Недавно на экраны вышел новый фильм Дениса Осокина и Алексея Федорченко "Небесные жены луговых мари”. Наверное, большинство современных русских горожан и селян и даже современных марийцев были озадачены.
Российская жизнь, как и стометровка, уже вся исхожена и перехожена. Кинематограф тоже. Соцреализм, арт-хаус, городские романсы, коммуняки, сериалы, блокбастеры, либерасты, хиппи, дауншифтеры, мажоры, бандиты, философские притчи, киберпанк, даже сетевая культура уже все пережевана и выплюнута.
Вот представьте, легкая Атлетика. И уже более чем 100 лет спортсмены тренируются и пытаются пробежать эту дистанцию, как можно быстрее. Казалось, что силы человечества исчерпаны, однако, Хусейн Болт вдруг делает рывок и пробегает 100 метров за 9,58. А все равно все остальные же видят, что пробежать 100 метров за 7 секунд невозможно.
А тут появляется Денис Осокин и говорит: "Я знаю подземный короткий туннель на стометровке, с его помощью можно пробежать 100 метров за 5 секунд”. Все в шоке. "Как? Что? Невозможно!”.
Осокин с Федорченко вдруг посередине старой, всем уже известной хоженой-перехоженной России выкапывают Новую Россию, неведомую, финно-угорскую. Вы скажете, что неоязычество в общественном сознании уже было. Но было оно в основном связано с поисками "славянского наследия" и "арийством", а тут аутентичные финно-угры. И каким боком!
Уже я, писал насколько сильно, русское вырастает из этих исчезающих языков, обычаев, из этих растворяющихся как облака в небе удмуртах, меря, марийцах. http://ruskino.ru/review/392 Поскреби русского - найдешь там финно-угра (или еврея гыгы).
Это как забытая 24-ая Россия, не либерально-европейская и не кондово-азиопская, а лесная, с голыми титьками, с телесами, с печенющками на перевязанных полотенцами березах. Россия, лишенная надрывной славянской страсти, без птиц-троек, без ноздрёвщины, достоевщины, где слезы и страдания, любовь и кровь, заменены тягучим киселем, спермой, гробом, кладбищем, а герои воспринимают и смерть, и любовь с поистине (нет, не буддийским), а с чувашским стоицизмом, что в 10 раз круче.
Все в этом фильме необычно. Судя по всему, это, возможно, - ПЕРВЫЙ ПОЛНОМЕТРАЖНЫЙ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ФИЛЬМ НА МАРИЙСКОМ ЯЗЫКЕ В МИРЕ. Сюжета сквозного нет. Есть 23 бусинки-истории, нанизанных на ниточку. Около 100 главных героев.
Самый главный вопрос, который я себе задаю, насколько это новое финно-угорство реально? Я, сын чуваша, в первом поколении, вспомнил о том, что у меня чувашские корни (чуваши хоть и тюрки по языку, генетически очень сильно напоминают марийцев, такие тюркизированные марийцы с одинаковыми обычаями) года в 33 и никогда не задумывался о том, я имею малейшее отношение к чувашам.
Я всегда думал, что я – русский. Знаю своих даже деревенских родственников из ДААААААЛЕКОГО посещения деревни в 1975 и 1984 годах. И я отлично помню, что этого язычества даже у не-русскоговорящих чувашей не осталось ни на грамм. На 99% - это были советских колхозники, такие же как в Тамбове или в Курске. Правда, был, был один случай, связанный с тем, что мама моя в первое свое посещение вдруг в постели обнаружила нож. Она это интерпретировала как колдовство бабы Насти – ее свекрови. Был скандал, который все быстро замяли. А так все как везде у русских – серванты, ВАЗ-2101, работа, выговоры, награды, дефицит, хоккей против ЧССР, "Пираты 20 века”. Обычная советская жизнь в глухой деревне около Белебея!
Так вот "Небесные жены луговых мари” – мне кажется, похожи на любимую игрушку из 3-х летнего возраста. И я так ее любил, что даже не помню, что это было. А воспоминание-тоска о ней осталось только на донышке сна. Прошло бы еще лет 40 и ничего ни памяти, ни игрушки, ни языков, ни обычаев, ни эстетики этой странной не осталось. Так в целом в России. Шли годы, ВЕКА, ТЫСЯЧЕЛЕТИЯ, десятки поколений, десятки лет собственной жизни запрятали под собой этот осколок воспоминаний.
И вдруг Осокин на краю могилы хватает за руку этот уже умерший почти мир и тащит обратно.
Так как мир этот насквозь эфемерен, уже невозможно понять, что из этих обычаев еще существует, а что является вымыслом писателя и сценариста Дениса Осокина и режиссера Алексея Федорченко. Федорченко же еще тот выдумщик. Вспомним его громкий дебют в жанре мокументари "Первые на луне” (а премию дали за документальный фильм!), когда он чуть не обдурил половину Венеции.
Мне кажется, что и книга и фильм сотканы и самого тонкого, самого неуловимого настроения, которым можно еще и проникнуться в такой глуши, а содержание новелл фильма уже потом реконструировано и придумано, и эти встающие из могил покойники и любовь с ветром, и танцы в киселе.
И вот, что самое интересное.
Интересно в фильме то, что он не ретро-фольклорен, а ретро-футуристичен. Также как в значительной степени были изобретены культуртрегерами 19 и 20 века русские, македонцы, белорусы, украинцы, изобретен индонезийский язык и страна Индонезия, восстановлен Израиль и иврит получил широкое распространение среди евреев.
Возможно, что книги Осокина вдруг могут увлечь миллионы современных русских, которые уже и забыли, что у них прадеды были марицами или коми, а прапрапрадеды мерей, муромой и мещёрой.
Эти миллионы могут открыть в себе новые силы жить, пойти как герои фильма встречать весну без трусов, колдовать над покойниками, молиться в лесу, называть своих дочерей Очекай и Ошалге, всё это вдруг станет популярным.
Как знать. Как знать.
Евгений Васильев. Под редакцией Merjamaa.