
Елашты, глашты, еланьки - брюки, штаны; елашты кокурные (букв. штаны вторые) - кальсоны; подъелаштники - подштанники. Марийск. йолаш - штаны.

  • Топонимика


Мерянское городище. Фото: Галина Суслова.

Окрест Макарьева как и сотни лет назад простираются нехоженые леса, болота,  реки истаринные деревни с причудливыми названиями.

  • Деревни

Пелегово - от личного имени Пелег, пеле - отпрыск.
Аманово - от личного имени Аман, Аманай - видно, похоже.
Карыково - карык диал. вырубка, выем в стене.
Шемятино - от личного имени Шемят, Шемятай - небольшого роста, коротышка.
Лопалово - лоп - низина.
Шохра - шохра - лес на болоте.
Илейкино - от личного имени Илей, Илейка - жизнеспособный, молодой.
Кукуй - кукуй, кук - холм, возвышенность над рекой.
Мелешево - от личного имени Мелеш - близкий к сердцу.
Самылово- от личного имени Самыл, образовано от христианского Самуил.
Сокорново - сокор, сокыр - слепой.
Полома - пола - древн.фин - ягода. родствен. марийск. полан - калина. ягодное место.
Шохра - заболоченный лес.


Нея-река.Фото с сайта: http:// ko44.ru

  • Реки

Унжа - от древнепермского - унджа - ручей, река.
Томша - томаша, тымаша - шум.   
Нерег - нёр, нёрго - сырой, влажный, заболоченный.
Шокша - шокшо - тёплый, незамерзающий.
Пода - древне.пермск. пода - корень, побег.
Шомохта - шом - гидрооснова, от др.уральского сом-ручей, ухт или охта - гидроформант- волок.
Койка - кой - древне.пермск. - род, родство, га - гидроформант.
Нозома - от древне.пермск. нёзь, неж - низина, лощина, топкое место, ма - гидроформант.
Водгать - вӱд - вода.
Пизвас - пиз, пиж- корень древне.пермск. происхождения означающий нечистое место, формант вас - возможно видоизмененное вож - корень, источник.
Шолокша - шола - левый, кша, кса - гидроформант.
Кусь - куз, кусь- ель.
Томша - томшо - приятный.
Яхронка - яхр - озеро, пруд.
Воломша - древне.ф-у топооснова вола, вала - провал, долина, ша - гидроформант.
Юронгаш - юр, йыр - древн.пермск. топооснова - омут, глубокое место в воде, глубь, га - гидроформант.
Коклаш - кокла - средний.
Вожора - вож - корень, вожора - корневище; корневая система.
Лахтога - лахт, ляхт - приалто-финск. источник воды.
Тоехта - древн.ф-у. той - поддержка, опора, прут, вершина, хта - гидроформант.
Лехта - лекташ - выходить, выйти; покидать (покинуть) пределы чего-н.
Вонда - ванды, вонды - куст, росток, рукоятка, род большой верши, морды из лоз для ловли рыб в ярах.
Шилекша - ши - древне.ф-у гидрооснова. кша - гидроформант.


 Жители Макарьевской стороны. Фото: Петр Бушманов.

  • Ономастика

А современные русские локальные фамилии восходят к древним дохристианским именам и прозвищам напоминающими о недалёких временах, когда жившие здесь меря и мари ещё говорили на родном языке.  

Алябышев - московитское мирское имя Алабыш встречается в грамотах уже с XV века. Любопытно, что один из Алабышей (1556), ямщик, был сыном Колоба и, очевидно, по деду носил фамилию Перепечин - пример традиционных родовых имен по сходным предметам или калькамс туземных языков. (Фасмер). Алябыш , олябыш - изделие из теста: у жителей верхнего Поволжья это пирожок, у жителей Вятки - колобок.
Шешин - шеш - ямный овин для сушки снопов перед полотьбой. мерян.-мар.
Мазин - маза, маз- красиво, красивый. От личного имени Мазай. мерян.-мар.
Улегин – улеги, улиги - простые, грубые кожаные башмаки, арханг., вологодск., перм., улеви мн. "крестьянская обувь", перм., унеги "верхние сапоги из оленьей шкуры", сиб., улиги "мягкие женские туфли без каблуков", петергофск. (Булич, ИОРЯС 1, 330). Согласно языковеду Калиме, родственно фин. uilo, uilokas "полусапожки с широкой, загнутой кверху подошвой".
Шурканцев - 1. шурка - хохол, хохолок; торчащий клок перьев у птиц. мерян.-мар. 2. меряно-марийский женский головной убор "шурка". Название происходит от слова «шур» - рог, «шурка» - дословно переводится «рогатый»
Шоляков - мерян.-мар. мирское имя Шоляк - братишка.
Телешев - теле - зима, зимний. мерян.-мар.
Конышев - мерян.-мар. мирское имя Коныш - кон - дом, +ыш - суфф. Домашний.
Вагурин - вага, вагы - рычаг, шест. мерян.-мар.
Шиганов - шига - рыба ёрш. мерян.-мар.
Шабанов - шабан - проклислый, вязкий, топкий. мерян.-мар.
Шабаров - шаба - дитя. мерян.-мар.
Каргашин - каргаш - проклинать, проклясть. мерян.-мар.
Мардасов - мерян.-мар. мирское имя Марда - средний. от др.финн. мардас - существо мужского рода.
Кокырев - кокыр, кокур уст. полкопейки, грош. мерян.-мар.
Симанов - мерян.-мар. мирское имя Симан - румяный, молодой.
Тетенев - от прозвища Тетень. Оно ведет свое начало от глагола «тетенькать», значение которого В.И. Даль в «Толковом словаре живого великорусского языка» определяет следующим образом: «ласкать, качать, тешить ребенка, нянчиться». От тете, тетя - дитя, детский.  мерян.-мар.
Чамин - мерян.-мар. мирское имя Чам, Чамай - чам, цам – жеребенок
Катаев - мерян.-мар. мирское имя Катай - ката-й - древн. финнск. стойкий, выносливый
Шинов - шин, шун - глина. мерян.-мар.   
Толмаков - мерян.-мар. мирское имя Толмак. От толмаш, толаш - приход, прибытие, приходящий.
Кокурин - кокыр, кокур уст. полкопейки, грош. мерян.-мар.
Серышев - серыш - письмо; текст с сообщением для отправления кому-либо. Серыше - прич. от сераш 2. прил. пишущий. мерян.-мар.
Шабаров - мерян.-мар. мирское имя Шабар. От волго-финнск. шабра - сосед, товарищь.  
Суснин - сусна - свинья. мерян.-мар.
Челиков - челык - божница, святое место. мерян.-мар.
Корёгин - фамилия образована от топонима - Корёга - река текущая в тиснине, овраге.
Пагин - мерян.-мар. мирское имя Пагин. От паг+ин - древн. пермск. финнск. - небольшая рыба, потомок.
Таламанов - мерян.-мар. мирское имя Таламан, Талай, Талим. От тале - сильный, быстрый, смелый. мерян.-мар.
Шадрунов -  мерян.-мар. мирское имя Шадра, Шадрун. От шадыра, шадра - рябой. мерян.-мар.
Шалагин - мерян.-мар. мирское имя Шала, Шалага. От шала - кисть кудели, перен.смс. привет, поклон. мерян.-мар.
Визяев - мерян.-мар. мирское имя Шала, Шалага. От шала - кисть кудели, перен.смс. привет, поклон. мерян.-мар.
 
Полностью перейдя на русский язык чуть более двухсот лет назад, на территории нынешней Костромской области меря и мари физически никуда не исчезли. Об этом, как мы видим, свидетельствует распространённый среди современных жителей Унженской земли антропологический тип, финно-угорские фамилии, особенности языка, топонимика. Потаённая Финноугрия и ныне живет и здравствует среди нас.

Автор: Андрей Мерянин
Источник: портал Finugor

Фото современных жителей Макарьева и его округи

Категория: Новости Мерянии | Просмотров: 10334 | Добавил: merja | Теги: ономастика, антропология, финно-угры, Унжа, марийцы, меря, Костромская область, макарьев, топонимика, лингвистика | Рейтинг: 4.5/20
СТАНЬ МЕРЯ!

ИНТЕРЕСНОЕ
ТЭГИ
мерянский Павел Травкин чашечник меря финно-угры чудь весь Merjamaa Меряния финно-угорский субстрат вепсы История Руси меряне суздаль владимир история марийцы мари Ветлуга Ростов Великий ростов новгород Русь экология славяне топонимика кострома КРИВИЧИ русские Язычество камень следовик синий камень камень чашечник сакральные камни этнофутуризм археология мурома Владимиро-Суздальская земля мерянский язык ономастика Ростовская земля балты финны городище Векса озеро Неро краеведение православие священные камни этнография общество Плёс дьяковцы Ивановская область регионализм культура идентитет искусство плес ингрия антропология россия москва ярославль мифология вологда лингвистика Марий Эл будущее Унжа вятичи Залесье волга поэзия нея галич деревня туризм север мерянский этнофутуризм Древняя Русь шаманизм латвия русский север иваново буй капище Ярославская область Языкознание реконструкция скандинавы средневековье Европа магия Этногенез коми старообрядцы Костромская область христианство Социология
Статистика
Яндекс.Метрика