Помните, Владимир Путин, в ходе Прямой линии 2019 года сам выбрал и прочитал с экрана компьютера один из присланных вопросов: «Куда делся народ чудь?» «Ассимилировался в основном. Но я уверен, что он еще не исчез окончательно…» — отметил лидер страны.
И действительно, потомки чуди живут и здравствуют! Во время последней переписи 2010 года несколько десятков жителей труднодоступного, глухого Верхнетоемского района Архангельской области в графе «национальность» указали: «чудь». Всего же в Пинежском районе проживает около 200 чудей.
Это я к чему? В FB у замечательной Светланы Адоньевой увидел фильм «Сказки северных рек» (1968) Фильм про жизнь и культуру Пинеги снят в селе Карпогоры Архангельской области. Пинега и в частности Карпогоры считаются классической чудской территорией, где по сей день сохраняется много загадочного, в частности «икотники», насылающие таинственную душевную болезнь "икотку", помните - "икота, икота, уйди на Федота?"...
"Икотка" - болезнь древняя и веками считалась следствием порчи и вселения злого духа в человека. Об этой загадочной болезни ещё в XIV веке упоминал креститель народа коми Стефан Пермский, боровшийся с языческими верованиями. Карелы, мордва, мокшане, вятчане, зыряне и пермяки называли "икотку" по-своему - "шева", по имени злого духа, который вселялся в человека. С "икоткой" были знакомы все коренные народы Севера и Урала, а практикой её "подсадки" в совершенстве владели шаманы и многие деревенские бабки.
На Пинеге "икотка" бушевала вплоть до 1970 годов - ревели бабы деревенские дурными голосами, икали без передыху, лаяли по-собачьи, мычали как коровы, мяукали как кошки, и не было с этим складу. «Икали» целыми сельсоветами, да так что приходилось даже обкому КПСС вмешиваться.
В 1970 году именно в одной из деревень Сурского сельского совета была страшная эпидемия "икотки". И много позже случалось "икотка" в тех краях, но в 1970 году это была настоящая эпидемия. В деревне Шуйга кричали женщины едва ли не через двор. Учителя, врачи, мдсестры, воспитательницы детского сада, продавцы сельмага... Казалось бы, люди образованные, а вон оно как вышло. При одном только упоминании имени "икотника", того, кто мог подсадить заразу, женщины и начинали кричать. На "икотников" подавали в суд на полном серьёзе, их пытались выселить из деревни. Были случаи нападения и попытки удушить, побои и истязания, попытки поджога домов "икотников". Словом, началась самая настоящая охота на ведьм, как в Средневековье. Пришлось Архангельскому обкому КПСС и милиции с прокуратурой вмешаться, чтобы не начались бунты и погромы со смертоубийствами. Ведь народ свято верил, что излечение от "икотки" возможно, только если убить того, кто её наслал.
Советская власть обратилась за помощью к медикам, чтобы те помогли разобраться в ситуации и оказать медицинскую помощь всем заболевшим этой болезнью. Зараженных "икоткой" женщин из Шуйги везли на грузовиках в Суру, в больницу. Всю дорогу они голосили как сумасшедшие, наводя жуть на тех, кто попался в пути. В больнице их лечили гипнозом, давали снотворное и успокоительные. Добровольно пройти лечение желающих было очень мало.
Болезнью "икотка" была признана ещё в XIX веке с подачи Епископа Вениамина, который пришёл к выводу, что икота не колдовство, "но натуральная болезнь", и лечили её успокоительными препаратами.
Но в порчу, насланную "икотниками", на Русском Севере верят и по сей день даже молодые. И носят при себе защиту - соль в кармане, молитву за пазухой, крещеный крестик православный. Защитой может стать даже отборный русский мат. Существует поверье, что "икотник" или "икотники" не могут умереть по старости или по болезни, не передав кому-либо свои поганые знания. Годами будут мучатся, пока не передадут своим детям, а то и случайному человеку, если детей не дал Бог. Да и затаились они давно ото всех, боятся теперь людей, но люди-то все равно знают, что они есть, и тоже боятся их.
Территория не то чтобы каноническая для нашего Залесья, но, неподалеку, на соседней Мезени, живут потомки постмерян-кокшаров - беженцев с рек Кокшеньга и Вага на севере Вологодской и юге Архангельской областей (р-н Тотьма - Вельск - Шенкурск). Кокшары были союзниками Дмитрия Шемяки в его борьбе за построение Устюжского великого княжества в 1450 - 1453 гг. В 1452 - 53 гг. подверглись погрому со стороны московского войска. Об этом мы уже писали.
В фильме «Сказки северных рек» видно, как сквозь постановку настоящее прорывается: поясок у женщины, показывающей свой амбарчик и его сокровища, избы, плач на ненастоящей свадьбе, ломающий ее условность, окружающая фактура, не говоря уже про наряды и лица.