Понедельник, 23.12.2024, 14:45 | Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость

Главная » 2016 » Июнь » 9 » В гости к Жгонам.
21:14
В гости к Жгонам.

Жгоны - катавалы, катаулы, пимокаты, шестепёры. Крестьянская «корпорация» катальщиков валенок, обосновавшаяся и расцветшая по берегам Унжи и Неи. Со своим особым характером - одновременно и радушным, и строгим, исполненным достоинства - и озорным. Со своими обычаями и прибаутками.

Да и валенки жгоны выделывают особенные: тёплые, ноские, но при этом на удивленье удобные и мягкие. Строго блюли они секреты своего мастерства. Каждому термину своего ремесла присвоили особое ни кому более не понятное название.

На всю зиму уходили на заработки в дальние края, «на жгонку». Распаренные работой в бане лица, запашок овечей шерсти, связка необычных инструментов за спиной - всё это делало их заметными для окружающих. Они были желанны в каждой деревне: спрос на валенки был высокий. Но их же и побаивались - из-за их немного «одичалого» вида. За два - три месяца что-то зарабатывали. И потому в странствиях по просторам Поволжья, Урала и Сибири приходилось беречься от лихих людей. А где-то и самим схитрить хотелось. Всё это ставило жгонов вне дома в положение особого сословия, «касты».

И потому их жаргон не был ограничен одними лишь проф.терминами. Для всякого обиходного предмета, понятия или действия было своё слово. Сотни слов. По сути, в жгонской среде развился свой особый «тайный» язык. Одни слова были придуманы, переделаны из русских слов. Другие - взяты из языков народов Поволжья. Но в основе жгонского лежит лексический пласт офенского языка.

Вот, зайдут артельщики в избу:

«У, керя, в ряхе безбилетников уло хляет! Захливаем из перта...»

Это означает:

«Ну, брат, в этом доме только тараканы одни! Пошли-ка отсюда, может, вдругом месте клиент побогаче...»

Ремесло вместе с практикой употребления «тайного» языка, в данном случае офенского, местными потомками меря были восприняты в 17 веке из ближайшего центра суконной промышленности - из Кинешмы. И поначалу занимались именно выделкой сукна. Но с ростом фабричного суконного производства в конце 18 - начале 19 вв. перешли на выделку валенок. И уж тут им равных не было!

Пимокатный промысел распространился довольно широко - до Галича на западе и до Ветлуги на Востоке. Но жгонами считались только в совершенстве овладевшие ремеслом. И только среди них бытовал жгонский язык. Таким образом, жгоны были «элитой» среди пимокатов.

Иной раз, встреченные на жгонке катавалы из других мест напросятся к жгонам в гости. Приходят, жгоны начинают по-своему зетить. А эти «масы седмают, ни шиша не сенжат - токмко михорками помихоривают!» ))

В основном, жгонский этнографический ареал ограничивается бывшими границами Макарьевского уезда. Но кое-где он выходил за эти рамки: Ухтубужье севернее Мантурова и р-н реки Вол в нынешнем Ветлужском р-не Нижегородской области.

Часть наиболее значимых терминов в жгонском - офенская. Мас - мужчина. Икан - один, кокур - два. Кувашка - женщина... Однако, большая часть слов, в т.ч. значительная часть наиболее значимых - заменена лексемами, близкими соответствующим терминам марийского, удмуртского и некоторых других языков. Юдор - девочка, девушка. Ербез - мальчик, юноша. Перт - дом, изба. "Жгон" напоминает удмуртское «ыж гон» - овечья шерсть.

В картине замены офенских слов на жгонские заметна некоторая закономерность. К примеру, офенское «хаз» заменено на «перт». Вроде бы, это выглядит как заимствование из марийского. Однако, в марийском это слово звучит немного по-другому: «пöрт». Зато слово «перт» зафиксировано как одна из широко распространённых лексем Заволжского (Пошехонско-Галивонского) диалекта.

В несколько изменённой форме это словечко встречается в известном стишке «Шёл я лесом»: «Что за странная избушка - не избушка, а пердушка». «Пердушкой» в экспрессивной речи иронически называют жилое помещение небольшого размера. Жилое! Известно, что мерянские избы были именно что небольшие, да прямо скажем: маленькие. В два окошка, приземистые. Такие и сейчас можно ещё встретить где-нибудь на городских окраинах. Последний привет от мерянской домостроительной традиции.

Так вот, в жгонском оказались заменены в основном те офенские слова, которые не были мерянскими («хаз» - угро-мадьярское). И заменены на мерянские (близость марийским формам отражает здесь близость марийского и мерянского).

Вывод: жгонский развивался под непосредственным влиянием Заволжского диалекта, в наибольшей степени сохранявшего мерянскую лексику. И очевидно, что на берегах Унжи и Неи диалект этот долее всего сохранялся в своей изначальной целостности. Исследователь русских арго Василий Данилович Бондалетов отмечает, что жгонский в лексическом смысле дальше других изводов офенского ушёл от «первоисточника», и более всех имеет соответствий в финно-угорских языках.

Весной этого года участники проекта «Фино-угорская матрица» посетили жгонские края. Разлив на Унже, стройные очертания храмов Макарьевского монастыря, уютная кафешка в старинном купеческом особняке...

И вот, - мы подъезжаем к деревне Ивакино неподалёку от Макарьева. Это своего рода центр всего жгонского региона. Отсюда кусты жгонских деревень тянутся в три стороны: к Нее, к Мантурову и к Юрьевцу. И потому, возможно, жгонская традиция в этой местности сохранилась лучше, чем на окраинах региона. В каждом перте здесь услышишь живые воспоминания о жгонах. А в некоторых вам откроют и сами старики-жгоны. Далеко не всякий пустит на порог - примет у крыльца. Впрочем, былые церемонии отходят в прошлое.

И вот, старый, но вполне ещё бодрый жгон - дядька Саша - приглашает нас к себе, в свой перт.

- У нас сколько жгонов было! - все нынче примерли. А я... уже и не буду, никуда, ничего... Валенков полно на базаре.

Приносит валенки.

- Это из пяти фунтов. В подошву больше шерсти ложил, и сюда в пятку. А дальше тоньше и тоньше. А это из трёх фунтов - домашние.

- И отец, и дед жгонили. Все раньше ходили. Питались только от жгонки - а больше нигде не заработаешь. На весь год зарабатывали!

- В школу не охота было ходить, и с батьком пошёл на жгонку. Первый раз поехали в Тюменскую область. Во второй год поехали в Казахстан. А в третий раз я начал уже валенки катать с дедушком. Дедушко всё говорил: «дома нечего есть, - там на жгонке наедимся». Семья большая была.

- Тогда на жгонке я заработал 700 рублей. И купил ИЖ-Планета-2. Самый богатый стал в деревне - ни у кого мотоциклов ещё не было! Никелированный... Второй раз - 900 рублей. Потом - больше тыщщи!

- Все мужики ходили на жгонку. Все до одного! Осенью председатель колхоза давал им справки - что «отпускаю на 2 1/2 месяца», или на три. А там платили патент - на жгонке-то. Приезжал агент налоговый.

- Ходили в Новосибирскую область - там богатой народ, о-ой!

- В Казань ходили к татарам. И в Башкирию. У татар плохо, они бедно жили - татара. Махана (конины) принесут да картошки... Вот в Сибири богато! Гуси, утки, коров по три, и овец по 30 штук держали. Там всех больше зарабатывали.

Упаки с кокур закаиш - валенки с двойным загибом. Ульно сизово - очень красиво. Крутяк, короче!

- И вот мы с дедушком, с отцом - троё ходили. В день делали по две пары на человека. Вставали в 6 часов утра: радио заговорит - вставали. Затопляли печку. Вытаскивали шерсть - шерсть была в чулане. Взвешу шерсти, на валенок на мужской - шесть фунтов или пять. Я чешу, а отец закатывал. Потом, через два часа, пойдём йись. Пообедаем, выпьем по стопке по маленькой. Потом ещё пары. На двоих - две мужских и две женских. И "на вино" - детскую. Четыре пары хороших и детскую пятую - за день. До часу дня, до обеду, закатываем. Потом я дрова ношу, воду ношу - и в шесть часов вечера начинаем стирать. И до пол первого - до часу ночи стирали валенки в горячей воде, почти в кипятке. Да в кислоте. Выстираем - и в печку сушиться. Начинали в шесть утра - и до часу ночи. В час ночи поедим, по стопке выпьем - и ложились спать. И в пять-шесть часов вставали: по четыре-пять часов всего спали... Вот и зарабатывали по многу.

- Ходили на два месяца или на три. Кто пил - на месяц, на два. Всё пропьют, без денег приезжают.

- Которые только пить ходили. А молодёжи не охота было - это грязная работа сильно. Валенки катаешь: жарища, вода горячая, - что бы садились валенки. А если вода холодная - валенок не катается.

- Жгонить - значит шерсть бить. Так: чопаешь... Струна... Деревяшка такая - из яблони сделана... Раз! И шерсть так  идёт, идёт... и жгонилася шерсть. Щас чешут, а раньше били шерсть. Только осенняя бьётся шерсть. Не зря осенью ходили на жгонку-то!

- Жгонка-то - она ведь и при царе была, и до царе! Все всё ходили.

Жгонской язык.

Белехово - деревня.
Упаки - валенки.
Переплетуха - лапша.
Шулюмка - суп.
Конорить - варить.
Юдорьё, юдоришки - девчонки.
Арбезята - ребята.
Ербезёнок - сынок.

К белехонке подхливаем,
Туло ульное тулит,
В ённом перте за киндовом,
Куфта ш...ая сидит.

Перт сизовый, шуштера сизовая. = дом / квартира хорошая.
Сары скосали - в перт ухлили = Деньги сшибли - домой уехали.

- Прятались от заказчиков. И всяких лихих людей было... Они с деньгами поедут - а кто-то наводит. В целях безопасности по-жгонски меж собой зетили.

Ходит по округе и такая легенда.

- Один наш макарьевский скатал и послал Сталину костюм из войлока и валенки. Как для снайперов - сидеть зимой. А оно ведь катаное, мягкое. Накинешь ещё чего сверху - сидишь как в печурке. 

И ему пришёл ответ, дали задание. И он всю войну катал для подразделения, для снайперов.

P.S.

В ближайших планах участников проекта - организация туристического маршрута «В гости к жгонам», съёмки док.фильма о жгонах, содействие возрождению жгонского промысла.

https://vk.com/finnougorian?w=wall-73420404_559%2Fall

Автор: Василий Малышев. Кохма. 

Категория: Новости Мерянии | Просмотров: 3214 | Добавил: Шом-толгай | Теги: Галич Мерьский, жгоны, этнография, мантурово, жгонский язык, финно-угры, меря, Костромская область, нея | Рейтинг: 5.0/8
СТАНЬ МЕРЯ!

ИНТЕРЕСНОЕ
ТЭГИ
мерянский Павел Травкин чашечник меря финно-угры чудь весь Merjamaa Меряния финно-угорский субстрат вепсы История Руси меряне суздаль владимир история марийцы мари Ветлуга Ростов Великий ростов новгород Русь экология славяне топонимика кострома КРИВИЧИ русские Язычество камень следовик синий камень камень чашечник сакральные камни этнофутуризм археология мурома Владимиро-Суздальская земля мерянский язык ономастика Ростовская земля балты финны городище Векса озеро Неро краеведение православие священные камни этнография Плёс общество дьяковцы Ивановская область регионализм культура идентитет искусство плес ингрия антропология россия москва ярославль мифология вологда лингвистика Марий Эл будущее Унжа вятичи Залесье волга поэзия нея галич деревня туризм север мерянский этнофутуризм Древняя Русь шаманизм латвия русский север иваново буй капище Ярославская область Языкознание реконструкция скандинавы средневековье Европа магия Этногенез коми старообрядцы Костромская область христианство Социология
Статистика
Яндекс.Метрика