Понедельник, 23.12.2024, 02:28 | Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость

Главная » 2010 » Декабрь » 27 » «Синяя баба» Берендеева болота. (некоторые сакральные места Ярославской области).
10:54
«Синяя баба» Берендеева болота. (некоторые сакральные места Ярославской области).

 Последнее десятилетие уходящего двадцатого века породило резкий всплеск интереса к сакральной и «неофициальной» истории человечества. Наряду с этим, мы можем так же отметить устойчивое повышение интереса к т.н. «научному туризму» людей, жизнедеятельность которых не связана с наукой. Предметами поиска и изучения зачастую становятся природные или культурные объекты, не имеющие официального статуса «памятника». Как правило, все эти места или объекты особо почитаемы местными жителями и довольно часто считались священными или же наоборот – «нечистыми».

Хотя почитание «священных» или «нечистых» мест играло в традиционной культуре русского народа весьма важную роль, определить или идентифицировать время возникновения тех или иных местных культов очень сложно. Дело в том, что они остаются малодоступными и малоизвестными для науки. С другой стороны, подобная локальность и в прямом смысле «малодоступность» способствуют более полному сохранению целостности обрядов и более длительной их «жизнеспособности». Одним из подобных мест в Ярославской области можно считать район Берендеева болота Переславского района.



Описываемая местность, находится на стыке двух областей – Ярославской и Владимирской. Местность эта, без сомнения, представляет определенный интерес в плане существования преданий о некогда существовавших здесь культовых камнях и сохраненной до сих пор уникальной обрядности, так или иначе связанной с ними. Один из культовых объектов, т.н. «Синяя баба» или «Синий камень» хорошо известен в краеведческой литературе, прежде всего благодаря трудам замечательного Переславского исследователя М.И. Смирнова.

О «Синей бабе» Берендеева болота мы знаем достаточно много. Идол простоял на месте много веков, пока в середине 19 века его не постигла участь более знаменитого «Синего» камня, лежащего у Александровой горы под Переяславлем-Залесским «….бабу эту решено было при постройке каменной церкви в селе Лаврове взять для фундамента, но вследствие большой тяжести увезти не удалось; тем не менее, будто бы при наваливании на подводу опрокинули её и часть отбилась» (1)

Остатки расколотого идола (та самая отбившаяся часть), оставалась на месте еще довольно долго. Местное население по-прежнему называло остатки валуна «Синей» или «каменной бабой» и особо чтило её. «…Деревенские бабы, чтобы не заблудиться, когда собирают клюкву в Берендеевом болоте, кладут перед камнем ягоды и, выворотивши наизнанку платье, задом уходят от неё; бывают будто бы приношения сюда и по другим поводам, так что временами там можно находить, кроме ягод, и хлеб…» (Смирнов М.И., 1919 г.). Многие помнят, что камень действительно имел серо-синеватый цвет.
В 1932 году отсюда начали брать валуны и камни в качестве балласта для строительства ж/д насыпи. По всей видимости, туда и пошел расколотый камень. Многие пожилые местные жители хорошо помнят, как выглядели остатки идола и уверенно описывают его размеры – 2 х 2,5 х 1,5 метра.

Остальные сакральные «объекты» становятся видны только при более широком исследовании всей местности, именуемой Берендеево болото и достаточно обширных территорий прилегающих к нему. Дело в том, что на данной территории, вплоть до наших дней сохранилась традиция совершать крестный ход вокруг болота.

В ходе полевых исследований летом 1992 года удалось выяснить, что на самом деле существовало два крёстных хода. Назовём их условно «Большой» и «Малый» круг.
Совершенно очевидно, что «Большой» круг совершался ежегодно с целью снятия порчи и освящения той местности, в центре которого находилась «Синяя баба» или «Синий камень». «Малый» круг должен был освятить другой весьма чтимый в данной местности объект - «Оринин источник».


Волчья гора на Берендеевском болоте

«Большой» круг начинался ежегодно 1 июля с выноса из Переславля- Залесского чудотворной иконы («Боголюбимая» -?). В течение нескольких дней икону обносили вокруг Берендеева болота через села: Владимирово, Егорьево, Багримово, Чернецкое, Радионцево, Лаврово, Василисино, Петровское. Завершался круг в пос. Берендеево. Затем оттуда икона возвращалась в Переславль-Залесский.

В ходе полевых изысканий летом 1992 года нам удалось зафиксировать несколько преданий о «Синей бабе»:

1. «…на этом самом месте, когда - то в старину мать прокляла дочь, вот дочь то и превратилась в камень» (Малышева А.Ф., 1915 г.р. с. Чернецкое)

2. «… давным-давно жила на Волчьей горе богатая женщина и у нее утонул сын в озере. Она плакала и проклинала сына, вот озеро то и ушло по Трубежу в Переславль. А женщина та окаменела, и стоит у остатков озера в центре болота. Озерцо то и в самом деле имеет форму лежащей женщины. Даже грудь видно…» (Зиновьев А.П., 1928 г.р. с. Берендеево)
Озерцо это, у которого по преданию стояла «Синяя баба» до сих пор называется у местных жителей – Волчёнка. Интересно и название другого населенного пункта, находящегося по соседству – Волчьи горы.

«Малый» круг шел от села Чернецкое по направлению к селу Малые Вески. Этот ход как бы составлял часть «Большого» круга и проводился тогда, когда чудотворная икона находилась в Чернецком. Икону выносили из Чернецкого и несли от моста через р. Киржачь по направлению к с. Еловка до Перикальского пруда, но, не доходя до него. Как утверждают местные жители, несли икону не по дороге, а через поле «…прямо через рожь». Диаметр «Малого» круга – 5 километров. На реке в месте именуемом «Оринин источник» совершался молебен. Заканчивался круг в с. Петровском Многие из деревень ныне уже не существуют, но местные старожилы помнят, как совершались эти крестные ходы.

Место, где расположен источник, пользуется у местных жителей дурной славой. Местный информатор Зиновьев А.П., 1928 г.р., рассказывал, что в народе считалось, что «… Орина балует. Зимой в этом месте люди плутают и выходят все неизменно к Большим Вёскам. Испокон веку на меже рядом с ключом хоронили удавленников». По поводу происхождения старожилы рассказывают «…шел муж с женой из гостей. Проходя мимо источника, мужик утопил в нем жену за грехи» (Малышева А.Ф., 1915 г.р. с. Чернецкое).

В данном случае мы можем отождествлять «Оринин источник» с представлениями о «мертвой» воде. Здесь уместно будет вспомнить о «Синем» камне на Плещеевом озере. По преданию он первоначально лежал в овраге у ручья с чистой, т.е. «живой» водой (2). Любопытно и другое сравнение. У «хорошего» Переславского камня народ устраивал гуляния «… они слушаху его и к нему стекахуся из году в год и творяху ему почесть»(3). Не смотря на активные многовековые старания православной церкви некоторый «позитивный» оттенок характера камня сохранился до наших дней. Идол «Синяя баба» имел явный негативный характер. По сложившемуся у автора мнению, местные представления о «нечистоте» Берендеева болота связаны именно с ним. В подтверждение этой мысли приведем несколько аргументов:

1. значительный радиус «Большого» круга крестного хода – нежелание близко подходить к «нечистому» месту. Или опасение близко подносить к нему чудотворную икону;

2. традиция выворачивать платье наизнанку и пятиться отходя от камня. В этом действии видится стремление обмануть идола, убедить его в том, что уходит совершенно другой человек, нежелание выдать или обозначить себя.

Район Берендеева болота – уникальное сакральное место в Ярославском Поволжье. Если культ камня на Верхней Волге это достаточно распространенное явление, то традиция поклонения идолам – практически не встречается.

Многие сакральные объекты народной культуры появились в научном обороте только благодаря поисково-исследовательской деятельности туристических или краеведческих кружков школьников и студентов, краеведов-любителей. Достаточно привести пример - понятие «камень–следовик» появился в исторической науке в середине 60-х г.г. двадцатого века, благодаря деятельности краеведа-любителя Ильина С.Н. из г. Шуя (Ивановская область). До появления его первых, сугубо краеведческих (!) работ, культовые камни в среде ученых, практически не изучались. Сегодня интерес к ним очень велик. Помимо появления серьезных исследовательских работ, в сети Интернет существует несколько сайтов, где обнародована информация о разнообразии проявлениях культов камня в регионах России. Большая часть информации представлена туристами, местными краеведами и просто энтузиастами. Безусловно, что информация нуждается в проверке, но в любом случае, мы имеем конкретные адреса для поисков.

Литература:

1. Смирнов М. И. Старые боги // Доклады Переславль-Залесского научно-просветительного общества. — Переславль-Залесский, 1919. — №4. — С. 8.
2. Комаров К.И. Древние боги Ярославской земли // Сообщения Ростовского музея. – Ростов, 2003. - Вып. –14.
3. Житие Преподобного Иринарха // Памятники древней русской письменности, относящиеся к смутному времени. Русская историческая библиотека. — СПб., 1909. — Т. 13. — С. 1373— 1374.

Опубликовано - Проблемы развития внутреннего туризма в Центральной России: образование, менеджмент, планирование. – Ярославль. – 2006. – С. 55

Автор - Чернецова С.Б. (Ярославль)

PS

По просьбе Бакаева А.М фото с изображением "Идола с гравировкой в виде символов плодородия найденного на Волчьей горе удалено. Автор материала Светлана Чернецова не имела отношения к размещению этой иллюстрации и не приписывала ни чьих поисков или открытий себе. Иллюстрация была опубликована по инициативе модеротаров портала. Администрация Merjamaa приносит свои извинения.

Категория: Новости Мерянии | Просмотров: 8547 | Добавил: merja | Рейтинг: 5.0/1
СТАНЬ МЕРЯ!

ИНТЕРЕСНОЕ
ТЭГИ
мерянский Павел Травкин чашечник меря финно-угры чудь весь Merjamaa Меряния финно-угорский субстрат вепсы История Руси меряне суздаль владимир история марийцы мари Ветлуга Ростов Великий ростов новгород Русь экология славяне топонимика кострома КРИВИЧИ русские Язычество камень следовик синий камень камень чашечник сакральные камни этнофутуризм археология мурома Владимиро-Суздальская земля мерянский язык ономастика Ростовская земля балты финны городище Векса озеро Неро краеведение православие священные камни этнография Плёс общество дьяковцы Ивановская область регионализм культура идентитет искусство плес ингрия антропология россия москва ярославль мифология вологда лингвистика Марий Эл будущее Унжа вятичи Залесье волга поэзия нея галич деревня туризм север мерянский этнофутуризм Древняя Русь шаманизм латвия русский север иваново буй капище Ярославская область Языкознание реконструкция скандинавы средневековье Европа магия Этногенез коми старообрядцы Костромская область христианство Социология
Статистика
Яндекс.Метрика