Суббота, 16.11.2024, 02:37 | Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость

Главная » 2020 » Сентябрь » 11 » «Сказки северных рек». Или пинежские чудики.
12:45
«Сказки северных рек». Или пинежские чудики.

Помните, Владимир Путин, в ходе Прямой линии 2019 года сам выбрал и прочитал с экрана компьютера один из присланных вопросов: «Куда делся народ чудь?» «Ассимилировался в основном. Но я уверен, что он еще не исчез окончательно…» — отметил лидер страны.

И действительно, потомки чуди живут и здравствуют! Во время последней переписи 2010 года несколько десятков жителей труднодоступного, глухого Верхнетоемского района Архангельской области в графе «национальность» указали: «чудь». Всего же в Пинежском районе проживает около 200 чудей.

Это я к чему? В FB у замечательной Светланы Адоньевой увидел фильм «Сказки северных рек» (1968) Фильм про жизнь и культуру Пинеги снят в селе Карпогоры Архангельской области. Пинега и в частности Карпогоры считаются классической чудской территорией, где по сей день сохраняется много загадочного, в частности «икотники», насылающие таинственную душевную болезнь "икотку", помните - "икота, икота, уйди на Федота?"...

"Икотка" - болезнь древняя и веками считалась следствием порчи и вселения злого духа в человека. Об этой загадочной болезни ещё в XIV веке упоминал креститель народа коми Стефан Пермский, боровшийся с языческими верованиями. Карелы, мордва, мокшане, вятчане, зыряне и пермяки называли "икотку" по-своему - "шева", по имени злого духа, который вселялся в человека. С "икоткой" были знакомы все коренные народы Севера и Урала, а практикой её "подсадки" в совершенстве владели шаманы и многие деревенские бабки.

На Пинеге "икотка" бушевала вплоть до 1970 годов - ревели бабы деревенские дурными голосами, икали без передыху, лаяли по-собачьи, мычали как коровы, мяукали как кошки, и не было с этим складу. «Икали» целыми сельсоветами, да так что приходилось даже обкому КПСС вмешиваться.

В 1970 году именно в одной из деревень Сурского сельского совета была страшная эпидемия "икотки". И много позже случалось "икотка" в тех краях, но в 1970 году это была настоящая эпидемия. В деревне Шуйга кричали женщины едва ли не через двор. Учителя, врачи, мдсестры, воспитательницы детского сада, продавцы сельмага... Казалось бы, люди образованные, а вон оно как вышло. При одном только упоминании имени "икотника", того, кто мог подсадить заразу, женщины и начинали кричать. На "икотников" подавали в суд на полном серьёзе, их пытались выселить из деревни. Были случаи нападения и попытки удушить, побои и истязания, попытки поджога домов "икотников". Словом, началась самая настоящая охота на ведьм, как в Средневековье. Пришлось Архангельскому обкому КПСС и милиции с прокуратурой вмешаться, чтобы не начались бунты и погромы со смертоубийствами. Ведь народ свято верил, что излечение от "икотки" возможно, только если убить того, кто её наслал.

Советская власть обратилась за помощью к медикам, чтобы те помогли разобраться в ситуации и оказать медицинскую помощь всем заболевшим этой болезнью. Зараженных "икоткой" женщин из Шуйги везли на грузовиках в Суру, в больницу. Всю дорогу они голосили как сумасшедшие, наводя жуть на тех, кто попался в пути. В больнице их лечили гипнозом, давали снотворное и успокоительные. Добровольно пройти лечение желающих было очень мало.

Болезнью "икотка" была признана ещё в XIX веке с подачи Епископа Вениамина, который пришёл к выводу, что икота не колдовство, "но натуральная болезнь", и лечили её успокоительными препаратами.

Но в порчу, насланную "икотниками", на Русском Севере верят и по сей день даже молодые. И носят при себе защиту - соль в кармане, молитву за пазухой, крещеный крестик православный. Защитой может стать даже отборный русский мат. Существует поверье, что "икотник" или "икотники" не могут умереть по старости или по болезни, не передав кому-либо свои поганые знания. Годами будут мучатся, пока не передадут своим детям, а то и случайному человеку, если детей не дал Бог. Да и затаились они давно ото всех, боятся теперь людей, но люди-то все равно знают, что они есть, и тоже боятся их.
Территория не то чтобы каноническая для нашего Залесья, но, неподалеку, на соседней Мезени, живут потомки постмерян-кокшаров - беженцев с рек Кокшеньга и Вага на севере Вологодской и юге Архангельской областей (р-н Тотьма - Вельск - Шенкурск). Кокшары были союзниками Дмитрия Шемяки в его борьбе за построение Устюжского великого княжества в 1450 - 1453 гг. В 1452 - 53 гг. подверглись погрому со стороны московского войска. Об этом мы уже писали.


В фильме «Сказки северных рек» видно, как сквозь постановку настоящее прорывается: поясок у женщины, показывающей свой амбарчик и его сокровища, избы, плач на ненастоящей свадьбе, ломающий ее условность, окружающая фактура, не говоря уже про наряды и лица.

Залесец.

Категория: Новости Мерянии | Просмотров: 2701 | Добавил: merjanyn | Теги: Карпогоры, Язычество, пинего, икотники, Архангельская область, меря, чудь, финно-угры, кокшары | Рейтинг: 4.0/4
СТАНЬ МЕРЯ!

ИНТЕРЕСНОЕ
ТЭГИ
мерянский Павел Травкин чашечник меря финно-угры чудь весь Merjamaa Меряния финно-угорский субстрат вепсы История Руси меряне суздаль владимир история марийцы мари Ветлуга Ростов Великий ростов новгород Русь экология славяне топонимика кострома КРИВИЧИ русские Язычество камень следовик синий камень камень чашечник сакральные камни этнофутуризм археология мурома Владимиро-Суздальская земля мерянский язык ономастика Ростовская земля балты финны городище Векса озеро Неро краеведение православие священные камни этнография общество Плёс дьяковцы Ивановская область регионализм культура идентитет искусство плес ингрия антропология россия москва ярославль мифология вологда лингвистика Марий Эл будущее Унжа вятичи Залесье волга поэзия нея галич деревня туризм север мерянский этнофутуризм Древняя Русь шаманизм латвия русский север иваново буй капище Ярославская область Языкознание реконструкция скандинавы средневековье Европа магия Этногенез коми старообрядцы Костромская область христианство Социология
Статистика
Яндекс.Метрика