Наш
воскресный мото выезд 26 сентября был посвящён ещё одному
удивительному свидетелю древних времен – Синему камню, лежащему
неподалеку от села Веледниково в Истринском районе. На информацию о нём
я набрёл у геокэшеров. Они нашли его совершенно случайно пробираясь
на квадроциклах сквозь чащу леса. Первое, что привлекает в нём
внимание, это огромных размеров чаша выдолбленная в нём. Этим камень
напоминает своего собрата с Чёртового Городища под Козельском.
Приглядевшись мы обнаружили ещё одну чашу явно естественного
происхождения, с небольшой доработкой человека. Находится она чуть
выше искусственной. Рядом имеются многочисленные сколы. Перед нами лежал явно древний поклонный камень.
Трудно представить истинные размеры камня и его вес, заставивший всю
эту махину практически сравняться с уровнем земли, погрузившись в топь
под собственным весом.
Вот
он древний Синий камень, камень Хозяина Таин, средневековый поклонный
камень, один из нескольких подтвержденных Синих камней в Подмосковье! Веледниковский
камень размером приблизительно 3х1,5 м находится в лесном массиве
между деревнями Веледниково и Новинки, рядом с старой лесной дорогой.
Своей широкой стороной он ориентирован по линии восток-запад. Камень
явно не просто остаток ледниковой марены, скорее всего более тысячи лет
назад на него ходили финно-угры, жители городища дьяковской культуры
"Дятлова Поляна", расположенного в 2,5 км на юго-юго-запад.
Есть
мнение, что почитали его и наследники дьяковской культуры - меряне,
люди фино-угорского племени, населявшего большую часть современных
Ивановской, Костромской, Ярославской областей, а также части
Владимирской, Вологодской, Тверской и Московской. От них скорее всего и
пришла в средневековую русскую культуру традиция поклонения этому
камню. В названии поклонных камней мери видна явная аналогия с синим
цветом. Источники указывают на разное происхождение этого слова, одни
исследователи говорят о финском божестве Укко(Юмал), другое имя
которого «Сини Витта», другие ищут синонимы в похожем по звучанию слову
«глаз» на марийском, удмуртском и коми языках (глаз – чашка на
поверхности камня). Многие связывают Синие камни с культом Предков, загробным миром, точкой перехода из мира людей в потусторонний мир и богом Мира Мёртвых. чашка с целебной водой
На
землях древних балтов и финнов в восточной Европе на сакральных камнях
часто встречаются «чашки» или «следы» – искусственные или
естественные углубления, в которых после дождей или во время таяния
снега собирается вода. Такая вода в народной традиции считается
целебной. Есть поверье, что если напоить или просто натереть такой
водой человека или скотину, то они избавится от болезней.
Свои
таинственные обряды совершали у камня шаманы дьяковцев, кудесники
мери и средневековые русские ведуны. Они понимали язык зверей и птиц,
общались с духами Предков, деревьев, рек и камней. Казалось бы
древняя традиция забыта, но Синь камни не умолкли, они лишь смешались с
обычными и ничем не выдают себя современному человеку привыкшему к
безумным скоростям... И они не сказка, нужно лишь просто остановиться,
умолкнуть, прислушаться, чтобы различить отчетливый шепот живых камней,
вспомнить Имена, соответствующие этим громадам…
|