Древневенгерские всадники на площади Героев в Будапеште
Если согласиться с традиционным мнением о том, что российская история
начинается с Киевской Руси, то процесс «колонизации» финно-угорских
территорий от Рязани до Новгорода просто нельзя рассматривать без учета
весьма специфического мадьярского аспекта. Венгры (мадьяры) –
финно-угорский народ, наиболее близкий по языку своим давним родичам современным хантам и манси. По
одной из версий, в их состав могли входить и финно-угорские племена так называемых
рязано-окцев. Интересно,
что территория Венгрии (Подунавье и окрестности одного из крупнейших
европейских озер – Балатона – весьма похожи на окскую пойму. Видимо в знак
тесной связи лесного и степного образа жизни предков скульптуры
древневенгерских всадников на площади Героев в Будапеште украшены оленьими и лосиными
рогами. С другими финно-уграми венгров роднят не только лесные герои сказок – лиса и медведь,
но
и традиционный сакральный комплекс на холме, под которым бьет источник.
В Будапеште это гора Геллерта, названная по имени христианского проповедника XI века,
сброшенного язычникам венграми в Дунай в бочке с гвоздями.
Гора Геллерта в Будапеште
Интересно,
что храм на месте древнего святилища так и не был построен, лишь
установлен памятник Геллерту (так венгры произносили имя Герхард).
Вокруг до сих пор валяются камни языческого святилища…
Памятник святому Геллерту
Но
главная цель этой заметки – обратить внимание на следующий аспект. Переселение предков мадьяр на территорию современной Венгрии, если
верить данным ПВЛ, - 898 год: «Идоша угри мимо Киевъ горою, еже ся
зоветь нынѣ Угорьское». А потом – почти полное забвение, хотя ряд
«бытовых» упоминаний говорит о тесных контактах с мадьярами как об
обычном деле. Например, Ипатьевская летопись называет одни из киевских
ворот Угорьскими в 1151 году: «А Коуеве и Торчи и Печенѣзи туда сташа от
Золотыхъ воротъ по тѣмъ огородомъ до Лядьских воротъ, аоттолѣ оли и до
Клова и до Берестоваго и до Угорьскихъ воротъ и до Днѣпра». А «Слово о
полку Игореве» упоминает «угорьских иноходцев».
Тем не менее,
почему-то на страницах учебников мадьяр нет, несмотря на наличие в них ряда
других конных племен – соседей Киева - черных клобуков, торков,
берендеев, хазаров, печенегов, половцев…
Вернемся к рубежу IX-X веков.
Это время княжения Олега Вещего, вскоре призвавшего для похода на
Константинополь в 907 году ряд северных племен, в том числе финно-угорских чудь и
мерю. Сопоставление этих двух дат – 898 и 907 год, когда киевляне
активно контактировали с большими финно-угорскими народами и с юга, и с
севера, - сразу вызывает интересные и, похоже, до сих пор
неисследованные вопросы: Какими были контакты призванных Олегом чуди и
мери с мадьярами без киевских посредников? Ведь тысячу лет назад их
языки, должны были быть достаточно близки?
Насколько активно помогали
мадьяры киевским князьям проникать в земли родственных им мери и чуди? О
том, что помогали, говорят источники. Известен даже православный святой
Моисей Угрин (ум. 1043), служивший в молодости вместе с братом Георгием
в дружине знаменитого князя Бориса Муромского и Ростовского (sic!). А
другой брат Моисея Угрина - Ефрем - даже основал Борисоглебский
монастырь аж в Торжке.
Кроме того, считается, что ряд городов в
Залесской Руси (например, Владимир и Галич) названы по древним центрам
Киевской Руси, например по Владимиру и Галичу на Волыни, где было сильно
мадьярское присутствие: венгерские короли позднее даже добавляли к своему титулу
звание «королей Галиции и Володимерии». Наверное, князья-Рюриковичи при
проникновении в Ростово-Суздальские земли прекрасно понимали, какую
помощь им могут оказать угры-мадьяры, близкие по крови и языку к
местному населению.
Все эти интереснейшие вопросы ждут дальнейшего исследования...
Памятник Анонимусу - автору первой венгерской хроники "Деяния венгров"
|