Огромный гигантский камень размером с автомобиль посреди поля в Угличском районе был последним напоминанием о том, что когда-то здесь была деревня с суровым названием Рылово. Тогда, больше полувека назад, валун считался центром деревни, и местные прозвали его «родовым» или «домовым». Раритет, с незапаметных времен вросший в землю и историю края.
Поэтому удивительно, что такой гигант в один прекрасный момент вдруг взял и… исчез! Деревушки Рылово не существует уже около полувека, а потому пропажу обнаружили лишь историки. И, заметив, очень встревожились. Камушек-то непростой.
Этот валун лежал здесь с незапамятных времен - когда-то на Ярославскую землю его принес ледник. Известно, что большие валуны были объектом поколнения финно-угорского племени меря, ставшего, наряду с другими древнерусскими племенами, основой возникновения русского народа. Сколько ему точно лет, или веков, или даже тысячелетий, не скажет никто. Но дело, скорее всего, не в его годах.
- «Родовой» рыловский камень - это глыба красного гранита. Материал востребованный, а тут он лежит среди поля, и добывать его не надо, - историк, исследователь народного православия и сакральных камней Верхнего Поволжья Светлана Чернецова в пропаже видит все же материальную подоплеку. - К тому же, сейчас среди народа популярна различная мистика: любые сакральные вещи, окруженные хоть каким-то ореолом тайны, пытаются взять себе. Не удивлюсь, если этот камень увезли в чье-нибудь «поместье», возможно, даже не зная о его значении.
Эх, а ведь старинный валун даже исследовать толком не успели!
Теперь, после происшествия с рыловским камнем, ярославские историки всерьез опасаются, что подобная участь постигнет и другие подобные объекты. Например, Петухов камень, лежащий в Угличском районе. Свое название он получил от того, что на нем четко виднелся след куриной лапы. По легенде, на него садился огромный петух, который охранял Углич от врагов и оберегал от бед. Пожалуй, это второй по известности камень Ярославской области после Синь-камня с Плещеева озера.
- Уже поступала информация, что к Петухову камню приезжали несколько раз подозрительные личности, - рассказывает Светлана Борисовна.
«Обычные» памятники культуры - часовни, храмы, дома - хоть как-то охраняются и числятся в списках, мелкие же объекты народного православия и культуры, такие как сакральные валуны или святые источники, в основном пытаются прибрать к рукам, чуть ли не оформить как собственность. Но на каком основании? С этим пока как-то не разобрались.
Веста ЧЕРНОСИТОВА Комсомольская правда. Ярославль.
|