Воскресенье, 22.12.2024, 13:02 | Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость

Главная » 2010 » Ноябрь » 22 » Велес и Никола – Место встречи изменить нельзя?
13:03
Велес и Никола – Место встречи изменить нельзя?
Земли, где почитался балтский Велс/Вельняс, Велес залесья и эрзянский Веле-паз (бог селений) образуют широкую непрерывную дугу, тысячу лет назад отмечавшую границы Киевской Руси. В этой связи показательно, что в договоре Олега Вещего с византийцами 911 года воины (среди которых были финно-угры) клялись Перуном и Велесом, а в договоре 941 года с князем Игорем, в войске которого уже не было чуди, мери и веси, воины клянутся только Перуном.

В случае с Велесом христианизация должна была решать весьма непростую задачу, так как Велес, почитаемый на огромной территории, в каждой местности отличался своеобразием и при этом сочетал дуалистические черты. Для замены Велеса на христианского святого монахам нужен был сходный дуалистический персонаж из Библии, но ведь его нет!
 
 

Наверное, кто-то случайно или после долгих размышлений обратил внимание, что библейским носителем дуализма для финно-угорских народов может служить имя святого Николая в форме Микула. Это имя соединяет бога Неба и Темного бога: Юма и Куль. Точности ради надо сказать, что последний, правда, сейчас известен не во всем финно-угорском мире, а у Манси и Коми, но ведь, с другой стороны, Коми граничит с Архангельской областью.

  В христианских памятниках Залесья можно найти чрезвычайно любопытные рисунки. Темная ипостась Велеса в облике Куля продиктовала образ Владыки Преисподней, а Юма оказался рядом с Христом (подпись над фигурой святого справа от Христа однозначно читается «Иома»). Но, может быть, это пророк Иона? Нет, так как он в деисусном чине никогда рядом с Христом не изображается. Тогда, возможно, это Иоанн Предтеча, который как раз должен находится на этом месте? Но тогда как объяснить такую ошибку в написании - Иоанн - Иома? Зато именно в русском деисусном чине место Иоанна Предтечи рядом с Христом может занимать Микола, что возвращает нас в исходную точку.

В начале статьи изображена миниатюра – из лицевого свода XVI века «Жития преподобного Сергия Радонежского», написанного монахом Епифанием Премудрым. Случайно ли, что Епифаний жил сначала в Ростове, затем в Троицком монастыре – исконно мерянских краях?
  В этом же источнике видим занятную персонификацию Солнца и Луны в иконографии, опять-таки сильно напоминающей Велеса. То, что кони – традиционные символы солнца - здесь запряжены в лунную колесницу, лишний раз указывает на проистекающий от двоеверия хаос в голове автора миниатюр.

А между тем цельный образ Велеса – Юма и Куля – Микулы существует давно. В былине «Вольга и Микула Селянинович». Никто из исследователей не нашел в себе сил признать, что и тот, и другой – Велес. Причем былина не только фиксирует начало раздвоения цельного дуалистичного образа, но и отражает встречу двух разных Велесов – Вельса балтов и Велеса чуди, мери и веси. Именно на Вельса балтов больше всего походит Вольга, имеющий много общего с князем чародеем Всеславом Полоцким. А Микула однозначно связан с регионом чуди-мери-веси. В архаичных вариантах былины его называют Микула Сельганинович, а в олонецком крае сельга – лесистый кряж, раскорчеванное место. Пашет он сохой, а не плугом, сеет рожь, а не пшеницу. И, конечно, надо отметить «неподобающее» использование кобылы в первую очередь в качестве тягловой силы, а не как скакуна – тоже характерная черта Залесья. В непроходимых лесах и болотах Севера скакуна можно было использовать весьма ограниченно, хотя, конечно, он имел статусный характер – примерно как джип в Московских пробках.

Крайне любопытный эпизод о Микуле-Велесе "скотьем боге" есть в "Записках о Московии" немецкого наемника Генриха Штадена, там, где он рассказывает о походе Ивана Грозного на Новгород и Псков. Привожу цитату:

"К Нарве и ко шведской границе — к Ладожскому озеру — он отправил начальных и воинских людей и приказал забирать у русских и уничтожать все их имущество: и многое было брошено в воду, а многое сожжено. В эту пору было убито столько тысяч духовных и мирян, что никогда ни о чем подобном и не слыхивали на Руси. Великий князь отдал половину города на грабеж, пока он не пришел ко двору, где жил Микула.

Этот Микула — прожиточный мужик; живет во Пскове во дворе один, без жены и детей. У него много скота, который всю зиму ходит во дворе по навозу под открытым небом; растет и тучнеет. От этого он и разбогател. Русским он предсказывает многое о будущем. Великий князь пошел к нему на двор. Микула же сказал великому князю: "Довольно! Отправляйся назад домой!".

Великий князь послушался этого Микулы и ушел от Пскова обратно в Александрову слободу — со всеми деньгами, со всем добром и многочисленными большими колоколами." - Конец цитаты.
Неужели Грозный царь послушался обычного мужика, пусть и с пророческим даром? Конечно, царь был суеверен, но, например, Василий Блаженный отнюдь не диктовал ему те или иные поступки. Выходит, этот Микула был рангом несколько выше?
 
Категория: Новости Мерянии | Просмотров: 3317 | Добавил: merja | Рейтинг: 5.0/2
СТАНЬ МЕРЯ!

ИНТЕРЕСНОЕ
ТЭГИ
мерянский Павел Травкин чашечник меря финно-угры чудь весь Merjamaa Меряния финно-угорский субстрат вепсы История Руси меряне суздаль владимир история марийцы мари Ветлуга Ростов Великий ростов новгород Русь экология славяне топонимика кострома КРИВИЧИ русские Язычество камень следовик синий камень камень чашечник сакральные камни этнофутуризм археология мурома Владимиро-Суздальская земля мерянский язык ономастика Ростовская земля балты финны городище Векса озеро Неро краеведение православие священные камни этнография Плёс общество дьяковцы Ивановская область регионализм культура идентитет искусство плес ингрия антропология россия москва ярославль мифология вологда лингвистика Марий Эл будущее Унжа вятичи Залесье волга поэзия нея галич деревня туризм север мерянский этнофутуризм Древняя Русь шаманизм латвия русский север иваново буй капище Ярославская область Языкознание реконструкция скандинавы средневековье Европа магия Этногенез коми старообрядцы Костромская область христианство Социология
Статистика
Яндекс.Метрика