Сейчас почти у всех волынка ассоциируется с шотландцами. Тем не менее она в качестве национального инструмента есть, у таких, казалось бы разных народов, как бретонцы, испанцы, болгары, беларусы, латыши, марийцы. В этом свете хочется упомянуть замечательную бретонскую традицию "оркестров-багад". Бретонцы довели любовь к волынке до профессиональных высот. И сделано это было не стихийно, а ещё в XIX-XX веках, на основе бретонского движения национального возрождения. Как, между прочим, случилось и с ирландскими танцами, ставшими брендом, они были созданы "Гэльской Лигой" практически с нуля, из деревенских танцев в XIX веке.
Но самое главное вот что. Ведь волынка это издревле великорусский музыкальный инструмент. Общеизвестно, что до Романовых на Москве скоморохи, да и не только они, играли на волынках. Иностранцы-путешественники в своих отчетах множество раз описывали города Московии, как города, наполненные звуками этого инструмента. С тех времён нам остались врезанные в сознание выражения:"волынить", "не тянуть волынку". Само слово "волынка", песни и поговорки про неё — чисто русские, но вот беда: всё это есть, а самой волынки нет, от слова совсем.
Беларуский дударь с дудой (волынкой).
Фото начала XX века, Виленская губерния.
Точнее есть её следы в этнографии XIX века, но исключительно в северо-западных регионах Смоленска и Пскова, входящих не в великорусский, а беларуский (литовский) этно-культурный ареал. Так же отлично сохранилась она у поволжских финнов — марийцев, эрзи, мокши, чуваш, наших давних соседей. А в этнографическом центре великороссов нет и следа. Из свидетельств только пара рисунков древнерусских волынок из миниатюр новгородской Симоно-Хлудовской псалтыри XIII века, идентичных рисункам миниатюр Радзивиловской летописи XV века.
Волынки архаичного марийского типа
в миниатюрах Симоно-Хлудовской псалтыри. Новгород XIII век.
Вот на них и остановимся.
Волынки, которые мы видим в Симоно-Хлудовской псалтыри и Радзивиловской летописи идентичны шӱвыру — реликтовому инструменту марийской музыкальной традиции. По своим принципиальным конструктивным параметрам шӱвыр восходит к архаичной восточноевропейской волынке раннего средневековья и состоит марийский инструмент из простого бычьего или лошадиного пузыря в который вставлены всего две трубки: одна для нагнетания воздуха (с запирающим клапаном) и две игровые, мелодические — из птичьих костей, меди или олова. Игровые трубки укреплены в деревянном ложе; на них и на ложе надет раструб из коровьего рога.
Волынки архаичного марийского типа в миниатюрах
Радзивиловской летописи XV века.
Название волынки — шӱвыр — происходит от слова «пузырь». В северо-зап. марийском
диалекте — шавыр, шабур, в горномарийском — шӹвӹр, в луговом марийском — шӱвыр.
Интересно, что подобное слово было в мерянском языке в форме - шевырь, шовырь. В Московии в средневековье у русских было в ходу мерянское мирское имя Шевырь, Шовырь. Оно присутствует в книге академика С.Б. Веселовского "Ономастикон. Древнерусские имена, прозвища и фамилии": средневековое русское имя Шевырь (Шовырь), Шевырев: князь Федор Дмитриевич, Шевырь Щепин-Оболенский, умер в 1535 г., Иван Афанасьевич Шевырев, 1627 г. Есть современная русская фамилия Шевырев, происходящая от древнерусского, мерянского имени Шевырь. В Поволжье существуют топонимы: Шевырята, Шевырталово, Шевыревка, Шевырево, Шевырино производные от имени Шевырь или исходного слова шевырь в значении - "пузырь", "волынка".
Марийские музыканты волынщик и барабанщик. Фото первой половины XX века.
Архив Центра народного творчества Министерства культуры Республики Марий Эл
Вернемся к московскому средневековью. Была у московитов — пост-мерян, мещеряков, потомков словен и кривичей волынка и после воцарения Романовых исчезла. И кажется, это не хорошо. Для нашего самосознания.
Эрзянский юноша с волынкой "пувама". Фото конца XIX века.
"Русский народный инструмент" балалайку, если кто не знал, практически "с нуля" придумал в середине XIX века Василий Андреев. Не знаем почему выбор пал именно на балалайку, с таким же успехом можно было возродить шевырь-волынку, т. к. её история прослеживается с как минимум с XIII века, а вот форма балалайки известна лишь с XIX века, сами посмотрите на картины, фрески, миниатюры до восемнадцатого столетия, там молодцы играют на инструменте скорее похожем на восточный дутар, совсем не треугольной формы.
Собственно, в чем идея?
Попытаться возродить нашу старую добрую меряно-русский шевырь. Это очень самобытный, давний, красиво звучащий народный музыкальный инструмент традицию которого сберегли, и сохраняют сейчас наши братья марийцы. Слушая "Scotland the Brave", вас никогда не ела добрая зависть, почему у шотландцев есть такой мощный национальный символ, который гордо и по-европейски звучит, а у нас есть только почти высоко-звучащая балалайка, которая к тому же, не играет в классических оркестрах?
Merjamaa 2019
|