на старом месте у дома на ул. Ленина
Вы думаете, что маленький г. Плёс – это река Волга, тишина и покой, Исаак Левитан с Софьей Кувшинниковой, современные художники? Как бы не так… Похоже, что прямо на наших глазах происходит совершенно грубое, исключительно волевое разрушение исторически-сложившегося образа заповедного города и насаждение искусственного имиджа Плёса, как столицы некой «Потаённой России», о чём туристам и горожанам неоднократно напоминают громадные баннеры, развешанные по всему городу.
крупный план камня
Поводом к такому невероятному смещению культурно-исторического акцента послужила незатихающая история, связанная с уникальным фактом сохранения на одной из улиц города культового языческого камня фаллической формы.
Этот камень долгие годы стоял на углу одного из жилых домов по ул. Ленина. Уже в начале 90-х г.г. ХХ в. появлялись публикации, относящие этот камень к категории языческих идолов. На территории Европейской части России плёсский камень – один из немногих сохранившихся памятников этой группы. В настоящий момент их известно не более десятка, причем два из них были вывезены с территории Псковского музея немцами при отступлении во время Отечественной войны. Один из сохранившихся ближайших аналогов – так называемый Новгородский (Шекснинский) идол, найденный в 1893 г. при расчистке русла р. Шексны и ныне хранящийся в музее Новгорода Великого. От плёсского камня его отличает наличие т.н. «личины» – высеченных глаза, рта и подбородка под шляпкой «гриба». Но, антропоморфный образ явно появился позднее, чем был сделан сам каменный фаллос.
Как объект культурного наследия плёсский культовый камень был описан и взят под охрану только летом 2011 года. Поскольку камень в основании Больничной горы долгое время был частью городского пейзажа Плёса – он прочно сросся с городской мифологией, историей и культурой. Был известен как местная достопримечательность, но в силу расположения его не в самом доступном месте туристами посещался не часто. Благодаря своей весьма недвусмысленной и крайне реалистичной анатомической конфигурации он оброс массой амурных анекдотов и преданий.
Летом 2011 года Плесскому музею-заповеднику пришлось в срочном порядке вмешаться в ситуацию, связанную с фактом перемещения камня к зданию ювелирных мастерских «Алмаз-холдинга» (г. Плес, ул. Советская, 57/2), где он был установлен в качестве рекламы ювелирного магазина.
у Алмаз-холдинга.
Перемещение это проводилось с разрешения городской администрации Плёса, а обязанности председателя городского совета Плёса в это время исполнял А.В. Шевцов. По факту перемещения было заведено судебное дело. Истица – хозяйка дома, рядом с которым находился камень, претендовала на него, как на свое имущество. Археолог музея-заповедника Галина Панченко вступила в дело в качестве третьего лица с требованием передать камень на хранение в Плесский музей-заповедник, как объект культурного наследия, являющийся собственностью государства. В результате камень был помещен на постоянное хранение в Плесский музей-заповедник. Казалось, что уникальному памятнику, чудом сохранившемуся в заштатном тихом городке больше ничего не угрожает, но…
Этим летом Общественным советом по развитию Плёса, возглавляемым губернатором Ивановской области М.А. Менем, было принято решение о передаче камня из фондов музея во временное пользование теперь уже бизнесмену С.В. Шевцову (брату бывшего градоначальника Плёса) для установки его в новой, туристически-активной точке города «Калашный ряд», рядом с рестораном «Печём-коптим». Самое большое удивление в этой истории вызывает вопрос о том, полномочен ли, вообще, Общественный совет решать такие вопросы?
Несмотря на все попытки музея отсрочить выполнение этого решения и соблюсти все меры безопасности для обеспечения сохранности уникального музейного предмета, передача состоялась. Камень установлен практически в центре города без серьёзного ограждения, под… навесом из досок. Вся охрана представлена камерой наблюдения, расположенной под крышей одного из ларьков «Калашного ряда», и скромным штакетником.
Уже в день установки памятника на новом месте редко кто из туристов отказался от возможности сфотографироваться на нём, используя форму камня во всех мыслимых и немыслимых вариантах позирования. В День города, говорят, народ здесь просто не слезал с него. В голове не укладывается происходящее... Это уникальный памятник – его место в музее, а не рядом с сувенирными лотками, где он используется как средство наживы. Инвентарный музейный номер на боковой поверхности камня только усиливает эмоциональные впечатления от нереальности происходящего.
Тётки на камне
Всё…! Туристам не до Левитана и не до потрясающих волжских пейзажей. Главный экспонат Плёса этого лета – камень! Там сейчас на каждом углу продаются майки и кружки с принтами камня в самом физиологически-удачном ракурсе с надписью "Камень любви», совершенно неисторическим названием, появившимся в городе за пару последних десятилетий на волне расцвета массового туризма.
фото майки, кружки, скан местной газеты.
Вот интересно, почему мэру польского г. Кракова (или же главе Краковского воеводства) не приходит в голову выставить где-нибудь на центральной площади знаменитый Збручский идол, хранящийся в местном археологическом музее? Слов нет, насколько бы свободный доступ туристов к идолу и сама возможность сфотографироваться с ним в различных фривольных позах обогатила бы городскую казну или конкретного предприимчивого дельца, сумевшего заполучить идола во временное пользование. Наверно это не происходит потому, что Краков – это не Плёс, это Европа… Сложно представить, что там могут быть приняты такие решения, кардинально и скандально меняющие исторический образ города.
Пожалуй, все случившееся – от неуважения и к себе, и к истории своей страны. Культ Рода – не только культ плодородия, но и культ предков. Смеяться над ним, скакать на культовом камне, повторять недавно придуманные пошлые легенды – все равно, что плюнуть в своих предков. А чем, собственно, мы тогда лучше Пусси Райт?
Светлана Чернецова. Ярославль.
|