Понедельник, 16.09.2024, 23:49 | Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость

Главная » 2024 » Сентябрь » 3 » Аапо Кихланки. В поисках Мерямаа: I Часть. Волонтёрство как способ ревитализации мерянского наследия Центральной России
16:38
Аапо Кихланки. В поисках Мерямаа: I Часть. Волонтёрство как способ ревитализации мерянского наследия Центральной России

Начинаем публиковать диссертацию финского социолога и магистра искусств Аапо Кихланки защищённую им в Кентском университете, Великобритания, в 2019 году.

Аннотация

Данная магистерская диссертация рассматривает волонтёрскую деятельность как средство поддержки неомерянского движения в Центральной России. Это движение нацелено на ревитализацию древнего финно-угорского культурного наследия мери через практику культурной филантропии. Краеведение, публикации и арт-проекты - основные формы неомерянской активности, отражающей идеалы этнофутуристического культурного движения.

Неомерянское движение включает разнородную группу волонтёров. Следовательно, исследование рассматривает неомерянскую деятельность как форму капитала. Теории Пьера Бурдье относительно символического, культурного и социального капитала составляют теоретическую базу работы. Исследование показывает, что в активности движения эти виды капитала тесно переплетены между собой. Мерянское культурное наследие живёт в культурных архетипах, составляющих источник символического капитала. Эти архетипы выявляются с помощью краеведческих исследований, а арт-проекты обеспечивают способ их воспроизведения. Однако, именно культурологическое понимание данных архетипов и заставляет людей становиться мерянскими активистами. Это понимание - та предпосылка к символическим обменам, которая превращает индивидуальные добровольные инициативы в социальный капитал.

Более того, исследование демонстрирует, что краеведение как вид низовой организационной деятельности может эффективно влиять на развитие постсоветского российского гражданского общества. Интерес к мерянскому габитусу жителей Центральной России показывает, что локальное может быть источником культурного капитала. Этот габитус, проявленный в местных религиозных практиках и верованиях, закладывает нравственный фундамент гражданского общества.

Благодарности

Я бы хотел поблагодарить Центр филантропии Кентского университета за предоставленную возможность изучения филантропии и волонтёрства во вдохновляющем окружении. Я особо благодарен Эдди Хоггу, руководителю моей диссертации, за огромное терпение, проявленное ко мне во время введения в практику современных социальных исследований.

Я благодарен мерянским активистам за помощь. Их комментарии к моим исследовательским вопросам помогли мне найти значимый подход к мерянской теме, а их энтузиазм вдохновлял меня на протяжении всего процесса исследования.
Наконец, я благодарю свою жену Санну и детей, Эльсу и Юссипекку, за их любовь и поддержку.

1. ВВЕДЕНИЕ

1.1 Исследование

Исследование рассматривает волонтёрскую деятельность как способ поддержки неомерянского движения Центральной России. Неомерянское движение включает разнообразный набор личностей, ассоциаций и устремлений, объединённых общей целью сохранения и ревитализации мерянского наследия центральнороссийских областей. Меряне, финно-угорский народ, населяли территории современных Владимирской, Костромской, Ивановской, Ярославской и Московской областей до XVII в. Сбор и распространение информации о мерянах - важное занятие для неомерян. Однако, идеологическая подоплёка этнофутуризма, культурного течения, сформировавшегося в бывших советских республиках, является отличительной чертой движения.

Исследование ставит целью выяснить, как именно низовая волонтёрская активность в краеведении способствует развитию российской культурной филантропии и российского гражданского общества в целом. Основная гипотеза исследования - то, что краеведение как волонтёрская деятельность способно связать воедино местные волонтёрские инициативы и всеобъемлющие текущие процессы культурного или социального толка. Более того, работа рассматривает краеведение как область, в которой российский неправительственный и некоммерческий сектор может сотрудничать с государственным и частным секторами. Активная кооперация различных секторов не только является типичной чертой российской филантропии, но также способствует созданию социального и культурного капитала, необходимого развивающемуся постсоветскому обществу.

Исследования, посвящённые этим российским неправительственным организациям, зачастую сфокусированы на политических вопросах и нацелены на определение общих настроений в российском гражданском обществе. Более того, западные организации часто служат мерилом при изучении их российских аналогов. Таким образом, критериями оценки являются количество активных членов и объём благотворительной деятельности. Однако подобный подход не учитывает в полной мере отличительные черты российской неправительственной активности.

По состоянию на сегодняшний день, похоже, не существует исследований по краеведению как полю для деятельности низовых гражданских инициатив в России. Данная работа ставит целью восполнить этот исследовательский пробел. Ещё начиная с XIX в., краеведение является важной формой российской волонтёрской деятельности, и краеведческие объединения были одними из немногих неправительственных организаций, имевших право на существование в годы советской власти. Следовательно, они отражают сущность российской филантропии и состояние российского гражданского общества в целом.

1.2 Структура исследования

Неомерянское движение основано на неофициальной организационной активности и включает разнородную группу участников. Данный факт и определяет выбор вопросов, теории и методов исследования. Движение и его цели могут быть изучены с точки зрения капитала. Таким образом, вопросы для исследования следующие:

1. Какова роль волонтёрства в формировании и поддержке современной мерянской идентичности?
2. Какие формы символического и культурного капитала усиливает неомерянское движение с целью демонстрации и ревитализации мерянского наследия?
3. Как неомерянская волонтёрская деятельность создаёт социальный капитал с целью влияния на российское общество?

Раздел 2 объясняет теоретическую основу исследования. Внимание здесь уделяется исследовательской теории. Более того, раздел помещает неомерянское движение в контекст низовой краеведческой организации. Раздел 3, в свою очередь, объясняет выбранные методы исследования и содержит описание выделенных тематических категорий. Эти категории определяют подход к данным исследования: 447 текстов, опубликованных на интернет-сайте Merjamaa. Речь идёт о веб-портале ассоциации Metsa Kunnta, неформального гражданского объединения, занимающегося мерянской историей и культурой.

Раздел 4 затрагивает художественное измерение неомерянского движения. Здесь освещается влияние этнофутуризма в мерянских арт-проектах, а также рассматривается мерянская среда как рынок символических благ с воспроизводством мерянства как стратегии. Раздел 5, в свою очередь, посвящён мерянской издательской деятельности. Она рассматривается как способ распространения сиволического капитала, а также как средство создания новых видов связей между волонтёрами и частным сектором.

Раздел 6 описывает краеведение как форму деятельности, отражающую индивидуальную природу неомерянского волонтёрства. Мерянское наследие центральнороссийских областей рассматривается как источник символического и культурного капитала. С целью выделения этих форм капитала здесь подаётся расширенный анализ исследовательских данных. Более того, в данном разделе мерянство рассматривается как габитус, связывающий прошлое с настоящим.

1.3 Этика исследования

С целью уменьшения индивидуальных рисков, человеческое участие в исследовании было сведено к минимуму. Таким образом, работа основана в первую очередь на письменном материале. Однако, поскольку исследование связано с неомерянскими волонтёрами и их деятельностью, им была предоставлена возможность комментирования исследовательских вопросов и выводов. Замечания неомерянских активистов были приняты во внимание при обработке письменных данных и полученных результатов исследования.

Выборка активистов для комментирования вопросов и результатов исследования была проведена по методу снежного кома. Модератор портала Merjamaa получил информационную листовку с вопросами исследования и просьбой переслать листовку другим активистам движения. В сумме на вопросы ответили четверо активистов. После того как анализ данных был завершён, эти четверо активистов получили резюме результатов исследования. Информационная листовка и резюме были написаны на русском языке во избежание недоразумений. Один из активистов прокомментировал результаты исследования.

Каждый из четырёх активистов дал согласие на участие в проекте. Активисты имели право отказаться от участия на любом этапе исследования, а их комментарии оставлены анонимными. Лица, упомянутые в письменных материалах исследования, также полностью анонимны. Более того, доступ к текстам, опубликованным на портале Merjamaa, был открыт и не требовал входа в учётную запись на сайте. Следовательно, анализ этих текстов не создавал никаких проблем этического характера.

2. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ

2.1 Предыдущие исследования неомерянского движения

О неомерянском движении уже были написаны некоторые исследования. Д.А. Каунов (2017) рассматривает это движение как обращение к своему этническому прошлому. Согласно Каунову, на исторических землях древних финно-угорских народов отмечается тенденция к новой этнокультурной идентичности в духе финно-угорского мира. Отличительной чертой этого стремления является попытка возвращения исчезнувших элементов культурной памяти в область современной культуры. (Каунов 2017, стр. 82 - 83.)

Похожим образом П.А. Скрыльников в своём исследовании считает мерянскую идентичность интеллектуальной реконструкцией, мало опирающейся на коренную мерянскую традицию. Вместо этого фундаментом для строительства новой мерянской идентичности является культурное наследие русского народа. Скрыльников выделяет в мерянском движении три измерения. Первое из них, локальное, связано с историческими территориями мерянского народа, в то время как второе, религиозное, измерение проявляется в попытках ревитализации древней мерянской религии. Третье измерение, этнофутуристический художественный проект, представляет собой попытку адаптации активистского видения мерянского наследия к современному миру. (Скрыльников 2016, стр. 101.)

Тимур О. Галкин в своей работе (Галкин 2013) рассматривает неомерянское движение как региональный феномен, в котором поиск идентичности производится через культуру и верования утерянных племён Центральной России. Согласно Галкину, вопрос заключается в "нарождающемся новом векторе регионального мировоззрения". Галкин также отмечает похожий процесс деконсолидации в других местах России и Европы. Однако Галкин предупреждает о возможном восприятии неомерянского движения как сепаратистского. И всё же поиск новой идентичности в забытых племенах - симптом "глубокого системного кризиса". Русский народ устал от "имперской миссии", идея которой поддерживалась на протяжении пяти веков. Это объясняет стремление к возвращению к корням. (Галкин 2013, стр. 264 - 265, 267.)

2.2 Исследования по древним мерянам

А.Е.Леонтьев предлагает интересный подход к мерянам, упомянутым в ранних исторических источниках. Леонтьев анализирует "Гетику", первый исторический источник о мерянах, написанный византийским историком Иорданом в середине VI века. Работа содержит список племён, среди которых упомянуты "меренс" (меряне). Леонтьев обращает внимание на то, что Иордан в своём списке помещает мерю перед мордвой, другим финно-угорским народом. Другими словами, Иордан локализует мерян в более южной области, чем та, которая упоминается в более поздних русских летописях. Это означает, что, возможно, Иордан имел в виду изначальную мерянскую территорию на западном берегу Оки. Согласно Леонтьеву, русские летописи были написаны более чем на сто лет позже времени Иордана и локализуют мерю в районе озёр Неро и Плещеево. Это могло быть результатом мерянской миграции в более подходящую для сельского хозяйства зону. (Леонтьев 1996, стр. 19, 21.)

В своей статье (Алквист 1992) Арья Алквист описывает финно-угорский субстрат в топонимах Ярославской области. Согласно Алквист, центральная и частично северная части России до прибытия славян были населены финно-угорскими народами. Современные Ярославская, Костромская и Ивановская области были населены мерянами, а также меря проживали во Владимирской и Московской областях. В диалектах и топонимах Центральной и Северной России заметно финно-угорское влияние. Алквист отмечает, что темпы ассимиляции мерян в славян, начиная с X века, доподлинно неизвестны. Тем не менее, сохранность субстратных топонимов требует длительных и регулярных контактов между коренным и пришлым населением. (там же, стр. 1 - 2, 4.)

В своей работе О.Б.Ткаченко рассматривает мерянский язык. Согласно Ткаченко, проблемы реконструкции мерянского лексикона связаны с установлением границ между мерянскими и другими финно-угорскими словами. Ткаченко отмечает, что возникают сомнения, принадлежит ли та или иная лексема коренному мерянскому лексикону или же набору слов, заимствованных из других родственных языков. Более того, лексема может быть результатом миграции другого финно-угорского народа в населённую мерянами зону. В этом случае данная лексема никак не принадлежит лексикону мерянского языка. (Ткаченко 2007, стр. 89.)

2.3 Культурная основа неомерянского движения

Этнофутуризм является идеологической базой неомерянской мысли. Лена Готтельер описывает экспансию этнофутуризма в своей статье (Готтельер 2017). Согласно Готтельер, этнофутуризм проник из Эстонии на территории небольших финно-угорских наций бывшего СССР. Одновременно с этим движение диверсифицировалось и локализовалось, изменяясь и приспосабливаясь к служению различным целям. Как далее отмечает Готтельер, этнофутуризм - противник этнопретеризма, который считает определённые культурные формы оригинальными и стремится к их консервации в их "подлинной" версии. (там же, стр. 25 - 26.)

Эльвира Колчева, в свою очередь, рассматривает этнофутуризм с перспективы архетипов. Согласно Колчевой, культурные архетипы - это этнонациональный феномен. Этническая реактуализация - важная тенденция в постсоветском обществе. Таким образом, актуализация культурного архетипа предусматривает включение культурных привычек в новые исторические реалии. Этим действием возможно также проектировать будущее. По Колчевой, это "глубокая социокультурная идея художественных процессов", которую можно отметить в финно-угорском этнофутуризме (Колчева 2015, стр. 255, 257.)

Литература, использованная в данном исследовании, включает две статьи о текущем положении дел в российской культурной жизни. Статья Е.В.Савенко посвящена самиздату, определённому как "незарегистрированная, добровольная, некоммерческая, малотиражная периодическая пресса" (Савенко 2016, стр. 89). Лев Якобсон, Елена Куштанина и Борис Рудник, со своей стороны, рассматривают в своей статье российский некоммерческий культурный сектор (Якобсон, Куштанина, Рудник 2000). Эти статьи обеспечивают базу исследования неомерянского движения как формы культурной филантропии. Более того, статья Илдико Лехтинен о финно-угризме как социальной репрезентации (Лехтинен 2008) помогает поместить мероприятия, организованные неомерянскими активистами, в контекст этнофутуризма.

2.4 Краеведение

Краеведение составляет важную сферу неомерянской волонтёрской деятельности. Движение применяет методы и практики, схожие с теми, которые используют активисты-краеведы во всём мире. Таким образом, необходим анализ соответствующей краеведческой литературы.

Питер Х. Рейд и Кэролайн Мэкэфи предоставляют хороший обзор краеведения как волонтёрской деятельности (Рейд, Мэкэфи 2007). Согласно им, краеведение всегда, как правило, было занятием образованных любителей, в то время как профессиональные историки или социологи считают локальное достойным интереса только в более широком контексте. Однако, по мере того как общество становится всё более индивидуалистическим, люди хотят совершать свои собственные расследования, и вход в исторический дискурс рядовых индивидов демократизирует тему. (там же, стр. 127 - 128).

Согласно Рейду и Мэкэфи, три фактора составляют "трёхстороннюю парадигму краеведения": "запутанность источников, сложность исследований и энтузиазм пользователей". Таким образом, библиотекари и архивисты являются "сторожами локальной истории", так как играют важную роль в поощрении лучших исследовательских практик. (там же, стр. 128 - 129). Эта тема также присутствует в статье Джона Мак Ритчи, посвящённой краеведческому блогингу (Мак Ритчи 2012). Согласно Мак Ритчи, онлайн-блог - один из эффективнейших инструментов библиотекаря-краеведа. Конкретно, он помогает сделать значимым или даже всемирно известным то, что длительное время "держали замкнутым в картотеках или витринах". (там же, стр. 89.)

Существует несколько способов изучения локальной среды. В своей статье (2012) Майкл П. Марино и Маргарет Смит-Крокко описывают четыре из них. Статья предлагает четырёхшаговую модель анализа сообщества как исторического ресурса. Согласно Марино и Смит-Крокко, первый шаг - поиск произошедших в сообществе событий. Второй шаг - идентификация специфических тем, подходящих для понимания истории сообщества. Третий шаг - сосредоточенность на людях, поселившихся в исследуемой зоне, а четвёртый - взгляд на здания как документы, помогающие понять историю. (там же, стр. 233 - 237.)

Статья Д.С.Лихачёва "Краеведение как наука и как деятельность" долгое время служила манифестом для российских и советских краеведческих активистов. Согласно Лихачёву, краеведение - это комплексная наука, объединяющая в себе информацию из естественных наук, истории и исследований искусства. Однако краеведение требует бережного отношения к предмету исследования и как таковое служит "патриотической деятельностью, нацеленной на поднятие интеллектуального уровня малой родины". Согласно Лихачёву, краеведение не имеет двух отдельных уровней - для специалистов и широкой публики. Краеведение существует лишь тогда, когда широкая публика понимает его и принимает в нём участие. (Лихачёв 2007, стр. 159 - 160.)

2.5 "Зелёные" низовые организации

Существующие исследования по российским низовым организациям гражданского общества обеспечивают основу данного исследования. Особенно важна статья Лауры А. Генри о российских низовых зелёных организациях. Согласно Генри, ”ограниченная оценка относительных силы или слабости экологических организаций согласно стандартным критериям развития гражданского общества упускает из виду всё более разнообразный сектор зелёного активизма". Общее число российских экологических организаций, их географическое распространение внутри государства и их растущий профессионализм свидетельствуют о развитии "динамичного сектора внутри гражданского общества". (Генри 2006 а, стр. 211.)

Генри пишет, что с целью реализации своих программ низовые лидеры полагаются на сети единомышленников: семьи, друзей, коллег или родителей. Большинство подобных групп не имеют членства, не полагаются на членские взносы и привлечение новых участников для них не первостепенно. Низовые организации проводят экологические образовательные программы, а также участвуют в других локальных проектах. Генри отмечает, что проекты, спонсируемые этими организациями, носят "широко аполитичный характер". Таким образом, "усилия для решения локальных проблем посредством практического активизма" - общая черта низовых активистских групп. (там же, стр. 214, 218 - 219.)

В своей статье "Формирование социального активизма в постсоветской России: лидерство, организационное разнообразие и инновации" (Генри 2006б) Лаура А. Генри уделяет внимание ресурсам, которые предоставляются российским экологическим организациям. По причинам обнищания населения и отсутствия благотворительных пожертвований в России, общество финансирует экологические движения в незначительной мере. Таким образом, согласно Генри, лидеры организаций "ищут поставщиков ресурсов и союзников, которые обладали бы похожим на их личные мировоззрением или логикой уместности". Генри отмечает, что низовые экологические лидеры обычно упоминают "энтузиазм и оптимизм" в качестве своих основных ресурсов. (там же, стр. 100, 104, 106, 114.) Статья Генри помогает понять предварительные финансовые условия неомерянской деятельности.

3. ДАННЫЕ И МЕТОДЫ

3.1 Данные

Данные представлены 447 текстами, опубликованными на веб-портале Merjamaa (http://www.merjamaa.ru/), который является главным информационным каналом мерянского сообщества. Данные включают все тексты, опубликованные на портале между апрелем 2010 г. (когда был основан веб-сайт) и апрелем 2012 г. Более того, данные также включают все тексты, размещённые между 2013 - 2015 гг. и в 2018 г.

Метод выборки исследования основан на принципах теоретической выборки. Таким образом, интерпретационные теории строятся на новых появляющихся данных, а новые образцы выбираются с целью исследования и развития этой теории (Маршалл 1996, стр. 523). Решение отбора образцов данных из разных непрерывных промежутков времени было принято с целью повышения обоснованности работы. Обоснованность относится к вопросу о том, действительно ли показатель, разработанный для оценки концепции, измеряет эту концепцию (Брайман 2016, стр. 158). Анализ данных показывает некоторую вариативность частотности отмеченных тематических категорий в разные промежутки времени (см. Приложение 1). Следовательно, значимые категории могут быть выделены только в рамках диахронного наблюдения.

Временные промежутки апрель 2010 - март 2012, 2013 - 2015 и 2018 были выбраны с целью получения репрезентативной выборки. Насыщение данных было достигнуто на протяжении анализа данных, когда похожие темы начали повторно появляться в разных текстах. Таким образом, для наблюдения были выбраны временные промежутки, относящиеся к разным фазам неомерянского движения. Промежуток апрель 2010 - март 2012 покрывает период первых двух лет существования портала Merjamaa, в то время как промежуток 2013 - 2015 относится к среднему этапу его развития. В конце концов, период 2018 г. отражает текущую ситуацию неомерянского движения. Это последний год, который можно проследить целиком.

3.2 Метод исследования

Основным исследовательским методом работы является тематический анализ. Тематический анализ - это форма распознавания образов, используемая в контент-анализе, где темы, возникающие из данных, становятся категориями для анализа (Робертс, Доуэлл, Джинг-Бао Ние 2019, стр. 1). Исследование применяет подход матрёшки, в котором данные сперва классифицируются в набор общих тематических категорий. На практике это включает тематическую классификацию текстов, опубликованных на портале Merjamaa. На этом этапе основное внимание уделяется частотности различных тем, так как это даёт общую картину неомерянской деятельности.

Следующий этап - разделение отмеченных общих тем по тематическим подкатегориям. Это позволяет детальнее подойти к теме волонтёрства, основной в нашем исследовании. Процесс включает определение тем, релевантных для фокуса исследования, исследовательского вопроса, контекста исследования и теоретической основы (Робертс, Доуэлл, Джинг-Бао Ние 2019, стр. 1). На данном этапе возможен анализ возникающих тематических подкатегорий в соотношении с теорией исследования. Темы, возникающие из данных исследования, относятся к различным типам капитала, описанным Пьером Бурдье (Бурдье, 1979, 1980): социальному, символическому или культурному. Следовательно, частота и тип различных тематических категорий раскрывают формы капитала, присутствующие и заметные в волонтёрской деятельности неомерянского движения.

Тематический анализ данных исследования проводится согласно принципам описательной статистики. Таким образом, количество единиц, принадлежащих к тематической категории, возникшей из данных, чётко выражено. Этот метод повышает достоверность исследования. Достоверность относится к непротиворечивости измерения понятия (Брайман 2016, стр. 157). Следовательно, хорошо описанная количественная методология, использующая некоторые компоненты качественных структур, делает исследование открытым к критике (см. Робертс, Доуэлл, Джинг-Бао Ние 2019, стр. 2).

3.3.1 Тематические категории

Опубликованные на портале Merjamaa в периоды апрель 2010 - март 2012, 2013 - 2015 и 2018 гг. тексты можно разделить на десять тематических категорий:

1. Представление текущей проблемы: 111 ед.
2. Представление места или региона: 104 ед.
3. Культурные черты: 55 ед.
4. Презентация материала: 35 ед.
5. Портрет персоны: 34 ед.
6. Этническая группа: 26 ед.
7. Религия или культ: 26 ед.
8. Лингвистика: 26 ед.
9. Археология: 22 ед.
10. Культурная эра: 8 ед.

Категория "Представление текущей проблемы" - самая многочисленная из всех. Она включает различные подкатегории (см. Приложение 2), общим для которых является относительная релевантность темам, которые они затрагивают. Эта релевантность обусловливает важность данных подкатегорий при изучении деятельности неомерянского движения. Подкатегории "Краеведческие экскурсии" и "Автомобильные туры" включают статьи, связанные с краеведческой деятельностью движения. Тексты подкатегорий "Выставки культуры и искусства" и "Фестивали", со своей стороны, иллюстрируют этнофутуризм, являющийся культурной основой неомерянской деятельности. Более того, подкатегория "Новая публикация" время от времени включает информацию о книгах, опубликованных мерянскими активистами.

Тематическая категория "Представление места или региона" включает статьи, рассматривающие определённое место или регион с разных перспектив. Статьи в этой категории обычно основаны на краеведческой экскурсии или серии экскурсий, состоявшихся задолго до написания материала. С помощью этих статей можно изучить краеведческую деятельность неомерянского движения. Тематическая категория "Презентация материала" также важна в плане наблюдения за издательской деятельностью движения.

3.3.2 Источники текстов

Тексты, опубликованные на портале Merjamaa, можно также классифицировать с точки зрения их оригинального источника или жанра (см. Приложение 3). Краеведческий блог может быть "совместным трудом, вращающимся вокруг центральной темы" (Мак Ритчи 2012, стр. 89). Следовательно, портал Merjamaa - это платформа, на которой возможно публиковать тексты из различных источников.

В большинстве случаев (269) опубликованные на портале Merjamaa тексты написаны самими активистами. Категория "Академическая статья" (53 ед.), в свою очередь, включает тексты, опубликованные в научных изданиях либо написанные кем-то, чья научная степень упомянута в тексте. Более того, эти статьи по своим структуре и стилю следуют установленным академическим принципам. Категория "Текст из медиа-ресурсов" (55 ед.) включает тексты, впервые появившиеся в газете, журнале или на ТВ- или радио-канале.

Всего 31 статья, опубликованная на портале Merjamaa, впервые увидела свет на веб-страницах различных информационных проектов. Особо важными веб-ресурсами являются финно-угорский инфопортал Finugor и мерянский арт-портал "МеряМир". Более того, 19 текстов были изначально опубликованы на интернет-страницах прочих гражданских организаций, а 17 текстов - размещены публичными учреждениями: в официальных информационных каналах государственной администрации, областей и муниципалитетов. В конце концов, три опубликованных на портале Merjamaa текста впервые увидели свет в одном из блогов о путешествиях.

Оригинальный источник или жанр текста, опубликованного на портале Merjamaa, принимался во внимание при выборе различных тематических категорий для исследования. Высокая доля текстов, написанных активистами-краеведами, показывает, что определённая тематическая категория является выдающимся примером неомерянского волонтёрства. К примеру, в тематической категории "Представление места или региона" 74,04% материалов написаны активистами, в то время как наибольшая доля статей, созданных активистами, 88,57%, отмечена в категории "Презентация материала".

Доля написанных активистами статей была заметно ниже в других тематических категориях. В таких категориях, как "Этническая группа" (50%), "Портрет персоны" (51,43%), "Культурные черты" (53,57%) и "Религия или культ" (56%), всего лишь около половины статей были написаны активистами, а самая низкая доля подобных материалов была отмечена в категории "Археология" (14,29%). Относительно низкая доля написанных активистами статей повлияла на решение исключить данные категории из процесса анализа.

Кроме того, категория "Культурная эра", несмотря на высокую долю статей, написанных активистами (62,50%), была исключена по причине небольшого количества содержащихся в ней материалов (8) и её тематической близости к категории "Представление места или региона". В свою очередь, категория "Представление текущей проблемы" была выбрана для анализа. Несмотря на то, что довольно небольшая доля материалов этой категории написана активистами (58,56%), это разнообразная категория и отобранные для анализа статьи были по большей части написаны именно активистами.

3.4 Теория исследования

Исследование базируется на теориях Пьера Бурдье о социальном, культурном и символическом капитале. Согласно Бурдье, социальный капитал - это сущность текущих или потенциальных ресурсов, которые лежат в институционализированных сетях. Иными словами, социальный капитал относится к принадлежности к группе, объединённой постоянными и выгодными связями. (Бурдье 1980, стр. 2). Культурный капитал, в свою очередь, может быть определён как собственность, ставшая бытиём, существенной частью личности (Бурдье 1979, стр. 4). Таким образом, стоит вопрос о габитусе, поведенческой тенденции, превращающей существенные, социально обусловленные характеристики личности в стабильный образ жизни (Бурдье 1998, стр. 150 - 151). В конце концов, символический капитал означает любое качество, которое становится символически эффективным, будучи наблюдаемым социальными субъектами с помощью подходящих средств наблюдения и оценки (там же, стр. 165).

Основная цель исследования - выяснить, каким образом волонтёрство создаёт культурный и символический капитал с целью воспроизведения мерянского наследия. Следовательно, статья Бурдье о культурном и социальном воспроизведении (Бурдье 1971) обеспечивает оптимальный подход к теме. Согласно Бурдье, накопленное наследие, полученное от предыдущих поколений, принадлежит исключительно лицам, способным его принять. Следовательно, получение сообщения и достижение культурно организованной компетентности, необходимой для его получения, подчиняются одним и тем же законам. Это приводит к циклу, в котором культурный капитал заканчивается культурным капиталом. (там же, стр. 47, 53.) Предположение исследования: мерянство как форма социального капитала тесно переплетено с созданием культурного капитала, необходимого для принятия мерянской идентичности.

Продолжение следует.

Автор: Аапо Кихланки. Кентский университет, Великобритания.

Магистерская диссертация в рамках Школы социальной политики, социологии и социальных исследований Факультета социальных наук.

Перевод с английского: Оли Шепиш. Merjamaa.

Аапо Кихланки. В поисках Мерямаа: II Часть. Современное мерянство в искусстве и культуре

Категория: Новости Мерянии | Просмотров: 209 | Добавил: merjanyn | Теги: краеведение, меря, Социология, этнофутуризм, Идентичность, неомеряне | Рейтинг: 5.0/2
СТАНЬ МЕРЯ!

ИНТЕРЕСНОЕ
ТЭГИ
мерянский Павел Травкин чашечник меря финно-угры чудь весь Merjamaa Меряния финно-угорский субстрат вепсы История Руси меряне суздаль владимир история марийцы мари Ветлуга Ростов Великий ростов новгород Русь экология славяне топонимика кострома КРИВИЧИ русские Язычество камень следовик синий камень камень чашечник сакральные камни этнофутуризм археология мурома Владимиро-Суздальская земля мерянский язык ономастика Ростовская земля балты финны городище Векса озеро Неро краеведение православие священные камни этнография святой источник общество Плёс дьяковцы Ивановская область регионализм культура идентитет искусство плес ингрия антропология россия москва ярославль мифология вологда лингвистика Марий Эл будущее Унжа вятичи Залесье волга поэзия нея галич деревня туризм север мерянский этнофутуризм Древняя Русь шаманизм латвия русский север иваново буй капище Ярославская область Языкознание реконструкция скандинавы средневековье Европа магия Этногенез коми старообрядцы Костромская область христианство
Статистика
Яндекс.Метрика