Дорожный знак на трассе М-8 в Переславском районе, указывающий путешественникам дорогу к Никитскому монастырю и мерянскому Синему камню, внезапно поменял облик. Никитский монастырь на указателе, как и прежде значится, а вот упоминание Синего камня аккуратно заклеено. Об этом сообщает местная «Независимая газета. Жизнь в Переславле».
Как удалось выяснить корреспондентам газеты «Независимая газета. Жизнь в Переславле», недавно в местное ГИБДД обратились представители Никитского монастыря и попросили убрать указатель «на языческий памятник», который «не вяжется с переславскими православными местами».
«Церковь не против самого камня, – пояснил корреспондентам «Независимой» благочинный города Переславля протоиерей Александр Передернин. – То, что создано природой и Господом, неподвластно земным людям. Но чрезмерная популяризация и изменение сознания людей – это же ненормально. Да, каждый человек имеет право на религиозное самоопределение. Но нужно придерживаться золотой середины. Нужно спросить жителей города: нужен им Синий камень или нет. В городе должен быть баланс интересов как верующих, так и тех, кто вне церковной ограды, для местных жителей и для туристов.
Но сжигание крестов на Александровой горе, неоязыческие обряды (Синий камень и мерянское городище "Александрова гора" в последнее десятилетие стали объектами поклонения так называемых "славянских родноверов" и сочувствующих им неонацистов. Прим. Merjamaa) – все это разжигание этнических конфликтов среди мирного населения».
Кто именно заклеил название на указателе и связано ли это с обращением служителей монастыря – пока доподлинно неизвестно.
Напомним, что Синий камень является одной из самых известных достопримечательностей Переславля-Залесского, его появление около Плещеева озера овеяно множеством легенд и поверий. Ежегодно посмотреть на мерянскую святыню приезжают тысячи туристов со всей России и из-за рубежа.
Источник: http://76.ru
Справка Merjamaa
Синий камень долгое время был объектом поклонения финно-угорского народа меря, а затем и их наследников, средневековых московитов. Суть и характер древних культовых отправлений, проводившихся у камня в дохристианские времена, современной науке неясны.
Сейчас камень находится на берегу Плещеева озера, однако прежде он лежал возле Борисоглебского Надозёрного монастыря, между старой и новой водокачками. Житие Иринарха Ростовского чётко указывает, что камень находился в овраге. (По укоренившемуся в туристических справочниках представлению, прежнее место камня — вершина Александровой горы, что неверно.)
Несмотря на наличие рядом Борисоглебского Надозёрного монастыря, переславцы нередко собирались у камня и устраивали буйное веселье, пляски и костры. Некоторое время монахи и священники ограничивались увещеваниями, пугая местных жителей тем, что в идоле живёт нечистая сила. Однако внимание к языческой святыне не ослабевало.
Всё изменилось в начале XVII века. В житии святого Иринарха Ростовского говорится о том, что преподобный посоветовал своему другу дьякону Онуфрию зарыть камень. Тот и зарыл «идола», отчего потом сильно болел. По другому варианту, наоборот, дьякон зарыл камень и за это выздоровел от лихорадки.
В земле камень пролежал некоторое время, а потом снова очутился снаружи. Водяная эрозия размыла склон, а замерзающий грунт понемногу выталкивал камень из земли.
В 1788 году его хотели использовать под фундамент строившейся Духовской церкви (она находилась на берегу Мурмажа, притока речки Трубеж, которая впадает в Плещеево озеро южнее Борисоглебского монастыря). Синий камень водрузили на большие сани и повезли по льду Плещеева озера. Но лёд не выдержал огромной тяжести, треснул, и камень утонул на глубине 2 аршин (1,4 метра). (Бердников ошибочно пишет про 2 сажени, то есть 4,3 метра.)
Через 70 лет Синий камень снова вынесло на берег озера, причём севернее его прежнего местонахождения. Дискуссия о причинах этого явления шла в газете «Владимирские губернские ведомости» и завершилась выводом о том, что камень выдавили весенние торосы, ураганный ветер и движение льдов.
Сегодня Синий камень по неясным геологическим причинам уходит в землю. Сорок лет назад он выдавался на поверхность чуть ли не в рост человека, а теперь его высота менее чем до колена.
|