Суббота, 16.11.2024, 09:25 | Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость

Главная » 2018 » Декабрь » 24 » Скиф на земле меря. История шамана
12:24
Скиф на земле меря. История шамана

Участник движения Новые Скифы, художник этнофутурист Андрей Малышев-Мерянин попросил известного ростовского краеведа и шамана Сергуша Сарского кратко рассказать о происхождении своего интереса к мерянской теме, его практиках изучения нашего наследия. 

Здравствуйте Сергу. Вы живете в Ростове Великом и часто посещаете Сарское городище, место откуда корнями сам Ростов Великий и историческая Ростовская земля, проводите там камлания. Ведете группу в Контакте посвященную этому месту. Чем вас, современного жителя Ростова, привлекает это место? 

— Ёлусь поёлусь друзья. Скажу честно, что родился я далеко от Ростовской земли, и в жилах моих течёт скифская, а не мерянская кровь. Когда переехал в Ростов, я понятия не имел ни про народ Меря, ни про историю Ростовской земли. Даже покупая первый раз билет до Ростова, я чуть не уехал в другой Ростов, на Дону, оказывается их два. Какое-то время это неведение меня устраивало, и ничего бы не изменилось, если бы однажды со мной не случилось то, что среди шаманствующих принято называть шаманской болезнью.


Река Сара с берегов Сарского городища

Не стану подробно останавливаться на этой теме, это не самые приятные воспоминания, с одной стороны, но это бесценный опыт, который я получил – с другой. Какое-то время ушло на то, чтобы понять, что медикаментозно это не лечиться. Еще, какое-то время ушло на то, чтобы осознать, что если в твоей жизни возникают проблемы (не важно, со здоровьем, в личной жизни итд) – ты являешься их причиной, поэтому никто кроме тебя не может их решить! Эта простая формула позволила мне взглянуть на окружающий мир по-другому, совсем не так, как я его видел до этого.

Обратная сторона этого открытия, заключается в том, что далеко не многие способны разделить с тобой радость этого открытия. И вот ты уже начинаешь понимать, что”иногда лучше жевать, чем говорить”, и, как результат, поиск того места, где тебе будет комфортно. Такое место я долго искал, но однажды, оно само нашло меня. Это был лес, напротив Сарского городища, а если быть точным, один из гостевых лагерей за Сара-рекой.

Я часто туда уходил, несмотря на погоду и времена года, а вот само Сарское городище как то не пускало меня к себе. Да и вообще, я, почему то старался обходить его стороной, присматривался к нему, или оно ко мне. И вот однажды любопытство взяло верх над страхом, и я пошёл туда. С тех пор это место стало для меня родным. Сегодня мы с ним в особых отношениях – я соблюдаю договор, оно открывает передо мной свои двери. На самом городище я пока ещё не обрядил(мой Керимет находится между Сарским городищем и Священной Рощей). Сегодня это место наполнено болью и страданием от того, что с ним сделали люди, потому не очень жалует чужаков. Уж очень глубоки раны, нанесённые ему человеком в угоду своему комфорту.

На самом деле людям нужно не само Сарское городище, современному человеку нужно чудо, и, следовательно, ощущения. Они боятся, что побывав там, с ними не случиться ничего такого, о чём они слышали или читали, поэтому они ищут того, кто находится в особых отношениях с этим местом. Это не значит, что вы не увидите Сарское городище если отправитесь туда в одиночку. Вы увидите и лес и валы и то, что осталось от некогда древнего города, но это внешнее, внутреннюю суть оно вам не откроет. Лично я никого туда не вожу в привычном понимании, поэтому те, кто со мной идут не клиенты, а попутчики. Почему я всё- таки соглашаюсь иногда провести туда кого-то? Всё, что нас окружает взаимосвязано между собой. Это, как зеркало, в нём ты не увидишь ничего кроме своего отражения. Если я вижу, что человек “на одной волне” с этим местом (подобное к подобному), я понимаю, что он может увидеть там нечто новое, чего я ранее мог не заметить, ибо в таких местах сознание работает совершенно иначе. Используя это сочетание, даже в привычных вещах всегда можно увидеть нечто новое, достойное внимания.


В Приднестровье с родственниками на празднике "Каса маре" -
дословно "большая комната"

А насколько ваше скифское резонирует внутри вас с внешним мерянским пространством в котором вы живете?

— Если честно, то мне это сложно объяснить, но я попробую. Родившись и прожив Там какое-то время, я часто замечал одну странность – чувство некоей инородности. Местные традиции, культура и прочее, с детства были частью моей жизни, но внутри я не всегда ощущал частью всего этого. Я не чувствовал это родным.

Оказавшись Здесь, я ощутил некое родство с этой землёй. Возможно, это странно прозвучит, но новое, неизвестное и во многом чужое, приняло меня, как своего. Не сразу конечно. Это похоже на то, когда ты уезжаешь на время, а потом возвращаешься, и тебя охватывает необъяснимое чувство, что ты дома. Это не значит, что Там хуже, а здесь лучше, нет. Просто Здесь я чувствую себя своим. Но, для того, чтобы это понять, прочувствовать и осознать в полной мере, мне нужно было совершить это далёкое путешествие. Зато, я стал богаче, как минимум в два раза, ибо разные культуры, каждая в своё время, сформировали моё отношение к жизни, и реакции на то, что происходит вокруг меня и внутри.


"Мирский камень" - чашечник в деревне Ивашево, Ростовского района,
Ярославской области.

Какое оно, мерянское, разлитое в пространстве Ростова и его округи? Это особенные лица, говор, привычки, мировоззрение у местных? Что вы отметили для себя живя среди потомков летописных ростовских мерян?

— Мерянское разлитое… соответствующие аналогии рождаются в воображении человека, родившегося и прожившего значительную часть своей жизни там, где большую часть земли занимают виноградники ))). А, если серьёзно, мировоззрение потомков скифов и финно-угров, в данном случае потомков летописных ростовских мерян, очень отличается. Южные люди более эмоциональные. Им всегда есть дело до всего и до всех. Они всегда открыто переживают, это видно по их поведению, эмоциям, интонации. У них это проявляется внешне очень сильно. У ростовских мерян, это проявляется иначе, они обычно всё держат внутри. И это не всегда полезно, ибо у каждой чашки свои края. Так же и говор, там, где я родился, в разговоре люди используют более динамичные интонации, а иногда и агрессивные, как, например жители Гагаузии. Там, где я живу сейчас, более спокойная и плавная речь. Но, и там, и здесь она (речь) словно песня, только Там это песни в начале свадьбы, когда душа требует праздника, а Здесь уже её конец, душе хочется спокойствия, после эмоционального выплеска. Это касается и всего остального – умеренность и неторопливость во всём. От сердечных переживаний, до решения бытовых вопросов.

Как бы я не удивлялся поначалу, но время показало, что и такое отношение к жизни помогает добиваться желаемого результата. Этому тоже я научился у ростовских мерян. Знаете, есть такой принцип в Природе – обмен энергиями, ты мне я тебе. В нём нет ничего эгоистичного, как может показаться на первый взгляд. Энергия должна двигаться, движение, это жизнь. Нельзя взять без того, чтобы не отдать, и наоборот. Когда происходит такой круговорот, жизнь бурлит и наполняется праздником и радостью. Когда этот круговорот нарушается, жизнь становится похожей на заросшее тиной болото с соответствующим “запахом”. Следуя этому принципу, я стараюсь привносить нечто новое в обыденную жизнь ростовских мерян.

В Бесарабии есть такой древний праздник встречи весны – Мэрцишор. Не знаю насколько он имеет отношение к скифам (возможно никакого), но Там его празднуют все, от мало до велика. Несколько лет назад, я решил сделать сувениры (в их создании нет ничего сложного, две кисточки красного и белого цвета, как символ борьбы зимы и весны – добра и зла) и повесил, как у нас принято на груди. Друзья и знакомые увидели их, и им стало интересно, я стал рассказывать. На следующий год такие сувениры были уже у многих моих знакомых, а ещё через год я уже рассказывал, и показывал их детям, как это делается. И, таких, казалось бы, мелочей на первый взгляд, набирается огромное множество. Но дело не в их количестве, а в том, как они способны разнообразить и украсить нашу жизнь.


"Синий камень" - сакральный камень древних мерян в полу трапезной
храма Николы Мокрого, Ярославль.

— Ваши ростовские родные как относятся к вашему увлечению, даже не увлечению, а самой жизни в "мерянском" пространстве?

— Как говорят – нет пророков в своём отечестве. В моём случае всё усложнялось тем, что отечество то не моё… По началу моё увлечение мерянской культурой сводилось к следующему – чем бы дитя не тешилось, лишь бы… это была реакция в основном представителей старшего поколения.

Те, кто помоложе, считали, что есть более важные дела – работа, дом, семья. Хотя справедливости ради нужно сказать, что не спорили с тем, что если грамотно распорядиться временем, то его (времени) может хватать и на увлечения и хобби. Быт – здесь ситуация немного упрощалась. Привитое с детства уважение к тому месту, где ты гость (и, как следствие уважение к традициям и культуре), повлияло на то, как я приживался в этой среде. Мне всегда и везде интересно узнавать что-то новое, а в такой ситуации, даже отсутствие подобного желания, ничего не меняет.

Единственная сложность заключалась в том, что Здесь многое было устроено иначе, нежели я привык с детства. Когда я переехал в Ростов, двор в доме, где мы поселились, можно сказать был похож на помойку. Гора мусора, копившегося возможно десятилетиями, и прочие, вытекающие из этого ”прелести”. Мы с женой вывезли этот мусор, установили и покрасили яркими красками заборы, посадили цветы и деревья и… огребли массу проблем с соседями. – “Понаехали тут. Мы давно здесь живём, вот поживи с наше и будешь потом командовать”.

Позже вообще меня вызвали в суд за такое “самоуправство”. Потом всё встало на свои места, оказывается, я это сделал не для себя, для всех, у нас так принято, здесь другие правила. Со временем понятие Я и ОНИ, перестало существовать по естественным причинам, и эта формула пришла к общему знаменателю МЫ.

Мы – меряне, сегодня я могу так сказать, но я никогда не забываю, какая кровь течёт в моих венах. Сегодня мои близкие родственники и друзья, полностью поддерживают меня в том, чем я занимаюсь. Даже те, кто был скептически настроен, когда я делал первые шаги. Это и не удивительно, ибо у меня было достаточно времени, чтобы своим примером показать всю важность того увлечения, которое переросло в образ жизни в мерянском, как вы выразились, пространстве.


Памятная доска и поклонный крест на мерянском селище у родника святого Иринарха. Д. Хаурово, Борисоглебского района, Ярославской области.

Давайте поговорим о сакруме. Какой он, сакрум мерянской земли? Каким вы ощущаете место Сарского городища? Какие впечатления у вас от других сакральных мерянских объектов кторые вы посещали в ходе краеведческих походов по Ростовской земле с А.Меряниным (Мирские камни в прошлом лете, окрестности Годен-озера в Годеново, Синь-камень в Угодичах? Синь камень в Николе-мокром в Ярославле. И другие места. 

— Сакрум, это нечто священное, то, что отделено от мирского. Это некая сила, которая наделяет всё, с чем соприкасается, особыми свойствами. Это нечто, что связано с внутренним миром человека, хотя нам привычнее наблюдать её проявления в окружающем мире. Смотрите, как устроено в природе – отдельно взятое растение одного вида, может ошибаться, зацвести раньше положенного срока, и погибнуть от мороза, например. Но, только не целый вид, он разумен, и знает, что, и как, нужно делать.

У людей так же – поведение одного человека, может вызывать недоумение. Он может не знать чего-то важного, начиная с истории своей земли, заканчивая названием рек, что протекают по ней. Отдельный человек может не понимать, что происходит с ним и вокруг него, но целый народ понимает и знает всё. Он не только знает, но накапливает и хранит эти Знания. Поэтому он богат и мудр, при очевидной скудности отдельных его представителей, и остаётся бессмертным, даже тогда, когда уходят его лучшие представители.

Мерянский сакрум для меня, это отсутствие любых границ, это некая территория, на которой внутренний(скрытый от посторонних) мир отдельного человека соприкасается с окружающим его(видимым) миром, не испытывая никаких противоречий и конфликтов. Каждый раз, соприкасаясь с подобным, мир словно замирает, скрытое безмолвно начинает говорить о себе само.

Я называю это слово без образа, когда ты не видишь картинки, как это обычно бывает, ты чувствуешь, и наслаждаешься присутствием этого в тебе, или себя в нём. Мерянский сакрум, это не столько какие-либо места, это больше внутреннее состояние. Поэтому, где бы ты ни был, в любом месте ты будешь ощущать только то, что тебя наполняет. Но всё же Сарское городище, занимает особое место в моём сердце. Именно с него началось моё знакомство с сакральными местами Ростовской земли и мерянской культурой вообще. Это такая точка отсчёта, находясь в которой я сделал выбор, определивший дальнейшие события в моей жизни.


Родник, святой источник Иринарха Затворника у села Кондаково,
Борисоглебского района, Ярославской области.

Этот сакрум спит? Может быть он сросся с православным культом и живет в нем? Насколько сами ростовцы связаны с ним? Чувствуют его (даже на уровне полуправославных традиций)?

— Когда человек думает, что ничего не происходит – происходит самое главное. Потому, что он перестаёт вмешиваться в естественные процессы. Разрешает происходить тому, что должно, не ограничивая происходящее только своими интересами. Ведь любое напряжение или неудовлетворённость в нашей Жизни возникают потому, что мы начинаем перетягивать одеяло на себя. Сама Жизнь и есть движение, поэтому ничего просто так исчезнуть не может (это противоречит Законам Природы), а переходит из одной формы в другую. Изучая эти Законы, я сделал важное для себя открытие – выживает не сильнейший, а тот, кто умеет найти своё место в этом переменчивом мире. Но, ввиду ограниченности наших органов восприятия, мало кто способен заметить эти перемены. Отсюда позиция – пока сам не увижу, не поверю, так теряются ключи от многих дверей. А они, как известно, открываются тогда, когда человек готов соприкоснуться с тем, что находится за ними. Здесь круг замыкается, ибо включается следующий принцип – не навреди. Но, всё же, есть люди, способные видеть там, где другие проходят мимо.

Шаманы Мерянской земли – Арвуи. Они служат земле, на которой живут, и людям, которые её населяют. Хранители древних легенд и преданий. Истории, которые они рассказывают, не всегда, и не у всех, вызывают доверие, очень уж отличаются их сюжеты от общепринятых. Но, и вымыслом их нельзя назвать, ибо между строк в их рассказах, всегда читается нечто знакомое. Они всегда на грани, которая отделяет прошлое от настоящего. Искусство арбования, которым они владеют, заключается в умении стирать чёткие границы, и открывать невидимые двери. Они просто пригласят вас подойти поближе, и предложат самому увидеть всё "своими глазами".

Я не могу однозначно ответить на ваш вопрос – переплелись ли между собой мерянский сакрум и православный культ? Если верить глазам, то – да.

В основании многих православных храмов лежат камни мерянских кериметов, что неудивительно. У почитаемых сегодня источников мирно соседствуют православные иконы и атрибуты языческой культуры – ленты, монеты, угощения. То же наблюдается и возле почитаемых камней и священных рощ. Здесь нет разделения на своих и чужих. Любое деление условно, и существует только в наших умах. Пока мы его питаем, оно живёт. Поэтому, если кто-то считает, что эти два понятия переплелись между собой, то так и есть. Если кто считает иначе, то так и есть. И в первом, и во втором случае при желании можно найти массу доказательств. Каждый выберет то, что ему ближе. За всех ростовцев отвечать не могу, но мой выбор в пользу уважительного отношения ко всему, что нас окружает. Это вне названий, религий, веры и прочего, это может быть разложено на отдельные составляющие, или может быть нечто общее. Совершенно не важно, как ты это видишь, важно, что ты при этом чувствуешь, это вне любых границ, а это уже моя территория.


Совместное с марийцами моление в керимети на Сарском городище,
Ростовский район, Ярославской области.

— Осенью этого года на Сарсокм городище состоялось первое совместное моление мерян и марийцев, к вам приезжала делегация картов Марий Йула. Расскажите, о своих ощущениях после этой акции. Какие они, марийцы на мерянской земле?

— Этот год был богат для меня на сюрпризы различного характера. Были поучительные, были и приятные. Но, наше совместное с марийцами моление в сентябре на кериметь в округе Сарского городища, это ещё одна отдельная и знаковая тема.

Рад, что вы об этом спросили. Каждый, кто так или иначе сталкивался с темой меря, замечал, что эти народы (меря и мари) не только созвучны, но и соприкасались в прошлом друг с другом. Были ли одни потомками других, или это были родственные народы, пусть каждый решит для себя сам.

Для меня важно было другое – я хотел познакомиться с людьми, которые не только представляют древнюю веру, но и сохранили её практически в первозданном виде до наших дней. Это большая редкость в наше время. Этому событию предшествовала длинная цепочка ситуаций, звенья которой никак не связаны друг с другом на первый взгляд. Но, когда мы встретились и увидели друг друга воочию, то сразу стало понятно, что наши судьбы были переплетены друг с другом, так или иначе, задолго до этой встречи.

Само моление описывать не буду. Это тот случай, когда лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Хочу лишь сказать, что это необыкновенные ощущения. Мощная энергетика, особенно когда Верховный Арвуй обращается с молитвой к Богу. И, хотя сама молитва звучала на марийском языке, перевод был не нужен, ибо мы были, что называется “на одной волне”.

Позже Денис Яковлевич Ямаев перевёл её мне и объяснил многие моменты. Всё это сопровождалось ударами ножа об остриё топора. Этот звук разливался по округе и резонировал с окружающим миром. Мир вокруг отзывался на его вибрации и отвечал то шелестом листьев, то Солнышком, выглядывающим из-за облаков. Несколько бабочек прилетели на этот зов, одна даже присела мне на плечо. Верный знак, что мы там были не одни.

После моления место ещё долго нас не отпускало. Мы и не сопротивлялись, когда встречаются давние друзья, у них всегда есть много общих тем, понятных и важных только для них. В тот день я узнал многое, не скажу, что это было ново, просто привычное, я увидел под другим углом. Тогда же, на совете Арвуев, было принято много важных решений. Одно из них особо ценно для меня – у Священного дерева Онапу, я был посвящён в тайны марийской веры, и был назначен Арвуем – Хранителем кериметь на Сара Вареш (Сарском городище).

Но, Арвуем не становятся по решению некоего собрания, нужно чтобы Ош Поро Кугу Юмо принял такое решение, и довёл до конкретного человека. Этот процесс индивидуален у каждого, посему не стану его описывать, лишь констатирую факт. В тот же день я узнал, что существует древняя традиция – в различных уголках нашей страны, есть люди – Хранители Священных рощ, древних культур и традиций. В определённые время и дни они возжигают костры, проводят обряды и моления, обращаясь с молитвами к Богу, и молят о благополучии не только тех, кто живёт в той местности, но и всего живого на земле.

Можете себе представить, какие созидательные силы просыпаются в это время в тех местах? Какими светлыми и радужными красками окрашивается мир вокруг нас? Когда приходит осознание этого, понимаешь, какая ответственность лежит на плечах этих людей!

Непонятно было другое – после освящения этого события в сети, появились гневные сообщения и комментарии (особенно от тех, кто не считает себя меря). – “Что делают марийцы на исконных землях меря, тем более в святая святых – на Сарском городище? Не допустим! Не пройдёт”…

Ребята, что делаете вы, когда приезжаете в гости к друзьям? Неужели вы их делите на своих и чужих? У марийцев есть ключи к нашему прошлому. У меря есть то, что поможет марийцам ответить на многие вопросы, интересующие их. Это нормальный взаимообмен, когда одно делает богаче и дополняет другое.

Всё живое, что живёт, развивается и тянется к Свету, следует этому правилу. Все части важны, без них нет целого! Мы – меря, Мы – марийцы, Мы - живем в нашей общей стране - России, и тоже следуем этому правилу. Вы же следуете принципу Я и ОНИ, здесь нет места МЫ. Здесь нет места всему тому разнообразию, которым богат окружающий мир. Чего я действительно не понимаю так это то, зачем ограничивать себя в том, что не имеет границ?

Беседу вёл Андрей Малышев-Мерянин. Кострома-Москва. Специально для Новых Скифов.

Источник:
http://newskif.su/2018/5555/

Категория: Новости Мерянии | Просмотров: 2393 | Добавил: merjanyn | Теги: этнофутуризм, евразийство, скифы, великороссы, Сарского городище, щаманизм, меря, Новые Скифы, Ростов Великий | Рейтинг: 5.0/4
СТАНЬ МЕРЯ!

ИНТЕРЕСНОЕ
ТЭГИ
мерянский Павел Травкин чашечник меря финно-угры чудь весь Merjamaa Меряния финно-угорский субстрат вепсы История Руси меряне суздаль владимир история марийцы мари Ветлуга Ростов Великий ростов новгород Русь экология славяне топонимика кострома КРИВИЧИ русские Язычество камень следовик синий камень камень чашечник сакральные камни этнофутуризм археология мурома Владимиро-Суздальская земля мерянский язык ономастика Ростовская земля балты финны городище Векса озеро Неро краеведение православие священные камни этнография общество Плёс дьяковцы Ивановская область регионализм культура идентитет искусство плес ингрия антропология россия москва ярославль мифология вологда лингвистика Марий Эл будущее Унжа вятичи Залесье волга поэзия нея галич деревня туризм север мерянский этнофутуризм Древняя Русь шаманизм латвия русский север иваново буй капище Ярославская область Языкознание реконструкция скандинавы средневековье Европа магия Этногенез коми старообрядцы Костромская область христианство Социология
Статистика
Яндекс.Метрика