Телеграм канал "Залесская земля" в начале этого года опубликовал цитату из "Русской этнографии" Д. К. Зеленина из которой родилась интересная дискуссия о роли свинины в великорусской кухне с участием знатока великорусской истории и кухни Павла Пряникова (канал "Толкователь") и подписчиков. Цитируем, "Залесская земля":
"Из приправ на первом месте стоит соленое свиное сало, излюбленная приправа украинцев и белоруссов; напротив, русские его вовсе не употребляют. Украинцы снимают с убитого кабана сало полосками шириной в 13 см, во всю длину туши и разрезают эти “ремни” на куски длиной 13-18 см. Эти куски натирают солью, набивают ими свиные кишки, посыпают солью и вешают в сухом месте на ветру или в сарае. Кроме того, соленые куски сала без потрохов кладут в кадку. Через месяц сало готово. Его употребляют как приправу к разным блюдам, иногда в толченом виде. Его также жарят на сковороде (смажене сало). Русским все это чуждо.
Белоруссы приправляют некоторые блюда свиной и гусиной кровью. Они, как и украинцы, запекают, например, кровь с мукой; это блюдо называют кровянка. Кроме того, и белорусы и украинцы делают колбасы из крови животных. В отличии от них русские избегают какого бы то ни было употребления крови и считают ее добавление в пищу грехом.
Помимо запрета на кровь существует запрет на употребление в пищу мяса различных животных, птицы и рыбы, обусловленный библейскими заповедями или объясняющийся другими причинами. Нельзя есть конину, кошачье и собачье мясо и мясо хищных животных. Не везде допускается употребление в пищу заячьего мяса. В основном этого избегают русские, утверждая, что у зайца кошачья морда и собачьи лапы.
Русские не едят также мяса белки, между прочим потому, что стараются не уподобляться своим соседям. Редко и неохотно едят русские телятину; разумеется образованные слои населения составляют исключение. Староверы и жители Севера не едят свинину; они считают свинью нечистой.
Во многих местах не едят раков; их называют чертовы вши, потому что они питаются падалью, Голову вьюна считают нечистой и поэтому ее отрывают. Кое-где не едят также налимов, потому что у них нет чешуи, и сигов."
Д. К. Зеленин
Известный знаток великорусской истории и кухни Павел Пряников в своем канале "Толкователь" так прокомментировал запись Залесья:
"Добавлю к перепосту ув. Залесской Земли. То, что свиней было мало в хозяйстве и рационе великоросов причиной не только религиозный фактор (старообрядцы-беспоповцы и сейчас не слишком привечают свинину). Но и фактор экономический.
Свинья нежвачное животное, в стойловый период (а это 6 месяцев) сеном и веточным кормом её не прокормишь. В давние времена ареал широкого распространения свиньи совпадал с ареалом дубрав. Жёлуди – вот на чём отъедались свиньи осенью и что заготавливали им на пропитание зимой.
На карте хорошо виден ареал дуба. Но и северную границу надо сместить километров на 200-300 южнее – начиная с климатического минимума XIV-XV веков и климат был холоднее, и продуктивные дубравы начинались с северной границы лесостепей и начала ареала широколиственных лесов (это примерно линия юга Московской области, от Оки).
Лишь с появлением картошки с середины XIX в. (в Прибалтике с конца XVIII в.) появилась «зимняя еда» в достатке для свиней".
"Толкователь" (Павел Пряников).
Дискуссию о роли свинины в великорусской кухне продолжил подписчик канала "Залесская Земля" Илья Лабзин:
"Зеленин конечно голова, но путаются несомненные различия в кухнях великороссов, белорусов и украинцев и традиционная разновидность мяса на русском столе - свинина. Зеленин пишет как раз о первом - о различии блюд и самобытности великорусской кухни.
Да, сало в белорусско-украинском его понимании недавний гость в русской кухне, но как же вполне автохтонные, традиционные и даже дохристианские традиции свинины в кухне великороссов, такие как ветчина (ветшина от слова ветхость), новогодний кесаретский поросенок, чинeные кашей и мясом свиные кишки (овсеньки и таусеньки), свиная голова (тож у мордвы называется золотая борода), наконец вполне себе автохтонные (постмерянские прим. З.З.) костромские новогодние свиные ножки и - "свининку да боровка для Васильева вечерка"?
Западным влиянием это никак не объясняется, скорее наоборот, великороссы (особенно центральные районы) сохранили довольно древний и ещe дохристианский праздник встречи нового года, который атрибутируется непременно со свининой. Об этом обстоятельно пишет например этнограф член АН СССР Чичеров в своей книге про традиционный зимний календарь великороссов.
Кстати например у моих рязанских родственников (с мещeрской стороны) вполне известны такие блюда как жареная с мукой кровь и чинeный свиной желудок, что не удивительно, ведь все окрестные финно-угорские и славянские народы имеют схожие блюда. Если интересно вот например моя статья о традиционном новогоднем блюде великороссов со ссылками на научные источники, но она далеко не полная, давно не дополнял.
У мордвы (особенно у эрзи) свиноводство вполне себе в ходу, плюс практически идентичная с русскими традиция «свиного нового года» - у русских это Овсень-Таусень, у мордвы - Тувонсяй соответственно.
В целом историческое ядро мордвы эрзи (территория быв. Лукояновского уезда, юг Нижегородской области, бассейн р. Суры) вполне себе укладывается в теорию связи свиноводства с дубовыми лесами, однако стоит заметить, что такого развитого свиноводства как на юге безусловно не было - выкармливали свинок к праздникам, но не в промышленном масштабе как на юге, что в целом никак не противоречит приведённым уважаемыми "Залесской землёй" и "Толкователем" данным.
Не помню где читал, что в юго-западной Руси широкое распространение свинины связывается с временами Речи Посполитой и ВКЛ, а конкретно с деятельностью жены Сегизмунда I - Боны Сфорцы, которая являясь итальянкой по происхождению, в том числе внедряла и популяризировала в восточных владениях Сигизмунда I европейскую кухню. Кстати аналоги именно сала в белорусско-украинском его понимании есть в первую очередь в итальянской кухне, не говоря уже про цибулю (польск. cebula, лат. cepula), сальтисон и проч.
То есть грубо говоря (не стремясь никого обидеть) - если украинская и белорусская кухня это про то, как 999 способами приготовить свинину без остатка, то кухня великороссов совсем про другое, что собственно в то же время никак не значит, что первые не умели готовить что-то ещё, а последние не знали свинины".
Илья Лабзин.
Merjamaa. 2021.
|