Споры
вокруг возможности существования мегалитов в самом
сердце исторической России вроде даже и не прекращались. Были...не были -
тот ещё вопрос! А может оно всё проще гораздо и очевиднее !
Все прямо под боком у нас лежит. Например, известный в
Ивановской Merjamaa Ревякинский святой валун. Смотрите
сами...
Ревякинский валун находится рядом с бывшей
деревней Ревякино. Сама деревня давно заброшена, но место ее
расположения легко угадывается по высокой металлической вышке на холме,
явным остаткам строений и типичным для сельского поселения деревьям. Сам
Ревякинский Валун — это большой серый гранитный камень, размеры которого
поражают: длина около 5 метров, ширина 2,5-3 метра. О высоте судить
трудно, камень лежит ниже уровня поля, видимая часть над землей не выше
30 см.
Раньше
здесь стояла деревня
Ревякино.
Справедливости ради необходимо
назвать этот объект культовым камнем, а
не менгиром, т.к. по крайней мере, уже несколько
столетий камень
находится в лежачем положении. Тем не менее, имеются некоторые данные
(рассказы местных старожилов),
позволяющие утверждать, что некогда этот камень находился в вертикальном
положении, возвышаясь на высоту двухэтажного дома. Находится памятник в
Верхнеландеховском районе Ивановской области в окрестностях д.
Ревякино. Он хорошо известен на значительном
расстоянии от поселка. К
нему организует экскурсии мытский краеведческий
музей.
Мытские
школьники на экскурсии у ревякинского валуна (из архива мытского
музея).
Как уже было сказано, согласно
рассказам мытских старожилов, валун раньше был выше человеческого роста и
гораздо шире и длиннее. Они утверждают, что на нем могла развернуться
запряженная тройка лошадей. Вот что сообщает о ревякинском валуне в
своей книге "Здесь Родины моей начало" директор мытского музея Е.
Локтева:
"…Лухская крепость в 1329 году была сожжена
(возможно, опечатка, т.к. документально зафиксированное нападение
казанских татар на Лух относится к 1429 году - А.Л.). До сих пор
существует легенда со ссылкой на неизвестного автора-летописца, что в
трех верстах от деревни Ванино, у реки Водопежки был бой с татарами.
Находки в разное время татарского вооружения, копий, сабель, кистеня на
поле близ бывшей деревни Ревякино это
подтверждают.
Существует еще одна легенда, связанная с
этим периодом. Недалеко от деревни Ревякино лежит громадный
камень-валун, под которым татары якобы спрятали свои сокровища после
разорения п. Луха, поскольку встретили упорное сопротивление здешних
крестьян. Жители окрестных деревень (Н.И. Люкова и А.И. Балясова)
рассказывали, что эта история была известна еще их бабушкам, и те
утверждали, что над этим камнем ночью мерцал огонек" (с.
20).
По описанию Е. Локтевой это типичный
камень-кладовик. Предания о нем известны как минимум четырем поколениям.
Легенда о кладе не давала покоя местным искателям сокровищ. Под валун
делали подкопы, рыли ямы, а в семидесятые годы прошлого века проложили
траншею и пытались вытащить валун трактором с помощью металлического
троса; трос лопнул, а камень остался на месте. О ревякинской "золотой
лихорадке" сейчас напоминают старые кладоискательские ямы и траншея,
заполненная водой.
К огромному сожалению,
ревякинский валун постепенно уходит под землю. Песчаный грунт,
подземные и паводковые воды делают свое дело, да и человек, как мы
помним, приложил здесь свою руку. Местные человеческий фактор считают
определяющим, им конечно виднее.
Обидно, что нельзя
лицезреть этого исполина целиком, осмыслить его форму. Форма и образ,
сокрытый в ней, наверняка имели для наших предков огромное значение. По
ассоциативному восприятию формы или другим характерным признакам они
давали святыням имена.
И если все-таки предположить,
что ревякинский валун когда-то лежал на поверхности, он должен был
привлечь внимание наших предков своими гигантскими размерами. Камень
такой величины в нашей полосе большая редкость и он не мог быть
безымянным. Имя - начало истории. Правда, если он был вне конкуренции и
не было необходимости его четкой идентификации, то уже само слово
"камень" могло быть именем. Необходимо отметить, что в процессе сбора
предварительной информации нам встречался и другой вариант названия
камня - "Чёртов камень". Но информация до конца не проверена, да и
характеристика "чертов" очень многогранна.
Участник краеведческой
экспедиции, предпринятой в 2006 году активистами ивановского музея
"Литос Клио" Андрей Лапыкин, размышляя и любуясь валуном,
уловил в камне сходство с головой спящего медведя.
Казалось, он спрятался в земляную берлогу и ждет
своего часа, чтобы предстать во всей своей дикой мощи. Возможно, это
была лишь игра света и тени, но потом, когда он увидел осеннюю
фотографию валуна в мытском музее, он опять напомнил ему образ медвежьей
головы. Медведь в финно-угорской, мерянской и русской мифологиях
занимает одно из главенствующих мест, особенно в регионе Верхнего
Поволжья. Есть и еще одна очень тонкая гипотетическая нить, связывающая
валун с образом медведя: в народоной мифологии медведя иногда называли
ревяка…
Можно попробовать развить эту гипотезу и
дальше, предположив, что камень раньше стоял на холме, затем, как и
многие языческие символы, был низвергнут вниз, а на его месте выросла
деревня Ревякино.
Интересно, но - исключительно как
рабочая гипотеза, основанная на умозрительном сходстве формы видимой
части валуна с головой спящего медведя и аналогией топонима Ревякино с
одним из многочисленных, используемых в обрядовой народной практике
наименований медведя. Вернее всего, общепринятая расшифровка топонима
ближе к истине. Но "медвежий след" - это попытка выйти на более
архаичный пласт легенд, если он конечно есть, с целью локализации валуна
во времени.
Сейчас
однозначно можно сказать одно - камень изначально безусловно имел
сакральный характер. Уже в наши дни он стал свидетелем возрождения
старого культа, под личиной православия. Первого августа 2003 года, в
день памяти Серафима Саровского (244 года со дня рождения и 100 лет со
дня открытия мощей старца) на березах закрепили иконы с молитвами и
поставили поминальные свечи...