Воломы — это чудесное место на Земле. Воломы — это страница нашего финно-угорского Севера. Воломы — это сказка. Сказка в глухих лесах Вологодской области, в верховьях реки с удивительным названием Кичменга. Здесь, в начале XVII века преподобным Симоном, впоследствии прославленным Вологодским святым, был основан небольшой монастырь. Московская колонизация этого отдаленного региона начавшаяся с первой мерянской волны в 10 веке затянулась на века. Обрусение местного финского населения проходили медленно — в XVII веке здесь еще упоминаются чудь и зыряне, а на подписных бытовых предметах XIX в. встречаются типичные финские имена.
Единственная этнографическая экспедиция на Воломах была в 1995 году там еще летом старички живали в это время. Но я б и щас поехал туда. Там под спудом (камнем) в местной церкви св. Симон Воломский упокоился. Приехать, вдохнуть запах трав и хвои, посидеть, пообщаться с местными лешими и водяными и Духом Симона.
Кстати говаривают, что кто прикоснется к Воломам, обретет способность к старчеству. Или научится валенки валять — там все валянием занимались…
Симон Воломский родился вблизи Волоколамска, в вотчине Иосифо-Волоколамского монастыря. В Смутное время его семья осталась без средств к существованию. Святой переселился в Москву, выучился портному мастерству, а потом перебрался в Великий Устюг. Позднее святой жил в Соловецком монастыре и Черногорском Макариевом Пинежском монастыре, где в 1609 г. принял монашеский постриг с именем Симон. Игумен Черногорского монастыря Макарий благословил Симона на пустынное жительство. В поисках места для пустыни святой побывал в Новгороде, Ладоге, Кореле, Москве, Вологде и Устюге. В 65 км к юго-западу от Устюга, в Воломских лесах на реке Кичменге 26 июля 1613 г. Симон поставил келью, вокруг которой позднее вырос Крестовоздвиженский монастырь.
Дважды местные чудины, ведомые арбуями, нападали на Симона, жестоко избивали его и, наконец, доведенные до исступления его упорством, предали его смерти...
Позднее расцвел его Культ. Целебными стали считать не только мощи, но и воду из «Симоновой курьи» – излучины реки Кичменги, протекающей рядом с церковью где оные мощи лежали, а также росшая рядом с церковью береза, которую предание связывало с прп. Симоном. Естественно эта береза уже существовала при нем и была просто связана с его культом. Так на миниатюре в рукописи ГИМ (Синод. собр., № 406, л. 1 об.) рядом с небольшой деревянной постройкой (часовней, где покоились мощи?) изображено дерево, которое можно идентифицировать, как упоминаемую в Житии березу. В дальнейшем рассказ о березе с небольшими разночтениями попал во все списки и печатные редакции. В одной из печатных редакций Жития XIX в. сказано, что дерево выросло не над местом убиения, а над могилой, «осенив ее своими ветвями, знаменуя место его погребения»
Крестовоздвиженская Симоно-Воломская пустынь возникшая в этом месте, просуществовала чуть более ста лет, вплоть до Екатерининских реформ о секуляризации монастырских земель. В 1764 году пустынь была упразднена. Монастырский храм Воздвижения Креста Господня стал приходским. В 1970-х годах чудские деревни, образовавшиеся вокруг бывшего монастыря, опустели.
Последних жителей Волом переселили в поселок Полдарса в 2000 году. Он находится в 30 км от Волом, а вокруг на много километров вокруг дремучие леса с непроходимыми болотами. Много таких мест — белых пятен на карте Финно-угорской Руси, и каждое из них по-своему Свято.
Автор: Залесский краевед
|