Культовые камни, привлекающие в последнее время внимание многих исследователей, распространены на значительной части лесной зоны восточной и северной Европы. Уже при беглом знакомстве с этой группой памятников становится очевидна их неоднородность. Значительная часть исследований по данной теме, посвящена культовым камням на поверхности которых, имеются углубления или рисунки - «следовики» и чашечные камни («чашечники»). Однако, в тени таких исследований остается другая не менее привлекательная для исследования группа камней так называемые «Синие камни».
На территории Вологодской земли так же можно найти немало свидетельств поклонения природным объектам – священным родникам, рощам, и камням.
На сегодня имеются сведения о 67 культовых камнях на Вологодчине. В данном выступлении я хотел бы остановится на культовых объектах известных как «Синие камни». Сведения о культовых камнях в названии которых присутствует эпитет "синий” можно найти в исследованиях посвященных изучению Карелии, Ярославской и Новгородской областей.
Пожалуй, самым известным из подобных памятников, исследованию которого посвящены более десятка статей – Синий камень, расположенный на берегу Плещеева озера под Переславлем-Залесским.
На данный момент имеются сведения о трех подобных объектах и на территории Вологодской области:
1. Синий камень. Расположен на возвышенном берегу р. Кулой, у д. Захаровская, Осташевского с/с, Верховажского района, на расстоянии 0.5 к м. от старого русла, от нового русла 1.5 км в местечке с названием Нижний и Верхний Осинники. Размеры камня в длину – 7 м, ширина – 4.5 м. в высоту камень достигает 2 м. от поверхности земли. Ориентация по линии ЮЗ – СВ. Поверхности камня частично заросла мхом, имеет крупные трещины. Цвет камня серый, после дождя – синий, пористый.
2. Синий камень. Расположен у д. Анисимовской, Осташевского с/с. Камень находится на пригорке, у обочины дороги ведущей в деревню. Под пригорком протекает р. Скочиха. Размер камня ширина – 1.5 м, длина – 4 м, высота над поверхностью земли – 40 см. Ориентирован по линии ЮВ – СЗ. Поверхность камня плоская. По словам местных жителей камень обладает специфической особенностью уходить и подниматься из земли. Старожилы утверждают, что такое явление происходит с периодичностью раз в сто лет. В сер. 50-х годов камень поверхность камня возвышалась над землей на 50 см. по данным на 1996 г. поверхность сравнялась с уровнем земли. Максимальная высота которой достигал камень – 2.8 м.
3. Синий камень. Располагается у д. Обухово, невдалеке от п/о. Дубровск , по дороге в Оларево, Вологодского района. Камень не обследован. Графическая реконструкция. Вид камня у д. ЗахаровскаяПроисхождение названия данной группы памятников, обычно связывают с цветом камня, однако чаще всего «Синие камни» представляют собой обычные валуны сине-серого, а чаще серого цвета, без следов обработки. По форме и размерам они не чем не отличаются от других мегалитов в изобилии присутствующих на территории присутствия ледника. В связи с этим, при изучении культовых камней, а в особенности культовых камней естественного происхождения, не имеющих на своей поверхности каких-либо следов, на первый план выходит фольклорно-этнографический аспект изучения культа камней. Наличие связанных с данными объектами материалов фольклорно-этнографического плана: легенд, преданий, роль которых для выделения данных памятников, окажется решающей.
При анализе религиозных представлений связанных с таким видом культовых объектов как «синий камень», многие исследователи обращают внимание на древность и стабильность названия камня. В свете архаичных мировоззренческих представлений, реконструкция которых успешно осуществляется в последнее время (В.В. Иванов, В.Н. Топоров, Б.А. Успенский и др.), представляется, что это название не случайно.
Исследования по истории цветовых обозначений показали сложную систему значений цветового эпитета "синий” в древнерусский период, когда ему было свойственно обозначение темной части спектра (т.е. обозначал собственно синий, серый, темный, черный). Исходя из этого, можно предположить, что название камня "Синий” может являться его цветообозначением в смысле "серый, темный”, хотя по своим цветовым показателям камень и не выделяется среди обычных валунов. Но стоит обратить внимание и на символическое значение эпитета "синий”. Основные черты славянской мифологии могут быть описаны системой семантических противопоставлений (жизнь – смерть, верх – низ, белый – черный).
Черный цвет воспринимался как неблагополучный, цвет несчастья, горя, смерти, траура, загробного мира. Одна из сфер символического употребления эпитета "синий” связана с его ролью в мифологических представлениях, где он выполняет функцию маркированного признака, указывающего на соотношение объекта или явления с загробным миром, смертью.
Следует заметить, что подобные факты фиксируются и в близкой к славянской балтоязыческой традиции. На основании предложенного значения, можно предположить, что эпитет "синий”, включенный в название камня, является признаком смерти, загробного мира. "Синий камень" у д. ЗахаровскаяВ целом, говоря о религиозных представлениях связанных с культом камня, можно отметить, что в них отразилось двойственное отношение к культовым камням, в одних случаях они оцениваются как сакральные объекты, в других – отношение к ним явно негативное. В том и в другом случае выделяется языческий элемент, хотя в негативном варианте он выступает более явственно, в позитивном варианте, в виду значительной ассимиляции языческих представлении христианством, его вычленить сложнее.
Христианская направленность сюжетов, связанных с культом камней, хорошо прослеживается, но часть преданий относит культовые камни к языческому наследию. Так, например, в отношении «Синего» каменя на р. Кулой сложилась специфическая традиция его связи с потусторонним миром и нечистой силой, негативное восприятие. Легенды гласят, что камень является центром капища Чуди, в осиновой роще так же находилось деревянное изображение чудинских богов, по-видимому здесь приносились жертвы. Рядом сосновый бор, в котором долго не рубили деревьев (до 50 - 60-х годов XX в), опасаясь, что постройки из этих деревьев сгорят, что и случилось при постройке овчарни на левом берегу – сгорела на второй год после постройки. Сейчас неизвестно место, но где-то неподалеку находился «горький ключ», солоноватая вода которого использовалась вместо соли. Убивать у камня животных разрешалось только в очень голодные зимы.
Местные жители утверждают, что перед сменой погоды, если"Синий камень" у д. Анисимовская прислонится к камню ухом, то можно услышать, как он шипит или гудит. Говорят, что нельзя выбивать на камне свое имя, такой человек может в скором времени заболеть или даже умереть: таким образом раньше наводили порчу на скот и людей, надписи для этого выбивались в полночь при полной луне. На камне не держится снег, поэтому он всегда голый и виден из далека. Летом над камнем по утрам вьется туман. По легенде этот камень одна из малых гор, где раньше, раз в году проходил шабаш ведьм. На противоположном правом берегу р. Кулой расположено местечко Бечишно, которое, по утверждению местных, водило и пугало людей, а в заводи водились русалки.
В ходе изучения культовых камней Ярославской области было установлено, что данная группа культовых камней чаще других подвергалась уничтожению, камни скидывали в глубокие озера, топили в болотах, разбивали. Возможно, что это было связано с крайне негативным отношением православной церкви именно к «Синим камням». Если по отношению к «следовикам» мы видим сначала попытки их крещения (вырубания крестов на камне), а на более позднем этапе, включения их в православные традиции, приписывания происхождения следов местным святым, или библейским героям, то по отношению к «Синим камням», единственным методом борьбы осталось полное их уничтожение. Возможно, известный нам по письменным источникам культовый камень, находившийся на древнем поселении Белозеро, который по легенде был свергнут в реку как языческое мольбище, так же относился к данной группе. Рассматривая вопрос о данной группе культовых камней, следует отметить, что, несмотря на специфические особенности почитания и общность названия данных объектов, каких-либо археологических оснований, для выделения этой группы как особого типа культовых памятников нет.
Если брать за основу классификацию культовых камней, в которой основанием является наличие или отсутствие изображений и форма самого камня, тогда данные объекты следует отнести к типу культовых камней без следов обработки, в которую помимо камней естественной формы, к которым и относятся «Синих камней», входят так же камни имеющие необычную форму (ассоциирующиеся с животными и каменные кресла). В заключении следует отметить, что попытки интерпретации данных о культовых камнях привели к осознанию сложности их изучения, поэтому расширение источниковой базы и конкретизация данных по отдельным регионам и даже на микрорегиональном уровне являются в настоящее время актуальной задачей.
[1] Бердников В. Синий камень Плещеева озера // Наука и жизнь. – 1985. – №1. – С. 134.
[2] Шорин М.В. О цветной символике в связи с интерпретацией культовых камней // Новгород и Новгородская земля. История и археология. Тезисы. – Новгород, 1988. – С. 95.
[3] Там же. – С. 95.
[4] Там же. – С. 96.
[5] Там же. № 8
[6] Альквист Аря. Синие камни, каменные бабы // Journal de la Societe Finno-Ougrienne. – Helsinki, 1995. – № 86. – С. 7-32.
[7] О явлении чудотворного образа Великого Василия Кесарийского. И како поставися перви соборная церковь на Беле озере на усть Шексны реки и о вере // ВГИАХМЗ. Сектор письм. источников. Ф.2 (Волог. Дух. Консистория). Оп.1. д. 117.
[8] Шевелев В.В. Культовые камни в Каргополье // РА. – 1992. – №2. – С. 57.
Кашинцев А.Ю. Вологодское археологическое общество