В начале 2000 годов московский краевед И.Д. Маланин обнаружил несколько любопытных Синих камней в Щелковском районе Подмосковья. Топоним Синий камень остался в тех местах вероятнее всего в наследство от финно-угорского народа меря, жившего на этой территории. Многие исследователи считают, что именно так меряне обозначали свои поклонные камни. Позднее с полной русификацией в этих краях мери, люди постепенно забыли о значении этого топонима. Никто из местных деревенских жителей, по указаниям которых исследователи находят синие камни, никогда не могут объяснить, почему именно этот камень называется Cинь-камнем, а другие находящиеся рядом не имеют названия. Цвет камней здесь совершенно не причем. Нередко Синь-камни может быть, например, красным!
И так. как сказано выше краеведу Маланину удалось найти Синь-камни в Щелковском районе Подмосковья, и в своей статье он оставил достаточно ориентиров, что бы поработав с документами, можно было их найти. Это и сделали московские геокэшеры. 24 октября мерянский краеведческий актив сотоварищи повторил их путь.
Пройдя лесом, через заросшие лесные дороги, буреломы и болотца более 2.5 километров от деревни Беседы и не доходя метров 500 до бывшей деревни Старые Старки, мы обнаружили первый Синий камень. Это огромная плита размером около 220x200x55 см, с помощью техники вывороченная и стоящая ныне на боку. Поверхностный осмотр археолита на предмет обнаружения искусственных знаков или надписей результатов не дал. Однако на плитообразном камне имеются сколы и вырубки подтреугольной формы, часть из которых может иметь искусственное происхождение. Впечатление такое, что они делались специально не за один раз. Даже не смотря на то, что камень сдвинут с места, и находится на заросшей кустами вырубке, он производит очень серьезное впечатление. Это ледниковый валун, естественно, очень необычный для Подмосковья с довольно сильной энергетикой.
Информаторы сообщили Маланину что в довоенные годы они часто ездили на поляну не далеко от камня косить траву, а «На самом камне, бывало, танцевали и пели: «Синий камень, Синий камень - семь пудов! Синий камень легче тянет, чем проклятая любовь!» Возле камня, под телегой, ночевали. Водой из под камня мыли голову, обмывались, так как считалась вода та целебной. Считалось также, что Синий камень растет.» Здесь мы видим типичнейшие обряды, подтверждающие сакральность камня (камней)
В северном, северо-восточном направлении примерно в 500 шагах от Синего камня — плиты протекает Черный ручей, образуя здесь одноименное болото.
В этих местах, по рассказам старых женщин, «леший водит», причем некоторые слышали даже как он «блеет». Никаких еще преданий о большом Синем камне, как и о других, местные жители не помнят.
В яме, где раньше лежала плита, наиболее плоской стороной вверх, мы разожгли ритуальный костер. И немного покамлали...
Неподалёку, примерно в 500 метрах юго-западнее бывшей д. Старые Старки существует группа других Синих камней. Она расположена возле лесной дороги. Дорога эта тупиковая, и кончается рядом с этими камнями. Там существует три небольших валуна. Из за нехватки времени мы не пошли их искать, по этому публикую их фото с описанием сделанным Маланиным и московскими геокэшерами.
Первый, описанный Маланиным камень, не смотря на неоднократные поиски найден не был – вероятно он увезен со своего места.
Второй Синий камень — чашечник ныне существует. Его надземная часть составляет 65x60x45 см. Искусственные углубления - чашечки - на поверхности археолита имеют различные размеры, причем в ряде случаев чашечки заменяются лишь небольшими затесами. На стороне валуна, обращенной к дороге, выбито изображение, напоминающее гарпун, птицу, рыбу или даже самолет. Его длина -11, высота -3, глубина до 1,3 см. Своим острием знак обращен к линии из неглубоких ямок-чашечек и ориентирован почти на север. Над знаком имеются мелкие, малозаметные «чешуйки», выработанные также рукой человека.
Этот камень вы можете видеть на фотографии, так же как и стрелу. Как видно на фото, стрела выполнена путем нанесения насечек очевидно железным предметом. Примерно в 15 сантиметрах от стрелы, в той стороне, куда она указывает, на камне нанесены 4 вертикальных полоски при помощи той же техники. Рядом с изображением стрелы, на глубине примерно 25 сантиметров, геокэшерами был найден обломок ножа. Скорее всего, именно им и были сделаны эти насечки. Учитывая глубину, на которой лежал нож, можно предположить, что они были сделаны не позднее 700 лет назад. Сейчас этот обломок лежит в контейнере геокэшерского тайника.
По мнению Маланина рисунки на камне могут отображать картину финно-угорской мифологии о путешествии души в страну мертвых. По некоторым таким преданиям, душа умершего человека, покинув тело, превращается в птицу и улетает на север, где возле океана находится скала мертвых. Скала покрыта сетями и охраняется. Поэтому птица попадает в сети, крылья ее ломаются, она же падает в воду, превращается в рыбу и через отверстие в скале проникает в страну мертвых .
Эту скалу вполне может представлять Синий камень с петроглифами, а исполненные на нем чашечки-углубления символизируют отверстия для каждой души. Причем линия из углублений на археолите представляет, вероятно, ни что иное, как «дорогу мертвых».
Рядом геокэшерами был открыт еще один интереснейший валун. Открыт он был случайно, так как полностью был под 3х сантиметровым слоем земли. На нем изображено то, что можно назвать «мордой» (на фото). Даже при полном отсутствии фантазии можно без труда выделить – два больших глаза, треугольный нос с двумя ноздрями и рот с четырьмя углублениями зубов, являющийся, как бы продолжением треугольника носа. О том что означает это изображение, и какие цели оно преследовало, можно только гадать..
Третий камень более малой величины, не имеющий знаков или петроглифов, лежит прямо напротив валуна с петроглифами, но через лесную дорогу, которая «никуда не ведет», обозначая в комплексе как бы ворота. Не исключено, что это действительно ворота, обозначающие вход в бывшее святилище - рощу древних мерян...
Этот комплекс Синих Камней уникален по многим параметрам - близостью своей к Москве, - наличием древних изображений на камнях, - народной памятью о Традиции которая ныне возрождается.
|