В журнале «Российская археология» 2009 (№2) (а вообще гораздо раньше) прошло сообщение об обнаружении массового захоронения (около 100 человек) на Стрелке в Ярославле; предположительно, это свидетельство татаро-монгольского нападения на город (1237 год).
Не было бы это сообщение чем-то выдающимся, если бы не одна деталь. Погибшие были названы «кривичами со слабой примесью аборигенной финно-угорской крови».
Очень занятно, что в разных публикациях, при совпадении прочих деталей, национальность указывается по-разному.
Это вызывает любопытство, и вот почему. Ярославль основан Ростовским князем Ярославом в 1010 году. Из кого должно было состоять население этого нового города? Ведь еще В.О. Ключевский отмечал, что «до половины XII в. незаметно прямого сообщения Киевской Руси с отдаленным Ростовско-Суздальским краем». Значит, Ярослав мог заселить город небольшим числом славян из своей южной дружины, варягами и местной мерянской дружиной из Ростова. Но, как видно, за 200 последующих лет все были ассимилированы бодрыми кривичами, которые, получается, успешно боролись и с мерянскими соседями с юга (из Ростова) и с востока (из Костромы – марийской страны, по В.И. Далю). При этом материальную помощь домовитые кривичи охотно принимали: в 1215 году первый каменный храм Ярославля построил именно Ростовский князь Константин Всеволодович.
Что ж, такие данные антропологов заставляют признать полное отсутствие кровных связей Киевской Руси и Ярославщины по крайней мере до середины XIII столетия.
Антропологи придумали множество «реконструкций» кривичей, которые «слегка» отличаются друг от друга даже у одного автора:
Но проводивших ярославские раскопки А. Бужилову и Н. Гончарову они не удовлетворили, так что пришлось выполнить еще одну. Только, похоже, они перестарались. Получившийся рисунок двух голов «кривичей» как две капли воды смахивает на парную (!) фотографию крестьян Ярославской губернии прошлого столетия. Такое впечатление, что с них «реконструкция» и срисована – ведь по поврежденному черепу 800-летней давности фантастично, мягко говоря, реконструировать мягкие ткани (уши, веки, щеки, губы, крылья носа) и хрящи (нос). Да, забыл еще эпикантус.
(смотрите фотографию 1)Получившееся сходство «реконструкции» с фотографией выходит за рамки теории вероятности. И уж тем более удивительно по таким скелетам определять «небольшую примесь финно-угорской крови».
Еще более занятна замена ярославских кривичей на ярославских же «вятичей», хотя она понятна. XIII столетие – время расцвета Ярославля. Непорядок! Да как же без славян-то! Если кривичи в массовом сознании начинают все-таки возвращать свои балтские черты, то вятичи пока еще декларируются славянами. Вопрос неоднозначен, но, как бы его не решать, он нисколько не противоречит не произнесенному главному выводу исследователей – о полном отсутствии кровных связей Киевской Руси и Ярославщины по крайней мере до первой половины XIII века.
А вятичи в своих курганах на берегах Москва-реки еще ждут своего часа.
«Вятичи сомнительно славянский народ. Доказательство в сильных сопротивлениях, ими оказываемых. Этого мнения придерживается Миллер и почти почитает их за чувашей, называющихся на мордовском наречии ведке, или за вотяков, обитавших сперва при Оке.»Н.В. Гоголь. «Наброски и материалы по русской истории»
«Вятичи и восточные кривичи представляли собой не столько славян, сколько ассимилированное славянами финское население»Т.А. Алексеева. «Антропологический состав восточнославянских народов и проблема их происхождения.//Этногенез финно-угорских народов по данным антропологии. – М.: Наука, 1974»
Очень интересно также исследование П.И. Якобия «Вятичи Орловской губернии».
Занятно, что один из главных исследователей вятичей А.В. Арциховский защищал кандидатскую диссертацию по вятичам на материале раскопок курганов не где-нибудь, а в Можайском районе у села Шишиморово, что по-марийски означает «Семь холмов». А между тем, говоря о самых известных из ближайших к нему мерянских пунктов, достаточно упомянуть деревню Меры в 40 км в сторону Истры, а в 50 – Звенигород, в музее которого находится большая коллекция мерянских шумящих подвесок из раскопок в местном городище.
Казалось бы, при чем здесь финно-угры?
Илья Ильм. http://ilya-ilm.livejournal.com/3527.html