Продолжаются мои путешествия по
святым местам Мерянии. 6 июля посетил знаменитый Киндяковский камень под
Яхромой (Дмитровский район Московской области)
В окрестных сёлах до наших дней
дошла традиция почитания этого большого валуна, который называют
Киндяковский камень . Относится к категории мегалитов. Валун лежит в
болотистой местности, в нескольких шагах от реки Кимерши. (В названии реки явно читается этноним Меря)
Тропка к камню ведет мимо дорожного знака
Для начала немного истории: В
«Описании путешествия в Московию» 17 века немецкого ученого Адама
Олеария приводится легенда: "в
далекие времена пришли на Москву странники от самого Белого моря и
принесли с собой бел-горюч камень Алатырь. Камень был разбит на девять
частей. По легенде в основе Границ Московии лежат эти 9 осколков камня
Алатыря. И схоронены они в стенах девяти городов: Коломна, Серпухов,
Дмитров, Тула, Волоколамск, Верея, Наро-Фоминск... (Кстати вот откуда есть пошла историческая Россия)
Московиты верят, что нет на свете более могучего оберега, нежели
осколки Алатырь-камня, от войны и иноземного нашествия, а также от мора и
других злых бед". Адам Олеарий
Далее
Олеарий пишет о том, что к
этим камням, разбросанным у девяти городов, постоянно приходят люди в
надежде на исцеление, а великий князь московский даже водил к камню, что
лежит у Дмитрова в Шутовом лесу, свое войско перед военными походами.
Якобы князь верил, что, прикоснувшись к этому камню, его воины станут
неуязвимы и вернутся с победой. Мостик
через Кимершу (Меря?) ведет прямо к камню
Шутов лес
находится возле села Турбичево. Рядом еще несколько деревень – Глухово,
Кульпино, Пешково, Киндяково. Шутов Лес - древнее многих окрестных
деревень. Вспомним распространенные поговорки "А и шут с ним", "Шут его
знает", где слово это употреблено в значении "бес", "черт". Но ведь
"бес" - это уже позднее, это уже после крещения. А до того? "Бог"? Богов
Лес, Лес Богов? На подходе к
святилищу
К нему издавна приносили
тяжелобольных детей, чтобы пройти с ними ритуал омовения. Выглядело это
так: Камень обливали водой из ручья, потом собирали ее в особую
посудинку и омывали ребенка. После этого на него надевали новое белье, а
старое развешивали на растущих вокруг деревьях. Считалось, что если
ребенку суждено жить, то он совсем скоро пойдет на поправку, а если
суждено умереть, то быстро зачахнет. Согласно легенде, именно этот
камень, несомый волшебными силами, сам приплыл по реке Кимерше в день
летнего солнцестояния и выбрал место, где ему лежать.. Место надо
сказать очень сильное.
Существует версия, что в переводе с мерянского языка, «Яхрома» означает
«озёрная река». Земля
вокруг камня усеена жертвенными монетами.
В эпоху раннего железа территория Дмитровского края была заселена
финно-угорским племенем Меря. Обнаруженные на этой территории остатки
укреплённых и неукреплённых поселений «дьякова типа» относятся к II-X
вв. н.э. (Синьковское и Кикинское городища, Каргашинское селище). Именно
Дьяковцы и Меря первыми на нашей территории стали изготавливать
железные орудия, добывая болотную руду и вываривая её в специальных
печах.
С приходом славянских дружин с Руси начинается новая эпоха в истории
края, включённого в состав Киевского государства. В 1154 году, на месте
старого мерянского поселения, Ростово-Суздальским князем Юрием
Долгоруким был основан пограничный город Дмитров. Деревья
сплошь увешаны тряпьём-отдарками.
Что
удивительно, у камня нет следов христианской символики (если не считать
железного надгробного креста в лесу неподалёку) зато есть вот такое
резное изображение Хозяина увешанное тряпицами.
Православный
крест стоит прислонённый к дереву неподалеку от святилища
На холме
виднеется деревня Турбичево
|