Суббота, 16.11.2024, 14:02 | Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость

Главная » 2011 » Декабрь » 25 » Святыни. Медведь-валун с Верхнего Ландеха
23:46
Святыни. Медведь-валун с Верхнего Ландеха
http://landeh2007.narod.ru/resurce/rev_valun/valun.jpg

Споры вокруг возможности существования  мегалитов в самом сердце исторической России вроде даже и не прекращались. Были...не были - тот ещё вопрос!  А может оно всё проще гораздо и очевиднее ! Все прямо под боком у нас лежит.  Например, известный в Ивановской Merjamaa Ревякинский святой валун. Смотрите сами...

Ревякинский валун находится рядом с бывшей деревней Ревякино. Сама деревня давно заброшена, но место ее расположения легко угадывается по высокой металлической вышке на холме, явным остаткам строений и типичным для сельского поселения деревьям. Сам Ревякинский Валун — это большой серый гранитный камень, размеры которого поражают: длина около 5 метров, ширина 2,5-3 метра. О высоте судить трудно, камень лежит ниже уровня поля, видимая часть над землей не выше 30 см.

http://liga-ivanovo.narod.ru/_lukh020.jpg
Раньше здесь стояла деревня Ревякино.

Справедливости ради необходимо назвать этот объект культовым камнем, а не менгиром, т.к. по крайней мере,  уже несколько столетий  камень находится в лежачем положении. Тем не менее, имеются некоторые данные (рассказы местных старожилов), позволяющие утверждать, что некогда этот камень находился в вертикальном положении, возвышаясь на высоту двухэтажного дома. Находится памятник в Верхнеландеховском районе Ивановской области в окрестностях д. Ревякино. Он хорошо известен на значительном расстоянии   от поселка. К нему организует экскурсии мытский краеведческий музей.

http://liga-ivanovo.narod.ru/_lukh033.jpg
Мытские школьники на экскурсии у ревякинского валуна (из архива мытского музея).

Как уже было сказано, согласно рассказам мытских старожилов, валун раньше был выше человеческого роста и гораздо шире и длиннее. Они утверждают, что на нем могла развернуться запряженная тройка лошадей. Вот что сообщает о ревякинском валуне в своей книге "Здесь Родины моей начало" директор мытского музея Е. Локтева:

"…Лухская крепость в 1329 году была сожжена (возможно, опечатка, т.к. документально зафиксированное нападение казанских татар на Лух относится к 1429 году - А.Л.). До сих пор существует легенда со ссылкой на неизвестного автора-летописца, что в трех верстах от деревни Ванино, у реки Водопежки был бой с татарами. Находки в разное время татарского вооружения, копий, сабель, кистеня на поле близ бывшей деревни Ревякино это подтверждают.

Существует еще одна легенда, связанная с этим периодом. Недалеко от деревни Ревякино лежит громадный камень-валун, под которым татары якобы спрятали свои сокровища после разорения п. Луха, поскольку встретили упорное сопротивление здешних крестьян. Жители окрестных деревень (Н.И. Люкова и А.И. Балясова) рассказывали, что эта история была известна еще их бабушкам, и те утверждали, что над этим камнем ночью мерцал огонек" (с. 20).

По описанию Е. Локтевой это типичный камень-кладовик. Предания о нем известны как минимум четырем поколениям. Легенда о кладе не давала покоя местным искателям сокровищ. Под валун делали подкопы, рыли ямы, а в семидесятые годы прошлого века проложили траншею и пытались вытащить валун трактором с помощью металлического троса; трос лопнул, а камень остался на месте. О ревякинской "золотой лихорадке" сейчас напоминают старые кладоискательские ямы и траншея, заполненная водой.

http://www.skitalets.ru/water/2007/luh_baburin/021.jpg

К огромному сожалению, ревякинский валун постепенно уходит под землю. Песчаный грунт, подземные и паводковые воды делают свое дело, да и человек, как мы помним, приложил здесь свою руку. Местные человеческий фактор считают определяющим, им конечно виднее.

Обидно, что нельзя лицезреть этого исполина целиком, осмыслить его форму. Форма и образ, сокрытый в ней, наверняка имели для наших предков огромное значение. По ассоциативному восприятию формы или другим характерным признакам они давали святыням имена.

И если все-таки предположить, что ревякинский валун когда-то лежал на поверхности, он должен был привлечь внимание наших предков своими гигантскими размерами. Камень такой величины в нашей полосе большая редкость и он не мог быть безымянным. Имя - начало истории. Правда, если он был вне конкуренции и не было необходимости его четкой идентификации, то уже само слово "камень" могло быть именем. Необходимо отметить, что в процессе сбора предварительной информации нам встречался и другой вариант названия камня - "Чёртов камень". Но информация до конца не проверена, да и характеристика "чертов" очень многогранна.

http://www.skitalets.ru/water/2007/luh_baburin/025.jpg

Участник краеведческой экспедиции, предпринятой в 2006 году активистами ивановского музея "Литос Клио" Андрей Лапыкин,  размышляя и любуясь валуном, уловил в камне сходство с головой спящего медведя.

Казалось, он спрятался в земляную берлогу и ждет своего часа, чтобы предстать во всей своей дикой мощи. Возможно, это была лишь игра света и тени, но потом, когда он увидел осеннюю фотографию валуна в мытском музее, он опять напомнил ему образ медвежьей головы. Медведь в финно-угорской, мерянской и русской мифологиях занимает одно из главенствующих мест, особенно в регионе Верхнего Поволжья. Есть и еще одна очень тонкая гипотетическая нить, связывающая валун с образом медведя: в народоной мифологии медведя иногда называли ревяка…

Можно попробовать развить эту гипотезу и дальше, предположив, что камень раньше стоял на холме, затем, как и многие языческие символы, был низвергнут вниз, а на его месте выросла деревня Ревякино.

Интересно, но - исключительно как рабочая гипотеза, основанная на умозрительном сходстве формы видимой части валуна с головой спящего медведя и аналогией топонима Ревякино с одним из многочисленных, используемых в обрядовой народной практике наименований медведя. Вернее всего, общепринятая расшифровка топонима ближе к истине. Но "медвежий след" - это попытка выйти на более архаичный пласт легенд, если он конечно есть, с целью локализации валуна во времени.

http://liga-ivanovo.narod.ru/_lukh028.jpg

Сейчас однозначно можно сказать одно - камень изначально безусловно имел сакральный характер. Уже в наши дни он стал свидетелем возрождения старого культа, под личиной православия. Первого августа 2003 года, в день памяти Серафима Саровского (244 года со дня рождения и 100 лет со дня открытия мощей старца) на березах закрепили иконы с молитвами и поставили поминальные свечи...

http://liga-ivanovo.narod.ru/_lukh030.jpg

Йогай Весе. По материалам Андрея Лапыкина и Светланы Чернецовой.
Категория: Новости Мерянии | Просмотров: 5695 | Добавил: iogaivese | Рейтинг: 4.6/8
СТАНЬ МЕРЯ!

ИНТЕРЕСНОЕ
ТЭГИ
мерянский Павел Травкин чашечник меря финно-угры чудь весь Merjamaa Меряния финно-угорский субстрат вепсы История Руси меряне суздаль владимир история марийцы мари Ветлуга Ростов Великий ростов новгород Русь экология славяне топонимика кострома КРИВИЧИ русские Язычество камень следовик синий камень камень чашечник сакральные камни этнофутуризм археология мурома Владимиро-Суздальская земля мерянский язык ономастика Ростовская земля балты финны городище Векса озеро Неро краеведение православие священные камни этнография общество Плёс дьяковцы Ивановская область регионализм культура идентитет искусство плес ингрия антропология россия москва ярославль мифология вологда лингвистика Марий Эл будущее Унжа вятичи Залесье волга поэзия нея галич деревня туризм север мерянский этнофутуризм Древняя Русь шаманизм латвия русский север иваново буй капище Ярославская область Языкознание реконструкция скандинавы средневековье Европа магия Этногенез коми старообрядцы Костромская область христианство Социология
Статистика
Яндекс.Метрика