В молодежной библиотеке областного центра с успехом реализуется проект «Владимир интернациональный». Здесь в конце сентября прошла неделя финно-угорской культуры. Посетители библиотеки встретились с активистами реконструирующими меря и мурому.
Финно-угры — это та культурная общность с которой началась сама история России. Согласно последней переписи населения, в Владимирской области живет более 10 тысяч эрзян, мокшан, марийцев, коми, коми-пермяков, удмуртов, карелов, финнов, хантов и других представителей финно-угорских народов. Еще больше здесь финно-угров обрусевших, вернее потомков обрусевших лет триста назад меря, муромы и мещеры.
В средневековье из всех них меря были самым крупным народом.
Карта Окско-Волжского междуречья (приблизительно до 1350 года) с показанием мест обитания мерян и соседних племен. Нажать для увеличения
Не только название племени сохранилось до настоящих времен, но и многие наименования старинных сельских населенных пунктов Суздальского Ополья, многие из которых известны с средневековья, имеют финно-угорские, мерянские корни:
Шордога (шордо - лось, га - речной формант),
Уронда (ӱрӧ - табун, стадо),
Яришнево (ярыш - смесь, месево, мешанина. Ярышево. Яр.обл.),
Сандырёво (санд - песок, санда - красный),
Тимерёво (тимер - дубняк, дубовая роща),
Нельша (нельшо - глотающий),
Сахтыш (сахта - моховое болото),
Уреево (ур - белка, Урей - имя),
Кибол (кӱв(б)ал - каменистый верх),
Кидекша (ки - камень),
Тарбаево (Тарбай - имя),
Цыбеево (от имени Цыб(е)ай),
Тартышево (тарташ - вертеться, вращаться),
Колокша (кол - рыба),,
Чаганово (цӓгӓн - рогоз; травянистое растение семейства рогозовых),
Шихобалово (шух/ших - сор),
Калмань (кал/кол - рыба),
Кистыш (кесе - диал. коза., тыш(ке) сюда; в (на) это место, в (на) эту сторону, в этом направлении., тӹш - знак, примета, след, дух.),
Шекшово (шекш - жёлчь),
Ярышево (ярыш - смесь, месево, мешанина. Ярышево. Яр.обл.),
Шухра (шух/ших - сор),
Воймига (воймо - мочь, сила),
Шельбово (шель, шоль - молодой),
Ирмес (ирмузы - куропатка серая. Ирмузь река в Судогодск.р-не Влад. обл.),
Кинобол (кӱанбал - каменистый пригорок),
Кубаево (Кубай - имя),
Парша (пӧршан - покрытый инеем; заиндевелый),
Шельбово (шел - мясо, жир),
Тума (тумо - дуб),
Шелдяково (шелде зоол. свиристель),
Вежболово (веж/вож - корень),
Шуново (шун - глина),
Чаганово ( чаган - побеги-ростки или рогоз; многолетняя высокая болотная трава; листья рогоза или копьевидного тростника,)
Елтесуново (Елтеса, Ельтесей - имя),
Кишлеево (киш - смола, обл. сера, живица, кишлаш - смолить),
Толба (тол - нарост, выступ),
Башкирдово (в(б)ашка, в(б)аска - железо. возм. от имени В(б)аскельде),
Выжегша (выжык - криво),
Косагово (имя Косаг, от каса - переносн., наследник, приемник, +иге, ик - род, поколение. Отпрыск.)
Кусуново (кӱсын-долг, кӱсӧ - роща)
Суромна (суро - замок, защита)
Туняково (тӱня - мир, свет, вселенная; все мироздание)
Кадыево (Кадый - имя. от кӓды - голубь, горлица)
Балгачево (Балкай, Балга - имя. от валге - белый, светлый)
Ундол (ундал - обнять)
Кочуково (кочык - короткий, краткий; небольшой в длину)
Азиково (азык- пища, запас корма)
Кокуй (кокуй - конусовидный, конический предмет, куча, копна; костер под Иванов день; сторожевой костер)
Ваганово (ваган - мужик)
Тартышево (тартыш -ам диал. вертеться, вращаться; крутиться)
Выремша (вырь/бырь - водоворот, пойменный луг, калуга)
Мордыш (мӧр - земляника, дыш формант множественного числа)
Юкша (юкша - кормить, поить)
Кукса (кук - корень)
Кибергино (кӱв(б)ер - каменистое место)
Суново (ш(с)ун - глина)
Кунеево (от имени Куней/Кунай)
Яксаево (от имени Яксай)
Кондырево (от имени Конди, Кондый - конда - дом, домочадец)
Конышево (от имени Коныш - кон - дом, очаг)
Слышали такие?
История многих этих сел и деревень уходит корнями в раннее средневековье, в селища и посады городищ мерянской эпохи и еще более раннего дьяковского времени.
Как например село Выжегша историю которого можно отсчитывать от финского городища расположенного в паре сотен метров от села.
Это уникальный памятник дьяковской и мерянской культур, одна из крепостей летописной мери в центральных районах Северо-Восточной земли (Залесья).
Этот памятник был исследован археологом А. Е. Леонтьевым, вскрывшим на городище площадь более 200 кв. м (Леонтьев, 1988 б, с. 94–102; 1996, с. 196–209).Имеет две площадки. Верхняя, площадью ок.1500 кв.м., располагающаяся на высоте 26 м. над рекой, с напольной юго-юго-восточной стороны ограничена валом длиной ок.60 м., высотой до 1 м. при ширине в основании 6-7 м. С внешней стороны вала сохранился заплывший ров глубиной до 0.6 м. В средней части системы укреплений – перемычка въезда шириной 5 м. Понижаясь к северу, верхняя площадка переходит в узкий перешеек длиной 40 м. при средней ширине 10 м., который в дальнейшем расширяется, образуя вторую, нижнюю и основную площадку в 3600 кв. м., ограниченную сопковидным валом, воздвигнутым в самом узком месте перешейка. Высота этого вала 3 м., размеры в основании 28х20 м. С северной стороны к валу примыкает ещё одна невысокая насыпь неясного назначения. Территория городища поросла кустарником и отдельными деревьями, склоны мыса, на котором расположен памятник, нарушены размывами.
На территории памятника найдена лепная керамика, с сетчатыми отпечатками на внешней поверхности и гладкостенная, дьяковской культуры, лепная мерянского облика. Последняя преобладает. Среди других находок – железные ромбовидные, трехпастные и ланцетовидные наконечники стрел, бронзовые шумящие украшения, серебряная нашивная бляшка с прочерченным орнаментом из концентрических кругов, литейные формочки, обломки тиглей, керамическое сопло от горна.
На стрелке мыса археологами был обнаружен уникальный клад из 14 стандартных слитков-палочек оловянисто-свинцового сплава (единственная на территории Залесья находка, свидетельствующая о торговле оловом) длиной 19-20 см., весом 129-140 г., отлитых в деревянных формах, – партия стандартных брусков металла, использовавшегося как сырьё для изготовления сплавов цветных металлов при производстве ювелирных украшений (Леонтьев, 1996, с. 206–209) и 1274 целых и рубленых серебряных монет, арабские дирхемы преимущественно аббасидского и омейядского чекана и сасанидские драхмы, документирующих начало поступления арабского серебра в мерянские территории Волго-Клязьминское междуречье. Младшие монеты чеканены в 841/842 г., по оценкам А.В. Фомина, Выжегшский мерянский клад принадлежит к числу самых крупных монетных находок первой половины IX в. в Восточной Европе (Фомин, 1988 а, с. 103–131).
Культурный слой на площадке памятника почти полностью уничтожен грабителями, извлекшими из него остатки клада куфических монет и сотни предметов вооружения, украшений и бытовых вещей. Грабительские раскопки начались в начале 1990-х гг. и продолжаются по сей день. Часть здешних находок продавалась на рынке «Вернисаж».
А.Е. Леонтьев отмечал, что его топографические особенности нехарактерны для укреплённых поселений Волго-Клязьминского междуречья, но находят соответствие на финских памятниках Поволжья (в том числе Марийского и Костромского краёв), что, возможно, отражает восточные связи оставившего его мерянского населения.
Неожиданным оказывается, прежде всего, присутствие значительного количества восточного серебра и других импортов на поселении, находящемся в стороне от крупных водных путей, но которое, судя по своему характеру, могло быть крупным торговым и административным центром мерянской округи. А.Е. Леонтьев полагает, что оловянисто-свинцовые слитки, имеющие балтийское происхождение, и монетное серебро попали в Выжегшу не с юга, со стороны Оки, а с Севера, со стороны Верхнего Поволжья, и свидетельствует о включении мерянских земель по реке Клязьма в зону циркумбалтийской торговли. Индикаторами северных связей, помимо оловянисто-свинцовых слитков, выступает ланцетовидный наконечник стрелы.
Аутентичных мерян, муромцев, мещеряков, которые проживали на территории Владимирской области, не осталось — они к 17 веку обрусели, влились в великорусскую народность, но продолжают жить в своих потомках.
Сейчас меря становится модной и пытливая залесская молодежь начинает заниматься реконструкцией культуры своих предков. Например, этим увлечены ребята из владимирского клуба исторической реконструкции «Рарог». В один из дней недели финно-угорской культуры они пришли в библиотеку и встретились с посетителями, желающими узнать, как выглядели финно-угры Владимиро-Суздальской Руси.
- Мы занимаемся реконструкцией материальной культуры раннего средневековья, 9-11 века нашей эры, - говорит руководитель клуба Юлия Бирюкова. - Женщины в те времена носили «шумящие привески» - медные фигурки, чаще всего в виде лошади или водоплавающих птиц, с колокольчиками на концах. Обилие шумящих привесок характерно для всех финно-угров. Привески использовались как обереги. Серебра практически не было — использовали в основном бронзу, латунь и медь.
Обувь финно-угорских женщин были идентичны позднерусским «поршням». Мужчины носили кожаные сапоги. Остатки обуви неоднократно находили археологи.
А вот целой вещи из текстиля не найдено практически ни одной, и поэтому воссоздать одежду финно-угоров очень трудно, признаются реконструкторы. Однако по сохранившимся фрагментам одежды доподлинно известно, что штаны носили не только финно-угорские мужчины, но и женщины. А значит, представителям прекрасного пола приходилось наравне с мужчинами проводить часть жизни в седле. А ткали одежду в основном изо льна.
Карманов у древних финно-угоров не было — пожитки носили на поясе в специальном кошеле. Там обязательно лежало кресало, чтобы добывать огонь, водились в кошеле и монеты, чаще всего медные.
- В качестве оружия использовали копья и топоры, - говорит руководитель клуба исторической реконструкции «Рарог» Юрий Вавилов. - В мирное время копье применяли на охоте, а топором можно было, например, срубить дерево...
Фото: Екатерина Игнатова
Фото: Юлия Бирюкова
Использован материал: Аннеты Татарниковой mk.ru
|