Воскресенье, 17.11.2024, 07:48 | Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость

Главная » 2013 » Июнь » 3 » Русь без достоевщины. Ретро-футуризм Дениса Осокина
14:18
Русь без достоевщины. Ретро-футуризм Дениса Осокина

 

Недавно на экраны вышел новый фильм Дениса Осокина и Алексея Федорченко "Небесные жены луговых мари”. Наверное, большинство современных русских горожан и селян и даже современных марийцев были озадачены.

Российская жизнь, как и стометровка, уже вся исхожена и перехожена. Кинематограф тоже. Соцреализм, арт-хаус, городские романсы, коммуняки, сериалы, блокбастеры, либерасты, хиппи, дауншифтеры, мажоры, бандиты, философские притчи, киберпанк, даже сетевая культура уже все пережевана и выплюнута.
 


 
Вот представьте, легкая Атлетика. И уже более чем 100 лет спортсмены тренируются и пытаются пробежать эту дистанцию, как можно быстрее. Казалось, что силы человечества исчерпаны, однако, Хусейн Болт вдруг делает рывок и пробегает 100 метров за 9,58. А все равно все остальные же видят, что пробежать 100 метров за 7 секунд невозможно.
 

 

А тут появляется Денис Осокин и говорит: "Я знаю подземный короткий туннель на стометровке, с его помощью можно пробежать 100 метров за 5 секунд”. Все в шоке. "Как? Что? Невозможно!”.

Осокин с Федорченко вдруг посередине старой, всем уже известной хоженой-перехоженной России выкапывают Новую Россию, неведомую, финно-угорскую. Вы скажете, что неоязычество в общественном сознании уже было. Но было оно в основном связано с поисками "славянского наследия" и "арийством", а тут аутентичные финно-угры. И каким боком!


Уже я, писал насколько сильно, русское вырастает из этих исчезающих языков, обычаев, из этих растворяющихся как облака в небе удмуртах, меря, марийцах. http://ruskino.ru/review/392 Поскреби русского - найдешь там финно-угра (или еврея гыгы).


Это как забытая 24-ая Россия, не либерально-европейская и не кондово-азиопская, а лесная, с голыми титьками, с телесами, с печенющками на перевязанных полотенцами березах. Россия, лишенная надрывной славянской страсти, без птиц-троек, без ноздрёвщины, достоевщины, где слезы и страдания, любовь и кровь, заменены тягучим киселем, спермой, гробом, кладбищем, а герои воспринимают и смерть, и любовь с поистине (нет, не буддийским), а с чувашским стоицизмом, что в 10 раз круче.
 


 

Все в этом фильме необычно. Судя по всему, это, возможно, - ПЕРВЫЙ ПОЛНОМЕТРАЖНЫЙ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ФИЛЬМ НА МАРИЙСКОМ ЯЗЫКЕ В МИРЕ. Сюжета сквозного нет. Есть 23 бусинки-истории, нанизанных на ниточку. Около 100 главных героев.

Самый главный вопрос, который я себе задаю, насколько это новое финно-угорство реально? Я, сын чуваша, в первом поколении, вспомнил о том, что у меня чувашские корни (чуваши хоть и тюрки по языку, генетически очень сильно напоминают марийцев, такие тюркизированные марийцы с одинаковыми обычаями) года в 33 и никогда не задумывался о том, я имею малейшее отношение к чувашам.

Я всегда думал, что я – русский. Знаю своих даже деревенских родственников из ДААААААЛЕКОГО посещения деревни в 1975 и 1984 годах. И я отлично помню, что этого язычества даже у не-русскоговорящих чувашей не осталось ни на грамм. На 99% - это были советских колхозники, такие же как в Тамбове или в Курске. Правда, был, был один случай, связанный с тем, что мама моя в первое свое посещение вдруг в постели обнаружила нож. Она это интерпретировала как колдовство бабы Насти – ее свекрови. Был скандал, который все быстро замяли. А так все как везде у русских – серванты, ВАЗ-2101, работа, выговоры, награды, дефицит, хоккей против ЧССР, "Пираты 20 века”. Обычная советская жизнь в глухой деревне около Белебея!

Так вот "Небесные жены луговых мари” – мне кажется, похожи на любимую игрушку из 3-х летнего возраста. И я так ее любил, что даже не помню, что это было. А воспоминание-тоска о ней осталось только на донышке сна. Прошло бы еще лет 40 и ничего ни памяти, ни игрушки, ни языков, ни обычаев, ни эстетики этой странной не осталось. Так в целом в России. Шли годы, ВЕКА, ТЫСЯЧЕЛЕТИЯ, десятки поколений, десятки лет собственной жизни запрятали под собой этот осколок воспоминаний.

И вдруг Осокин на краю могилы хватает за руку этот уже умерший почти мир и тащит обратно.

Так как мир этот насквозь эфемерен, уже невозможно понять, что из этих обычаев еще существует, а что является вымыслом писателя и сценариста Дениса Осокина и режиссера Алексея Федорченко. Федорченко же еще тот выдумщик. Вспомним его громкий дебют в жанре мокументари "Первые на луне” (а премию дали за документальный фильм!), когда он чуть не обдурил половину Венеции.
 


 
Мне кажется, что и книга и фильм сотканы и самого тонкого, самого неуловимого настроения, которым можно еще и проникнуться в такой глуши, а содержание новелл фильма уже потом реконструировано и придумано, и эти встающие из могил покойники и любовь с ветром, и танцы в киселе.

И вот, что самое интересное.

Интересно в фильме то, что он не ретро-фольклорен, а ретро-футуристичен. Также как в значительной степени были изобретены культуртрегерами 19 и 20 века русские, македонцы, белорусы, украинцы, изобретен индонезийский язык и страна Индонезия, восстановлен Израиль и иврит получил широкое распространение среди евреев.

Возможно, что книги Осокина вдруг могут увлечь миллионы современных русских, которые уже и забыли, что у них прадеды были марицами или коми, а прапрапрадеды мерей, муромой и мещёрой.
 

 

Эти миллионы могут открыть в себе новые силы жить, пойти как герои фильма встречать весну без трусов, колдовать над покойниками, молиться в лесу, называть своих дочерей Очекай и Ошалге, всё это вдруг станет популярным.

Как знать. Как знать.

Евгений Васильев. Под редакцией Merjamaa.

Категория: Новости Мерянии | Просмотров: 4550 | Добавил: merja | Рейтинг: 4.4/9
СТАНЬ МЕРЯ!

ИНТЕРЕСНОЕ
ТЭГИ
мерянский Павел Травкин чашечник меря финно-угры чудь весь Merjamaa Меряния финно-угорский субстрат вепсы История Руси меряне суздаль владимир история марийцы мари Ветлуга Ростов Великий ростов новгород Русь экология славяне топонимика кострома КРИВИЧИ русские Язычество камень следовик синий камень камень чашечник сакральные камни этнофутуризм археология мурома Владимиро-Суздальская земля мерянский язык ономастика Ростовская земля балты финны городище Векса озеро Неро краеведение православие священные камни этнография общество Плёс дьяковцы Ивановская область регионализм культура идентитет искусство плес ингрия антропология россия москва ярославль мифология вологда лингвистика Марий Эл будущее Унжа вятичи Залесье волга поэзия нея галич деревня туризм север мерянский этнофутуризм Древняя Русь шаманизм латвия русский север иваново буй капище Ярославская область Языкознание реконструкция скандинавы средневековье Европа магия Этногенез коми старообрядцы Костромская область христианство Социология
Статистика
Яндекс.Метрика