Следовик-чашечник
"Следочкин камень". Угличский район Ярославской области. Уже во второй
половине двадцатого века территория вокруг валуна заросла лесом. Но
местные бабушки еще помнили об этом камне, и его почитании. Фото Алексея
Бутусова
В мерянском и шире Верхне-Волжском ареале
археологи и историки часто фиксируют камни-следовики, в которых они
видят объекты древних культов. Различают
камни с зооморфными и антропоморфными рисунками, с "тарелочными"
углублениями, камни-крестовики (с крестами), камни-чашечники (с выемками
в виде чашечки) и т.д. Исследователи по-разному объясняют назначение
чашечек. Считается, что
они служили для жертвоприношений, сбора дождевой воды в
лечебных целях. Интерес представляет объяснение приношений камням,
совершаемых в прошлом веке в Финляндии: жертвоприношения для умерших,
подземных духов, духов-покровителей.
Чашечник "на Панах". Даниловский район Ярославской области. Немой свидетель мерян. Жаль его испортили пастухи - жгли
в нем костры, вот он не выдержал и лопнул. А так он был всегда полон дождевой
водой... Фото Алексея Красильникова
Связь камней с древнейшим финно-балтским пластом древностей не вызывает
сомнений.
Обрусевшие аборигены пронесли культ поклонения камням через века, а
пришедшие на данные территории славяне впитали многие элементы
культуры и мировоззрения финнов и балтов.
Не будет ошибкой привлечь
материалы финской мифологии для объяснения назначения данных камней.
Интерес в этом плане представляет финно-угорский миф о путях проникновения в
страну мертвых: "В царство подземного бога можно попасть через
маленькое отверстие. Там, где небо соединяется с землей, находится скала
с отверстием, которая семь раз покрыта рыболовной и птицеловной сетью.
Здесь сидят старик и старуха. Они караулят вход. Герой прилетает в виде
птицы, попадает в железную сеть, крылья его ломаются, и он попадет в
воду, превращаясь там в щуку. Только так, в образе рыбы, можно
преодолеть препятствие и вступить в царство мертвых".
Таким образом, путь в страну мертвых лежит через скалу с маленьким
отверстием, где находится вода. Всем этим требованиям отвечают
множественные камени-чашечники с лунками, постоянно заполненной дождевой
водой.
Лунка -
выход в страну мертвых, куда уходят души людей после смерти. С царством
мертвых соотносится образ птицы и рыбы, представленные на ряде камней.
Фото Алексея Бутусова
Скала в финской мифологии располагалась на севере. Души мертвых летели в
том направлении. На северо-западе Восточной Европы скала должна была
ассоциироваться с крупными валунами.
Представления о горе как месте обитания душ умерших имеет широкие
исторические параллели, прослеживаемые с эпохи неолита. Это - священная
родовая гора, куда "уходят" умершие. Это - потусторонний мир, царство
мертвых. Скала - вода - рыбы - птицы, - все это связано с царством
мертвых. Потому часто камни-чашечники располагаются у воды, озера, на болоте, у
ключей и т.д.
Культ мертвых переплетался с культом живых. Этнографы зафиксировали
связь камней с культом плодородия. Гора - плодоносящая утроба. Данный
образ сохранился у многих современных народов Евразии.
Камень "Божий след".
Большесельский район Ярославской области. Некогда
у камня устивались гулянья и празднования. Фото Narkop
Гора - прародительница. И.Л.Кызласов по этому поводу пишет, что в
представлении древних горы были производящими и воспроизводящими
центрами древних коллективов. Души постоянно пребывали в священном
родовом центре, выходя оттуда в виде новорожденных, оставаясь внутри
конкретной общины. Гора являлась источником происхождения рода, центром,
концентрирующим все биологические и экономические потенции, вместилищем
душ предков.
Если с этих позиций посмотреть на камень-чашечник, то это не что иное,
как гора, имеющая вход внутрь. Вход в пещеру матери-горы - одновременно и
детородный орган. Сам камень - хранилище душ родового коллектива, на
территории которого он находится. Происходил своеобразный "круговорот
душ" в обществе, подмеченный И.Л.Кызласовым.
Использовано: "А погост Жабна пуст..." (М. 1994) Кандидат исторических наук. В.А.Буров.
|