О характере этнического состава населения Верхневолжья в X-XIII вв. свидетельствуют данные археологии. Прежде всего это материалы погребальных памятников. На данной территории отмечается большое разнообразие элементов погребального обряда и инвентаря, что не удивительно, поскольку в указанный период Верхневолжье являлось окраиной для крупных политических и этнических образований.
Рис. 1. Находки шумящих украшений мерянского типа на территории Верхневолжья.
1 - Пекуново1, 2 - Плешково1, 3 - могильник Посады, 4 - городище Посады, 5 - Колюбеево,6 - Воробьево, 7 - Выркино, 8 - Кашин, 9 - Бежицы, 10 - Борисовское, 11 - Сорогожское, 12 - Вашловское, 13 - Абаконово, а - могильник, б - поселение.
Прояснить этническую ситуацию в отдельных микрорегионах Верхневолжья позволяет выделение и картографирование различных элементов погребального обряда и определенных типов украшений, являющихся этническими маркерами. Помимо височных колец различных типов, такими маркерами являются шумящие украшения мерянского типа (Рис. 2, 3).
Имеются сведения о находках на территории Верхневолжья таких украшений. Практически все находки относятся к памятникам, расположенным в восточной части Верхневолжья (современные Кимрский, Кашинский, Бежецкий, Лесной районы Тверской области). Большинство из них найдено в погребениях, единичные находки — на поселениях (Рис. 1).
Характерными деталями всех украшений являются плетеные косички, волюты, ребристые элементы. Практически все украшения снабжены привесками в виде бубенчиков, колокольчиков, лапчатыми и гладкими трапециевидными, прикрепляемыми с помощью колец или нескольких звеньев цепи. Выполненные в мерянском стиле шумящие украшения, найденные на территории Верхневолжья, представлены следующими типами.
Большинство составляют треугольные каркасные подвески (Рис. 2: 1-4), с дополнительной планкой, исходящей из вершины треугольника, и с плоским ушком (найдено всего 18 экз.; могильники Плешково 1, Колюбеево, Пекуново 1, Выркино 7, Посады, Кашин, Вашловское). Чаще всего такие подвески выполнены из пластин, ребристых с одной стороны (Рис. 2: 1-3). Встречаются и треугольники из плетеных жгутов (Рис. 2: 4). С внутренней стороны они иногда украшены волютами, выполненными из тонкой проволоки, дополнены пластинами, образующими внутренний треугольник.
Основание треугольника оформлено петлями (4-6 петель), к которым подвешиваются привески. Чаще всего это трапециевидные гладкие привески. Встречены также бубенчиковидные привески на цепочках. Размеры щитков треугольных каркасных подвесок — от 4 до 7 см высотой и от 4 до 5 см шириной. В целом их можно разделить на два варианта: 1) крупные украшения высотой 5-7 см, как правило, с гладкими трапециевидными привесками и 2) небольшие, высотой 4-5 см, с бубенчиковидными привесками на цепочках. Чаще всего подобные украшения являлись деталями женского костюма и входили в состав нагрудных украшений. Зафиксировано их ношение на тонкопроволочных гривнах.
Одна такая подвеска была оставлена в мужском погребении в качестве погребального дара. Треугольные каркасные подвески характерны для поздней дьяковской и мерянской культур.2 Большинство этих украшений происходит из памятников бассейна оз. Плещеево, Неро, владимирских курганов. Подвески треугольной формы и повторяющиеся элементы треугольной формы в орнаменте сохранились в культуре многих финно-угорских народов до XX в. Треугольный мотив в традиционной культуре финно-угров этнографы связывают с культом водоплавающих птиц. Одновременно треугольный мотив соотносится с женской фигурой и трактуется как единство женщины и птицы.
Перстневидные шумящие подвески (8 экз.; могильники Плешково 1, Посады, Пекуново 1) представлены двумя вариантами: 1) имитация широкосрединного перстня, с петлями в широкой части, на которых подвешиваются привески — бубенчики, трапециевидные или лапчатые (Рис. 2: 7, 8); 2) цилиндрические ажурные (Рис. 2: 5, 6). В погребальном костюме они выполняли функцию нагрудных украшений.
Рис. 2. Украшения мерянского типа, найденные на памятниках Верхневолжья.
1-4 - треугольные каркасные подвески, 5-8 - перстневидные подвески, 9 - подвеска конек, 10 - пластинчатая подвеска. 1-4, 7, 8, 10 - курганный могильник Плешково1, 5,6,9 - курганный могильник Посады
Найдены также украшения в виде коньков (Рис. 2: 9), выполненные в наборной технике, с плетеными косичками, в сочетании с гладкой и крученой проволокой (7 экз.; могильники Плешково 1, Колюбеево, Посады, селище Борисовское). Основания коньков дополнены петлями, к которым крепятся трапециевидные гладкие привески — по 6-8 петель. Эти подвески известны в литературе как коньки «мерянского типа». Большая часть этих украшений сосредоточена в памятниках Ростово-Суздальской земли, в области расселения мери, и датируется X-XI вв. В погребальном костюме Верхневолжья, как женском, так и мужском, плетеные коньки являлись поясными украшениями.
Найдены также пластинчатые украшения (всего 4 экз.; могильники Плешково 1, Колюбеево), изготовленные из ребристой пластины, с петлями, к которым прикреплены трапециевидные или лапчатые привески (Рис. 2: 10). Такие украшения являются характерной деталью костюма муромы X-XI вв.
Рис. 3. Украшения мерянского типа, найденные на памятниках Верхневолжья.
1 - застежка, 2-7 - украшения индивидуальных типов. 1, 2 - курганный могильник Сорогожское, 3-6- курганный могильник Плешково1, 7 - курганный могильник Посады
Еще три экземпляра (могильники Колюбеево, Выркино) являются украшениями арочной формы, с плетеной средней частью, украшенные волютами, плетеными косичками, с привесками — колокольчиками и бубенчиками. Арочные подвески найдены на памятниках мери IX-X вв.,6 курганах костромской мери XI-XII вв.
В Сорогожском обнаружена круглая плетеная пряжка с бубенчиковидными привесками на цепочках (Рис. 3: 1). Подобные украшения характерны для женского костюма муромы.
Все остальные украшения представлены индивидуальными типами. Так, в могильнике Плешково 1 найдено 5 экземпляров таких подвесок: 1) подтреугольной формы, с петлей, с крупными полушариками с углах, украшенная плетенкой (Рис. 3: 6), аналогичное украшение происходит из муромского могильника у д. Чулково; 2) из стержня, с петлями и трапециевидными привесками (Рис. 3: 4); 3) квадратная плетеная с привесками — бубенчиками на цепочках (Рис. 3: 3), аналогичная подвеска найдена в Шельбовском могильнике, похожее украшение происходит из могильника у с. Городищи Переславского района; 4) умбоновидная; 5) в виде плетеной «лунницы» с лапчатыми привесками (Рис. 3: 5). Еще одно украшение из Сорогожского — подвеска пирамидальной формы, из крупных шариков с тремя колоколовидными привесками (Рис. 3: 2). Похожие украшения известны по материалам раскопок курганов костромской мери и муромы. В могильнике Посады найдена небольшая треугольная подвеска с двумя лапчатыми привесками (Рис. 3: 7).
Большое количество мерянских украшений в могильниках позволяет говорить и о присутствии собственно мерянского населения. Материалы раскопок полностью изученного могильника Плешково 1 (бассейн р. Волга) позволяют предположить, что мерянское население составляло значительную часть данной сельской общины. Здесь обнаружено в общей сложности 24 украшения мерянского типа. Помимо шумящих украшений, в погребениях Плешково 1 зафиксированы и другие признаки, указывающие на присутствие мери. Это втульчатые височные кольца и лепная керамика, формы которой восходят к мерянской керамике VII-X вв. По мнению К. И. Комарова, появление здесь выходцев из земли мери связано с княжеской политикой по укреплению пограничных территорий Залесской земли в XI в.
По-видимому, выходцы из земли мери могли находиться и в Колюбеево (бассейн р. Медведица). Здесь найдено 9 шумящих украшений мерянского типа.
Возможно, что мерянское население присутствовало не только в Плешково и Колюбеево.
Находки XI-XII вв., связанные с мерей, за-фиксированы и на других памятниках, расположенных в восточной части Верхневолжья (Рис. 1). Это курганные могильники Пекуново 1, Посады, Выркино 7, Воробьево 1, Сорогожское, курган в г. Кашин, а также городище Посады и селище Борисовское. В Пекуново 1 мерянские украшения сочетаются с лепной керамикой, аналогичной керамике из Плешково 1.
Единственная находка мерянского украшения (треугольной каркасной подвески с трапециевидными привесками), не относящаяся к восточной части Верхневолжья, происходит из раскопок XIX в. Она соотносится с пунктом Вашловское, вероятно, курганным могильником, отнесенным к бассейну р. Тудовка (ГИМ, хр. 45 988, оп. 300). В. В. Седовым памятник локализован на левом берегу р. Волга, на территории современного Селижаровского района Тверской области, вблизи курганного могильника Большая Коша.
Погребальный обряд могильников, в которых найдены шумящие украшения мерянского типа, характеризуется неустойчивым набором признаков. Это различная ориентировка: западная соседствует с меридиональной, как правило, северной (Сорогожское, Бежицы). В могильниках Плешково 1, Посады, Сорогожское помимо погребений с западной и меридиональной зафиксированы захоронения с восточной ориентировкой. Характерно разнообразие погребальных сооружений и способов захоронения умерших: на уровне горизонта и в подкурганных ямах, на выжженных площадках (Бежицы, Плешково 1, Пекуново 1, Посады) и каменных выкладках (Воробьево 1, Сорогожское), в сидячем положении (Сорогожское). В курганах зафиксированы каменные выкладки вокруг могильных ям (Воробьево 1), очаги из камней (Посады). Найдены остатки четырехугольных деревянных домовин (Плешково 1) и деревянных гробовищ (Воробьево 1 и 2).
В то же время, для погребений этих могильников характерен определенный набор женских украшений, отличающийся от комплекса украшений остальной территории Верхневолжья. В этот набор входят перстнеобразные и среднего диаметра проволочные височные кольца с заходящими концами. Височные кольца данного типа были интерпретированы В. В. Седовым как украшения, характерные для славянизированных финно-угров. Женский убор характеризуется большим количеством металлических украшений. Помимо подвесок мерянского типа, это многочисленные цепочки (Бежицы, Сорогожское, Плешково 1, Выркино, Пекуново 1) и другие украшения широко распространенных типов (круглые привески, браслеты и перстни). Следует отметить, что на востоке Верхневолжья концентрируются и находки плоских и полых подвесок в виде коньков и уточек, характерных для финно-угров (Воробьево 1, Выркино 7, Сорогожское, Бежицы, Пекуново 1, Плешково 1).
Ареал распространения некоторых находок относится к северо-восточной области расселения финно-угров. Так, например, в Колюбеево и Бежицах обнаружены две одинаковые полые птицевидные подвески с привесками-бубенчиками (Рис. 4: 1). Их особенностью является поперечное расположение петель для шумящих привесок. Такие украшения концентрируются на памятниках Волго-Камья. Две похожие подвески найдены в Костромском Поволжье. Из могильника Абаконово (Лесной район Тверской области) происходит подвеска подтреугольной формы, с напаянными треугольниками зерни, в основании которой имеются 4 петли и подвешенные к ним колокольчики (Рис. 4: 2). Такие украшения, по А. П. Смирнову, являются типичными для чепецкой культуры. Почти идентичное украшение, только с тремя петлями, происходит из Починковского могильника марийцев ХП-ХШ вв.
Рис. 4. Украшения мерянского типа, найденные на памятниках Верхневолжья.
1 - подвеска птичка, 2 - подтреугольная подвеска с зернью. 1 - курганный могильник Бежицы, 2 - курганный могильник Абаконово
Таким образом, в восточной части Верхневолжья зафиксировано скопление находок шумящих подвесок мерянского типа, с небольшой долей украшений, характерных для муромы. Имеются и другие признаки, указывающие на присутствие мери, в частности, посуда мерянского типа. Здесь же концентрируются украшения, характерные и для других финно-угорских народов. Эти данные позволяют выделить на территории Верхневолжья микрорегион, в котором, вероятно, в XI в. расселились выходцы из земли мери. Прежде всего, это территория, включающая бассейн р. Волга от д. Пекуново до р. Кашинка и нижнее течение р. Медведица, от д. Выркино. Здесь расположена группа из семи памятников (могильники Пекуново 1, Плешково 1, Посады, Колюбеево, Воробьево, Выркино 7, городище Посады). Еще одна группа памятников, правда, с единичными находками, находится в бассейне верхней Мологи: могильники Бежицы, Сорогожское, селище Борисовское; недалеко расположен могильник Абаконово.
По-видимому, здесь мерянские традиции в материальной культуре и погребальном обряде соединились с во многом сходными традициями местного населения, в которых в указанный период сохранились черты финно-угорской этнической самобытности. Наличие могильников с неустойчивыми чертами погребального обряда свидетельствует о сложном этническом составе населения восточной части Верхневолжья и о «затянувшемся» ассимиляционном процессе между местным балто-финно-угорским и, в данном случае, пришлым финно-угорским населением.
Концентрация шумящих украшений мерянского типа на территории выделенного микрорегиона довольно высока. К. И. Комаровым было отмечено, что наибольшее распространение таких украшений характерно именно для окраин мерянской территории, что подтверждает мнение А. Е. Леонтьева о вытеснении мери на окраины ростовской земли в XI-XII вв. По-видимому, обилием шумящих украшений, необычным женским убором и другими особенностями материальной культуры мерянское население стремилось подчеркнуть свою этническую самобытность на фоне славянского населения.
Очерченный микрорегион распространения мерянских украшений частично совпадает с территорией Мерецкого (Мерского) стана, существовавшего в составе Кашинского уезда в XVII в., расположенного к северу от Кашина, ограниченного с запада р. Кашинкой, Бежецким уездом, с севера и востока — Углицким уездом.
Интересные материалы для дальнейшего изучения этнической истории восточной части Верхневолжья могло бы дать лингвистическое исследование с привлечением письменных источников периода позднего Средневековья и Нового времени. Проблема выделения собственно мерянских топонимов до сих пор не решена в лингвистике. В то же время названия с формантами на -бол, -бал большинством исследователей признаются как мерянские ойконимы.
Названия с формантами на -мар, -мер, -мерь ряд исследователей считает мерянскими этнотопонимами. Некоторые названия подобного рода выявляются на территории современных Кашинского, Калязинского, Кимрского, Бежецкого, Молоковского, Лесного районов Тверской области по данным источников XVIII-XIX вв. Например: д. Кумерталь, Вербилка (от Вербол) в Кашинском уезде; д. Шаболово (Бежецкий верх), д. Мерско, Мерцыно, р. Мержа в Бежецкой пятине, и др. Некоторые названия сохранились и на современной карте — например, д. Выдумерь/Водомарь (Бежецкий район), Маймеры (Калязинский район), рун. Вонзобол (приток Нерли Волжской).
Автор: Ю. В. Степанова (Тверь). Кандидат исторических наук, доцент кафедры Отечественной истории Тверского университета.
|