На плане
калеметь
обозначена №7.
Некогда, а
точнее до 70-х
гг. ХХ века, на
главной
площади
Углича
располагалось
строение под
названием "калеметь".
Представляло
оно собой
этакий
мегалит
сродни
Стоунхеджу (а
по возрасту
возможно и
старше).
Название "калеметь"
впервые
встречается
в купчей 17
века. (Шумаков
С. Угличские
акты (1400-1749 гг.). М., 1898,
с. 110). Слово
"калеметь" -
это
трансформированное
долгими
веками слово
"кереметь" (
божница,
капище у финно-угорских народов поволжья .© Даль) В этой связи можно вспомнить знаменитую кереметь бога
Волоса упоминаемую в Сказание о построении града
Ярославля.
"И се бысть селище, рекомое
Медвежий угол, в нем же насельницы человецы, поганыя
веры языцы, зли суще. И вельми страшно место сие бысть,
зане онии человецы живяше точию по своей воли, яко
мнози и грабления и кровопролития верным твориша.
В делание же смысленна прилепляхуся егда на зверя
или лов рыб исходише, держаше же сии людии и мнозии
скотии, и сими себя насыщаху. Идол, ему же кланястася
сии, бысть Волос, сиречь скотий бог. И сей Волос,
в нем же бес живя, яко и страхи мнози твори, стояше
осреди логовины, нарицаемой Волосовой, отселе же и
скотии по обычаю на пажити изгоняше. Сему
многокозненному
идолу и кереметь створена бысть и волхв вдан, а сей
неугасимый огнь Волосу держа и жертвенная ему кури.
Тако егда прииде первый спут скотия на пажити, волхв
закала ему тельца и телицу, в обычное же время от
диких зверей жертвенное сожига, а в некиих зело больных
днех и от человек. Сей волхв яко пестун диавола, мудрствуя
силою исконнаго врага, по исходищу воскурения жертвенного
разумева и вся тайная и глагола словеса приключившимся
ту человеком, яко словеса сего Волоса. И вельми почтен
бысть сей волхв у языцев."
Герб города Ярославля
Волос,
по убеждению исследовательницы Т. А. Бернштам, является персонификацией
лесного языческого культа во всем
объеме
мифологического понятия «лес», высшее сакральное значение которого
обусловлено
лесным типом жизнедеятельности древних насельников Залесского края
(страны Меря), особенно в
северо-восточных
— верхневолжских — землях.
Что
же представлял собой главный бог финского Северо-Востока, почему он
носил славянское имя (как он его
получил)
и что стояло за его эпитетом «скотий»? Ответ на этот вопрос предлагает
Т. А. Бернштам.
"Первая
позиция — это возможная трактовка Волоса летописцем. Носитель
христианского мировоззрения и представитель образованной — элитарной —
части
древнерусского общества мог привнести социальную оценку в слово
«скотий»,
противопоставляя тем самым божество этнически чужих («диких») финнских
народов богу, признанному «своим» в верхах и «культурной» среде
Киевской
Руси, ядро которой составляли поляне-земледельцы.
Вторая
позиция — варяжская: летописец буквально воспроизводит (приводит,
переводит) слово «скотий» в тексте клятвы договора, заключенного
варяжскими
послами и сохранившегося в устном предании."
Поскольку имя Волос приписывается и
архаическому
«хозяину» поволжских лесов в обличье медведя (так называемый «медвежий
культ»),
и к идолу и духу лесных пастбищ
Ростовско-Ярославского края
(«Сказание о построении града Ярославля»), Волоса можно атрибутировать
как
собирательный образ лесного царя, покровителя всех лесных жителей и
занятий,
прежде всего охоты и лесного скотоводства. Отсюда происходит и его
скотий
статус, который на лесном «языке» следует понимать как зверо-скотий, ибо
слово
«зверь» в сакральной терминологии и обрядовой практике народов
табуировалось,
леший не имел имени, а слова «волос» (с производными) и «скот» скорее
всего были их
наиболее
употребительными символическими эквивалентами.
Культ Волоса-Медведя был распространен в финнском
Верхнем Поволжье повсеместно. Об этом свидетельствует история и
археология. Например ритуальный топор с головой
медведя, найденный в Ростове Мерьском.
Ритуальный топор из Ростова Мерьского
В древнейших захоронениях Северо-Восточной земли 8-10
веков были найдены
вместе с костями человека, и кости животных, при этом это, как правило,
были, как правило, медвежьи лапы. Иногда использовались не лапы
живого медведя, а глиняные изображения их. В большинстве курганов
Суздальской земли наблюдалось сочетание глиняных кругов и медвежьих лап.
Подобное было распространено по всей земле заселенной в древности
финно-угорскими племенами. В курганах
Приладожья встречались из костей медведя исключительно ногтевые
фаланги его лап. Все предметы, помещаемые рядом с покойником, были
призваны служить определенную роль в жизни покойного. Медвежьи лапы были
призваны защитить, сберечь человека в том мире.
Сказание о построении града Ярославля не единичное
упоминание Волоса в летописях. О нём сказано в житии Авраамия
Ростовского, хрестианского мессионера, вероятнее всего знавшим мерянский
язык и сражавшимся с языческими культами в Ростове Мерьском.
Аврамий Ростовский
В Ростове Мерьском, так же находилась кереметь Волоса
- каменное изваяние (синий камень?) на Чудском(Мерянском) конце города.
Об
этом сказано в житии Авраамия Ростовского: «Чудский конец поклонялся
идолу каменну, Велесу».
"Видев же преподобный прелесть идольскую соущу (в
Ростове) не оубо бе еще прияша святое крещение, но чюдескый конец
поклоняшеся идолу камену (возможно Святому Камню); омрачени бо суть
сердца их, бесу злу живущу, яко близ его никому же смеяти ходити путем
тем, и мечьты творяще, мечеть бо христианьскы творяше страшилища злым
омрачением"
Авраамиев монастырь в Ростове-Великом, построенный на
месте керемети Волоса.
Итак вернёмся к Угличу.
Возможно келеметь-кереметь в Угличе имела в древности те же функции что
и святилища в Ярославле и Ростове. Она имела
следующее
описание: "Калеметь
представлял
собой холм,
имевший вход
с северо-востока.
Он (вход) был
сложен "из
двух диких
высоких
кремневых
плит в виде
неправильных
треугольников,
сомкнутых
друг с другом
верхними
частями и
удаленными
на ширину до 2
или 2,5 метра
одна от
другой
нижними,
образующими
конусообразный
проход
внутрь
постройки.
Он
имел
видимость
короткого
дромоса и вел
в каменное
сводчатое
помещение. В
середине его
стояло некое
подобие
каменного
жертвенника.
Свод над
внутренней
частью
строения
возвышался
до 2 или 3
метров.
Сводчатые
круглые
стены были
кольцеобразно
выложены
округлым
булыжником - у
основания
калеметя
более
толстым (не
менее метра в
диаметре),
выше шли ряды
менее
объемные.
Причем вся
стена хорошо
держала
полусферическую
часть
потолка” (Русинов
Н.Д. Из
воспоминаний
бывшего
угличского
архивиста//
Документальные
собрания
Углича. Углич:
УИХМ, 1998, с. 126-127)."
Судьба
данного
строения
печальна. До 70-х
годов ХХ века
она стояла на
главной
площади и
активно
использовалась
местными
жителями
вместо
туалета.
Потом её
разобрали.
Зачем? Для
чего? Не известно. К сожалению для исследования она потеряна навсегда.
Использованы материалы с сайтов http://yarklad.org.ru http://rostov-monastir.ru
http://www.kirsoft.com.ru
|