Понедельник, 23.12.2024, 16:02 | Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость

Главная » 2014 » Декабрь » 3 » В.В. Бейлекчи О финно-угорских топонимах в Муромском Поочье
18:49
В.В. Бейлекчи О финно-угорских топонимах в Муромском Поочье

 
Финно-угорская топонимика Муромского Поочья изучена слабо. Предшествующие исследователи проблемы неуверенно определяли географические границы Муромского края и неполностью использовали фонд источников. Автор уточняет границы Муромского края и выделяет на его левобережье 33 гидронима и ойконима несомненно финно-угорского происхождения. Особенности этих топонимов свидетельствуют о том, что у летописного племени мурома (VI - XI вв.) был свой язык, который отличался от языков соседних финно-угорских этносов. Вывод автора подтверждает сведения вводной части "Повести временных лет". Согласно данным археологии и судя по отсутствию в левобережье Муромского края характерных древних мерянских, мордовских и марийских топонимов, эта территория была заселена только муромой.

Тема топонимики Муромского края в разное время привлекала внимание А.И.Попова, В.Н.Мартьянова и Д.Т.Надькина, А.Альквист, Н.В.Морохина, В.С.Кулешова1.

В статье А.И.Попова "Топонимика древних мерянских и муромских областей" была дана общая характеристика топонимической ситуации в Костромской, Ярославской, Московской, Владимирской областях и выделен слой названий финно-угорского происхождения, однако собственно муромская территория не рассматривалась . Задачи статьи В.Н.Мартьянова и Д.Т.Надькина "Об этнической принадлежности населения рязанского и муромского Поочья I тыс. н. э." были полностью отражены ее названием; авторы на основе анализа лингвистических, этнографических и археологических источников убедительно представили генетическое родство раннесредневекового населения рассмотренных территорий и мордвыэрзи, выделив на Средней и Нижней Оке финно-угорские гидроформанты "-ур" и "-лей/-ляй" (последний - возможно балтского корня) в правобережье Оки . Поволжские исследования А.Альквист (г. Хельсинки) органически включали анализ топонимии, а вопрос происхождения этнонима "мурома" и урбонима "Муром", на мой взгляд, был освещен ею исчерпывающе.
 


 
В книге Н.В.Морохина "Нижегородский топонимический словарь", широко раскрывшей финно-угорский пласт топонимии правобережья Нижней Оки, были приведены несколько ойконимов в Вачском и Навашинском районах Нижегородской обл., потенциально происходящих из языка муромы . В статье "О происхождении этнонима мурома и о топонимах муромской округи" В.С.Кулешов на фоне общих сомнений в финно-угорском происхождении археологической культуры и этнонима летописной муромы пришел к выводу об отсутствии в Муромском Поочье достоверно финно-угорских топонимов .

Всем этим исследованиям были присущи одни и те же "узкие" места: неуверенное определение границ территории Муромского края и использование неполного фонда источников.

Естественные географические границы Муромского края - основной территории обитания летописной муромы в VI - XI вв. - определены по археологическим и письменным источникам . Имеет смысл еще раз их описать.
 

С западной стороны Муромский край ограничивается Окско-Цнинским валом. С север-ной стороны граница края в левобережье р. Ока проходит по краю Нижнеокской низины. С южной стороны левобережье ограничено прибрежными Дмитриевыми горами. С восточной стороны в правобережье Оки граница с севера проходит от линии г.Павлово по краю лесов, а в южной части продолжается по краю Окско- Цнинской низины.

Следует отметить, что не все исследователи согласны с моим мнением о сплошном характере заселения муромой нижнеокских земель в описанных пределах. Так, А.Е.Леонтьев, выделивший отдельные освоенные местности в границах "мерянской земли", высказал предположение об аналогичной ситуации в системе расселения муромы, что получило дальнейшее развитие в его работах8. К этой точке зрения необходимо вернуться позже.

Фронтальный анализ топонимов Муромского края привел меня к выводам об отсутствии на данной территории двусоставных названий с формантами "-бал", "-бол" и "-кол" мерянского происхождения, а также топонимов с эрзянским формантом "-лей" в муромском левобережье Оки9.
 

В этом свете весьма интересен следующий ряд ойконимов, которые Н.В.Морохин отнес к муромских, указывая их финно-угорское, в целом, происхождение и руководствуясь локализацией в правобережье муромского Поочья.

-    Валтово и Валтырево, деревни - патронимы от мордовского языческого женского имени Валтава; либо связаны с муромским корнем, аналог которого есть в марийском ("валташ") и эрзянском ("валтамс") - "спускаться"10.

-   Вареж, село - патроним от финно-угорского (муромского?) имени Вараш, имеющего аналогии в марийской и мордовской оно- мастике ;

-  Вастрома, деревня - возможно муром-ское происхождение от корня, сходного с эрзянским "вастомс" - "встретить" 12;

-  Жайск, поселок - патроним от финно- угорского (муромского?) языческого имени Ашай/Ошай ;

-    Нершево, село - от финно-угорского (муромского?) корня "нер/нерь" - "нос, клюв, рыло" или патроним от мордовского мужского языческого имени Нарус(ш) ;

-    Салавирь, деревня - от эрзянских слов "салай" - "похищение, кража" (также возможна финно-угорская основа "сола/сала" - "поселе-ние" - В.Б.) и "вирь" - "лес"; вероятно муромское происхождение .
 

Для топонимического исследования края заманчивым представляется использование впечатляющих по объему мордовского и марийского языческих ономастических сводов, а также толкование топонимов из современных языков поволжских финнов. И все же, данная методика, примененная Н.В.Морохиным к материалам Нижегородской области, на территории левобережья Муромского края может быть использована только специалистами.
 

Пользуясь разработками Н.В.Морохина, В.Н.Мартьянова и Д.Т.Надькина, А.Альквист, можно выделить на левобережье Муромского края, в пределах и ближайшей округе Муромского, Селивановского и Меленковского районов Владимирской области, а также в северной зоне Касимовского района Рязанской области ряд гидронимов и ойконимов, финно-угорское происхождение которых максимально вероятно.
 
Топонимы с финно-угорскими гидро-формантами. Гидроформанты "-га/-да" :

-    Выжга, река ;17
-    Левенда, деревня ;
-    Шилтыга, местность в г. Меленки . Гидроформант "-еж" :
-    Вареж, деревня (возможно патроним от муромского (?) мужского языческого имени
     Вараш) .

Гидроформант "-ра" (небольшая речка) :22

-    Мотра, река . Гидроформанты "-са/-ша/-жа" (неболь¬шая речка) :
-    Верхоунжа, деревня ;
-    Виша, река и озеро (возможно происхождение от корня "вис" - "низина с источником")
     ;26
-    Ксегжа, река ; 28
-    Марса, ручей ;
-    Синжаны, деревня (возможно происхождение от корня "сен" - "заливная ложбина") ;
-    Унжа, река ;
-    Чуликса, деревня .Гидроформант "-ур", характерный для Средней и Нижней Оки :32
-    Санчур, ручей и село (возможно происхождение от корня "сан" - "высокое место" и
     основы "шор/шур" - "река") ;
-    Чаур, деревня . Гидроформант "-ух"35:
-    Тетрух, река36;
-    Вондух, река . 37
 


На этот гидроформант во Владимирской области обратил внимание А.И.Попов, сблизивший его с финно-угорским "речным" суффиксом "-юг(а)" и посчитавший его результатом русской передачи гидронимов 38. Интересно, что достаточно ранний Кочкинский могильник муромы (кон. VII - нач. VIII вв.) находится на р. Лух в Ивановской области, значительно севернее Муромского края 39.
 
Топонимы с финно-угорскими топоформантами. Топоформант "-ма" - "земля, территория" :40

-    Морозима, река41.
 
Топоформант "-та"42:

-    Поташ Старый и Новый, деревни (воз-можно происхождение от корня "по/пу/бу" -
     "вода, река, озеро")43.
 
Топоформант "-ус", характерный для Средней Оки44:

-    Индрус, река45;
-    Пьянгус, деревня46;
-    Урюсево, деревня (возможно происхо-ждение от корня "ур" - "возвышенность, речка
     текущая с возвышенности ) ;47
-    Чармус, река48.
 

Топонимы, происходящие от финно-угорских основ и корней.

-    Амосово, деревня (возможно происхождение от корня "мос" -источник ) ;49
-    Важель, река (возможно происхождение от основы "важ" - "корень, исток" и корня "ела"
-    "лесная речка") ;
-    Вареха, ручей (возможно происхождение от корня "ех" - "русло реки, ложбина") ;
-    Выкуши, деревня (возможно происхождение от корней "выкса" - "поток, течение,
     протока" или "векса" - "река, вытекающая из озера") ;
-    Икшево, деревня (возможно происхождение от "икше" - "холодная вода") ;
-    Моцкое Большое и Малое, озера (возможно происхождение от корня "мос" - "источник")
-    Сала Большая, деревня (возможно происхождение от "сола/сала" - "поселение") ;
-    Сенька, ручей (возможно происхождение от корня "сен" - "заливная ложбина") ;
-    Тумовка, бывшая деревня (возможно происхождение от "тумо" - "дуб") ;
-    Урваново, озеро и село (возможно происхождение от "урёв" - "место слияния двух
     речек, ручьев") ;
-    Чернуха, река (возможно происхождение от корней "чер" - "капля" и "нук/нух/нюк"
-    "овраг, ложбина") .

Не находят пока параллелей гидронимы с формантом "-на" - Ушна, Илевна, Райна .
 

Приведенный ряд топонимов финно-угорского происхождения достаточно представителен: вместе с местными названиями, созвучными корням и основам из языков мордвы (претендующими на отдельное исследование), он составляет около трети гидронимов и приблизительно шестую часть ойконимов очень скромной по размерам территории левобережья Муромского края.

Показательно, что рассмотренные топонимы микрорегиона не выявляют тенденцию тяготения к какому-либо из ныне существующих языков поволжских финнов, а, скорее, относятся к общему финно-угорскому наследию. Это может быть свидетельством древности и самобытности их происхождения, то есть реальной лингвистической дифференциации древней муромы.

Таким образом, косвенно подтверждается сообщение вводной части "Повести временных лет": ".А по Оце реце, где втечеть в Волгу, мурома язык свой, и черемиси свой язык, моръдва свой язык"61.
 

Очень небольшая площадь левобережных земель Муромского края, а также отсутствие крупных мордовских или марийских анклавов в среде славянского и уже славянизированного населения, появившегося на этой территории в сердневековье и ассимилировавшего мурому, позволяют говорить о полной ее освоенности муромой в VI - X вв., невзирая на относительную сегодняшнюю неполноту археологических источников. Не вызывает со-мнений прибрежный тип раселения здесь муромы, характерный хозяйственно-культурному типу с экстенсивным землепользованием и определяющий широкий охват прилегающих угодий.

Все это, наряду с общепризнанным доминированием на данной территории в VI - X вв. археологической культуры муромы, позволяет не согласиться с мнением А.Е.Леонтьева об отдельных освоенных местностях Муромского края.

Собственно говоря, даже в правобережных могильниках муромы (на территории Нижегородской области) индикаторы влияния проживавшей неподалеку мордвы прослеживаются только в единичных случаях.

Мнение же В.С.Кулешова об отсутствии в Муромском Поочье финно-угорского топонимического наследия, при всем уважении к автору, представляется по меньшей мере слабо аргументированным.
 

Ссылки:

1 Попов А.И. Топонимика древних мерянских и муромских областей // Географическая среда и географические названия. Сборник статей. - Л.: 1974; Мартьянов В.Н., Надькин Д. Т. Об этнической принадлежности населения Рязанского и Муромского Поочья I тыс. н.э. // Археологи¬ческие памятники мордвы I тысячелетия н.э. Сборник статей. - Саранск: 1979; Альквист А. Инструкция и во¬просник по сбору материалов для исследования финно- угорского субстрата Средней России (Ростовский и Пере- славский районы Ярославской области). - Хельсинки: 1996; Она же. От Мурома до муураме: происхождение этнонима мурома // Уваровские чтения - III. Материалы конференции. - Муром: 2001; Морохин Н.В. Нижегородский топонимический словарь. - Н. Новгород: 1997; Кулешов В. С. О происхождении этнонима мурома и о топонимах муромской округи // Уваровские чтения - V. Материалы конференции. - Муром: 2003.
2 Альквист А. Инструкция и вопросник...; Она же. От Мурома до муураме...
3 Морохин Н.В. Указ. соч.
4 Кулешов В. С. Указ. соч.
5 Нижегородская область... Карта 34; Морохин Н.В. Указ. соч. - С. 70.
6 Нижегородская область... Карта 33; Морохин Н.В. Указ. соч. - С. 89.
7 Бейлекчи В.В., Родин В.В. Муромский край и племя мурома // Нижегородские исследования по краеведению и археологии. - Н. Новгород: 2004. - С. 39 - 42, рис. 2; Бей¬лекчи В.В. Древности летописной муромы (погребальный обряд и поселения). Учебное пособие. - М.-Муром: 2005. - С. 10, 11.
8 Леонтьев А.Е. Археология мери. К предыстории Северо-Восточной Руси. - М.: 1996. - С. 292.
9 Бейлекчи В.В., Родин В.В. Указ. соч. - С. 42, 43; Бейлекчи В.В. Указ. соч. - С. 11.
10 Нижегородская область. Топографическая карта. Масштаб 1:200000. 439 ЦЭВКФ, 2000. Карты 33, 42; Морохин Н.В. Указ. соч. С. 69.
11 Епанчин АА. Топонимика Мурома и его окрестностей. - Муром: 2001. - С. 19.
12 Морохин Н.В. Указ. соч. - С. 151.
13 Владимирская область. Карта 22; Морохин Н.В. Указ. соч. - С. 151.
14 Владимирская область. Карта 22; Рябова В.А., Серков А.П.,
15 Бейлекчи В.В. Указ. соч. - С. 61.
16 Морохин Н.В. Указ. соч. - С. 57, 72 и др. Владимирская область. Карта 27.
17 Владимирская область. Карта 29.
18 Владимирская область. Карта 26; Морохин Н.В. Указ. соч. - С. 174.
19 Владимирская область. Карты 27, 29.
21 Владимирская область. Карта 29; Морохин Н.В. Указ. соч. - С. 170, 206.
22 Владимирская область... Карта 29.
23 Владимирская область. Карты 20, 21; Морохин Н.В. Указ. соч. - С. 79, 108, 128.
24 Владимирская область. Карты 26, 27; Морохин Н.В. Указ. соч. - С. 170.
25 Владимирская область. Карта 29; Морохин Н.В. Указ. соч. - С. 79; Альквист А. Инструкция и вопросник... - С. 29.
26 Владимирская область. Карта 26; Морохин Н.В. Указ. соч. - С. 210.
27 Владимирская область. Карта 27; Морохин Н.В. Указ. соч. - С. 178.
28 Владимирская область. Карты 26, 27; Морохин Н.В. Указ. соч. - С. 174.
29 Владимирская область. Карта 28; Морохин Н.В. Указ. соч. - С. 184, 189.
30 Владимирская область. Карта 28; Альквист А. Инструкция и вопросник. - С. 29.
31 Владимирская область. Карты 26, 27; Морохин Н.В. Указ. соч. - С. 140, 144, 198
32 Владимирская область. Карты 20 - 22, 27, 28.
35 ПоповА.И. Указ. соч. - С. 20.
36 Владимирская область... Карты 20, 21.
37 Там же. Карта 21.
38 ПоповА.И. Указ. соч. - С. 20.
39 Ерофеева Е.Н., Травкин П.Н., Уткин А.В. Кочкинский грунтовый могильник // Этногенез и этническая история марийцев. Сборник статей. - Йошкар-Ола: 1988. - С. 99.
40 Морохин Н.В. Указ. соч. - С. 69, 107.
41 Владимирская область. Карты 21, 22.
42 Морохин, 1997. Указ. соч. - С. 88, 89.
43 Владимирская область. Карта 22; Морохин Н.В. Указ. соч. - С. 97, 98.
44 Морохин Н.В. Указ. соч. - С. 184.
45 Владимирская область... Карта 22.
46 Там же. Карта 26.
47 Владимирская область. Карта 27; Морохин Н.В. Указ. соч. - С. 192.
48 Владимирская область. Карта 26.
49 Владимирская область. Карта 27; Морохин Н.В. Указ. соч. - С. 62, 136.

Источник: Известия Самарского научного центра Российской АН. Т. 10, №4, 2008
Категория: Новости Мерянии | Просмотров: 5398 | Добавил: merja | Теги: Ока, мурома, финно-угры, топонимика, муром, гидронимия, меря | Рейтинг: 4.5/8
СТАНЬ МЕРЯ!

ИНТЕРЕСНОЕ
ТЭГИ
мерянский Павел Травкин чашечник меря финно-угры чудь весь Merjamaa Меряния финно-угорский субстрат вепсы История Руси меряне суздаль владимир история марийцы мари Ветлуга Ростов Великий ростов новгород Русь экология славяне топонимика кострома КРИВИЧИ русские Язычество камень следовик синий камень камень чашечник сакральные камни этнофутуризм археология мурома Владимиро-Суздальская земля мерянский язык ономастика Ростовская земля балты финны городище Векса озеро Неро краеведение православие священные камни этнография Плёс общество дьяковцы Ивановская область регионализм культура идентитет искусство плес ингрия антропология россия москва ярославль мифология вологда лингвистика Марий Эл будущее Унжа вятичи Залесье волга поэзия нея галич деревня туризм север мерянский этнофутуризм Древняя Русь шаманизм латвия русский север иваново буй капище Ярославская область Языкознание реконструкция скандинавы средневековье Европа магия Этногенез коми старообрядцы Костромская область христианство Социология
Статистика
Яндекс.Метрика