В Иваново в рамках проведения Международной акции «Ночь музеев» в «Новой галерее» Ивановского областного художественного музея, при поддержке департамента культуры и культурного наследия Ивановской области открылся выставочный проект мерянского этнофутуриста Андрея Малышева-Мерянина Volga. Sacrum. Целью проекта является осмысление сакральной символики Верхневолжского региона, ведущей начало от известного из хроник и летописей народа меря, пояснил этнохудожник Инфоцентру FINUGOR.
Возникновение городской культуры в регионе «Золотого кольца России» связано с финно-угорским народом меря (merja), отголоски архаических верований и мироощущения в целом находят в традиционной архитектуре, костюме, местных диалектах. Во многом, наследие мерянской старины известно по археологическим находкам. Керамические изделия, звенящие подвески, артефакты связанные с дохристианской культурой являются самыми красноречивыми свидетелями ушедшей эпохи.
Неминуемое цивилизационное развитие, рост городов, создание огромных фабричных комплексов на этой территории, изменило самосознание человека, положило начало стремительной деэтнизации. Изначальный дух, осознание космической природы человека, тем не менее, нашло своё отражение в архитектурном облике города Иваново. Образ городской среды неразрывно связан с доминантами краснокирпичных фабричных корпусов, геометрии памятников конструктивизма, финно-угорской топонимики.
Плёсский историк и археолог, кандидат исторических наук Павел Николаевич Травкин принял участие в открытие Volga. Sacrum прочитав лекцию «Картины мерянского мира».
Андрей Малышев-Мерянин рассказывает о мерянском арт-проекте: "Обычно за художника говорят его работы. Но я хочу немного пояснить, о чем этот арт-проект. Я родился в Костроме и детские годы провел в деревне. С малых лет впитал в себя то, что сейчас называют культурным кодом, я имею ввиду культурный код малой родины, - рассказывает А.Малышев-Мерянин. - Это орнаменты наличников, неповторимые линии нашей традиционной верхневолжской архитектуры, изгибы наших рек, бабушкины сказки, особенный народный говор, родные лица, облака низкого северного неба. Моя юность прошла среди промышленных корпусов и рабочих кварталов города Александрова, старинного, наряду с Ивановым, промышленного центра Верхневолжья. Кирпичные фабричные корпуса, дым и пар производств и до боли знакомые деревенские лица и диалектная речь… Деревня продолжается в городе и прорастает в него своей кроной.
Этноурбанизм
Рассвет
Почему именно тема мерянского наследия? Меря - это та почва, из которой происходит наш народ, культура, народный язык и индустрия. Именно на постмерянских территориях Верхнего Поволжья было сильно старообрядчество сохранявшее многие древние формы мерянской культуры и языка. Из этой среды вышли купцы и известные промышленники, основавшие мануфактуры и крупные заводские центры центральной России.
Наша земля
Традиционная деревня - это корни, которые питают крону древа, являющуюся городом. Так было всегда. И вот на рубеже тысячелетий эта система впала в сильнейший кризис. Корни стали умирать. Традиционная деревня исчезает и перестает питать крону. Смысл проекта Volga. Sacrum, и шире - мерянского этнофутуризма - выстроить новую взаимосвязь городского человека с природой, традицией и его предками, чтобы придать жизни в городе новую силу".
Из прошлого в будущее
Городской шаман
Волшебная пайва
На выставке в «Новой галерее» ИОХМ представлены несколько десятков работ А.Малышева в технике коллажа. Архаичные символы, лица деревенских жителей, заброшенные индустриальные объекты причудливо переплетены в этих работах. Наряду с современными технологиями в области искусства, достойное место на выставке заняли археологические экспонаты из фондов ИОХМ. Такой подход к материалу даёт основание для нового прочтения основ культурного кода современного города, позволяет по-новому взглянуть на обыденные пространства и ситуации.
Городская ведьма
Весна
*** Выставка «Volga. Sacrum» продлится до 25 мая по адресу: Ивановская область, г. Иваново, пр. Ленина, 33 ИОХМ, "Новая галерея" Справки по телефону: (4932) 30-1641
Древняя мерянская керамика встретилась с неомерянским этнофутуризмом
Источник: http://finugor.ru
|