Новости от мерянского краеведа kopanga - "Погост
Ефремье-Ширь. Это типичный древний погост, сохранившийся до наших дней,
и едва ли во всей Костромаа кундем найдется другой такой. На нем
две церкви, одна деревянная, другая каменная, и рядом несколько домов.
Погост назван по имени поставленной здесь деревянной церкви во имя
преподобного Ефремия Сирина, канонизированного и причисленного к лику
святых. Со временем в названии погоста осталось только имя Ефремий.
«Сирин», возможно, превратился в слово «ширь», и погост стал называться
Ефремий в Шири. Первое документальное упоминание о Ефремье
относится к 1565 г., когда пономарь церкви Ефремия В.В.Келарев купил
лужок у крестьянина Ковардеева и совершил на эту покупку купчую. В
переписи 1616 г. записано: «В Парфеньевской Окологородней волости
погост а на погосте церковь преподобного Ефрема древянна клецки да
другая церковь теплая с трапезой Рождества Пресвятой Богородицы. Ризы
образа, свечи и церковное строение и колокола приходных людей да на
погосте дворы двор попа Василия Иванова да три кельи нищих а кормятся у
церкви Божией да церковной земли 5 четей». «В 1724 г. июля 26 дня обе
церкви волею Божиею от мленного (молнии.— Д.Б.) заполения сгорели а ныне
у нас без церкви пробыть невозможно и над умершими службу совершать и
младельцев крестить негде и дабы поведено было о строении церкви
Рождества на прежнем церковном погорелом месте дать указ»,— писали
священники церкви в Патриарший приказ. Разрешение на постройку церкви
было дано, и в 1725 г. построили Рождественскую деревянную церковь, а в
1728 г. построили и вторую — Ефремия Сирина, которая сохранилась до
наших дней. На месте деревянной Рождественской церкви в 1836 г.
построили каменную, с колокольней и оградой. В строительстве принимала
участие местная помещица Бестужева, похороненная в склепе у алтаря этой
церкви. Сохранившаяся деревянная церковь во имя Ефремия Сирина
представляет большой интерес. Церковь имеет в плане вид креста. Алтарь
пятигранный, отделен от средней части храма стеной с тремя пролетами.
Иконостас с колонками и резьбой. В 1872 г. под церковь подведен каменный
фундамент, а стены обиты тесом. Трапеза церкви в виде палаты. Иконы
старого византийского письма, а стены храма и алтаря обиты холстом и
расписаны сюжетами двунадесятых праздников. Причт церкви Ефремия
пользовался процентами с капитала в 3000 руб., положенных в банк
помещицей Романовой, жившей в соседней усадьбе Александровское.
Е.А.Романова пожаловала деньги на помин души князя Бабичева, убитого
крепостными, которой был первым мужем ее матери." (по материалам сайта http://kostromka.ru)
Итак: обещали - сделали! Честно говоря, наше участие было минимальным - все сделал клуб " Там, в России!"
организовались, приехали, почистили лес, вымели церковь, восстановили
навес над крыльцом. Я можно сказать палец о палец не ударил, кроме как
после недели жесточайшего недосыпа выбрался на местность
засвидетельствовать огромное уважение к ребятам. Короче, мне стыдно
немного за проявленное раздолбайство. Кроме того на счету
остались все деньги, ребята все сделали на свои. На эти деньги
собираемся силами местных работников сделать новый молниеотвод в
скорейшие сроки (Артем Мешавкин - ты это читаешь?). Саму церковь будем
вести дальше. Я буду стараться протолкнуть в Костроме реставрацию этой
церкви (скорее всего путем перевоза) ну и всячески ее ПиаРить - что
несложно, потому что это по моему самая старая из сохранившихся за
пределами музеев деревянного зодчества деревянных церквей. Фотоотчет под стать моему недосыпу, но что есть:
Прежде
всего о грустном. Не первый раз сталкиваемся в Костромской области со
следами работы отряда "Черных карателей". В отличие от обычных "черных
копателей", которые оставляют за собой ямы, иногда маленькие, иногда
большие, эти ребята не оставляют после себя ничего. Они действуют
бульдозером, иногда соляром. Остатки изб раскатываются или сжигаются.
Бульдозером снимается пол метра - метр верхнего культурного слоя. На
выходе от деревни остается перепаханное поле. В начале этого лета эти
персонажи добрались до Ефремия-Ширь. От изб погоста, дома клира осталось
не очень многое, но теперь уже нет никаких следов. Просто перепаханное
поле. Слава богу, кладбище не трогали.
Друзья, будем очень благодарны о какой либо информации об этих персонажах.
Теперь о результатах - вот такой лес рос вокруг церкви в прошлом году. Сфотографировать ее не представлялось возможным.
Теперь
со всех сторон лес расчищен. Дерево может подсыхать. При этом при валке
леса не было задето ни одного надгробия на кладбище.
Два придела в алтарной части храма.
Вечерняя идиллия после долгого рабочего дня. Видно новый козырек над крыльцом взамен полностью рухнувшего старого.
Козырек был нужен для того, чтобы защитить лестницу которая за последние пару лет начала гнить.
Андрей, один из организаторов "Полной Чухломы", мысленно готовится к схватке с очередным деревом.
Галерея над крыльцом
Таинственный полумрак в подкрылечном пространстве
Основной объем храма.
Остатки старых небес под демонтированными новыми небесами.
Подновленная запись о переборке церкви в 1872 году.
Алтарь
придела. Справа видны огромные щели в сгнивших бревнах между двумя
апсидами (самое непродуваемое и не освещаемое солнцем место)
Ну
и напоследок, интересная эпитафия на самом позднем по времени гранитном
надгробии на погосте. Женщина, скорее всего помещица, умерла (погибла?)
в апреле 1917 года в возрасте 30 с небольшим лет. Вспоминаются дневники
Бунина. Какая трагедия стояла за этим? Какая судьба постигла ее мужа?
Вот
вкратце и все. хочется еще раз сказать огромное спасибо участникам из
клуба "Там, в России!" и присоединившегося к нам Жени на велосипеде.
МО-ЛОД-ЦЫ!!!
Буду держать всех в курсе успехов или неуспехов в деле спасения памятника.
Автор kopanga
|