Верховный карт Александр Таныгин, подняв лицо вверх, читает молитву
В последние годы языческое движение в странах Европы стало приобретать массовый характер. В некоторых странах местные языческие организации даже удостаиваются государственного признания. Но чаще всего такое язычество — это в большей степени субкультура. Республика Марий Эл выгодно выделяется на этом фоне тем, что в ней действительно сохранены традиционные дохристианские верования.
Языческие погребения мари
Марийцы, называвшиеся до революции 1917 года черемисами, долгое время противостояли имперской христианизации. Например, в начале 20-го века на Урале, куда в 18 и 19 веках бежали от христианизации марийцы, на реке Сылва (сейчас Пермская и Свердловская области) православным попам удалось крестить лишь небольшую часть жителей.
Мари остались верны своим языческим богам и сохранили свою веру даже при советской власти. В 1957 году, при Хрущёве, во времена второй волны антирелигиозных гонений мари совершили массовое языческое моление в роще у села Купран-Сола (Куприяново). Марийское язычество сейчас более аутентично, чем языческие культы других финно-угров России и всех других европейских народов в целом.
Марийская традиционная религия ( МТР) по-марийски называется Марий Юмын йÿла. Она с каждым годом привлекает к себе большее внимание не только марийцев и их финно-угорских соседей, но и русских, чувствующих в себе зов финно-угорских предков. На молениях всё чаще можно встретить и славянских родноверов, возрождающих славянскую часть общего русского наследия. Сегодня, по данным официальной статистики, среди жителей республики 67,3% православных, 14% язычников (чимари) и 5% мусульман. При этом значительная часть православных марийцев на самом деле является двоеверцами. Формально они крещены, и иногда посещают церковь, но все связанные со своим жизненным циклом обряды совершают в священных рощах. Двоеверцы не делают различий между «русским» Богом и языческим Ош Кугу Юмо, поклоняясь обоим как одному и тому же Творцу. По свидетельствам православного духовенства, некоторые двоеверцы и по сей день приносят в церковь жертвенных гусей, которых жертвуют изображению «грозного бога с ружьем», то есть иконе святого Георгия Победоносца.
Есть среди мари и религиозные реформаторы, которые относятся к возникшему в XIX веке религиозному направлению Кугу сорта («Великая свеча»): его приверженцы отказались от приношения в жертву животных. МТР зарегистрирована официально как общественная организация. В регионах России существует около 100 религиозных общин МТР. В самой Марий Эл 500 священных рощ получили статус охраняемых памятников. Существует целое жреческое сословие, выпускается литература. Не редко на моления приходят не только марийцы, но и русские, татары, чуваши. Как сказал в одном из интервью карт Альберт Рукавишников, возглавляющий общины Куженерского района Марий Эл: « К нам могут приходить разные люди. У кого есть проблемы – он может обратиться к богу с просьбой и, если она будет искренней, бог поможет человеку. Русские сегодня потеряли свою традиционную веру, мы же ее сохранили. Поэтому с каждым годом наша вера привлекает все большее внимание».
Дорога к роще начинается от деревни Большая Коклала
В течение всего года мари проводят несколько молений, среди которых главным считается Всемарийское моление Тÿня Кумалтыш — завершающее годичный цикл религиозных обрядов. В этом году из Москвы на него отправился актив мерянского краеведческого общества «Metsa Kunnta». Моление Тÿня Кумалтыш было проведено 7 ноября в роще деревни Большая Коклала Сернурского района Республики Марий Эл.
Над рощей поднимаются дымы ритуальных костров
Организация моления выглядит так: рано утром в священную рощу приходят карты и их помощники из числа членов местной общины. Карты выбирают Онапу — священные деревья, через которые молитвы людей будут услышаны Богами. В этом году жрецы выбрали пять таких Онапу – больших старых деревьев. Вблизи этих деревьев ставятся длинные столы-помосты, на которые укладывается принесенный людьми для освящения пресный выпеченный хлеб.
Онапу
Рядом же на длинных перекладинах вешаются с той же целью принесенные платки, покрывала, полотенца. На длинных рядах костров варят жертвенных животных и принесенных верующими гусей, а также варится каша. Всю работу исполняют только мужчины.
Общий вид рощи
Жители соседних деревень добираются до места действия пешком или на тракторах, горожане — на автомобилях.
Пока варится жертвенное мясо, верующие общаются с картами, прося благословения или советуясь с ними.
После начинается обряд моления. Его участники просят верховного бога МТР Ош Поро Кугу Юмо («Великий добрый белый бог») и других богов о благополучии народа, плодородии и урожайности полей и скота, успехах в делах и начинаниях.
Пришедшие на моление люди обламывают молодой ельник. Во время молитвы надо вставать на колени, а в почти зимних условиях лучше подложить под колени лапник.
Народ группируется около помостов с приношениями, с началом богослужения люди опускаются на колени. Карты выходят вперед, выполняя роль посредников между земным миром и небесным миром богов, они читают молитвы. Люди периодически кланяются, снимая с головы шапки. Примерно через 25 минут чтение молитв заканчивается, и верующие разбирают освященный хлеб и идут к кострам, где им наливают полные миски жирного бульона с кусками мяса. Чуть погодя раздаётся каша. Вся роща покрывается усевшимися на землю людьми.
Оставшиеся в процессе готовки кости и внутренности животных и птиц, перья гусей отправляются в огонь. Души жертвенных животных и птиц уходят на небеса, туда же устремляется дым от сжигаемой плоти – они воссоединяются на небе, где предстают перед богами.
Колода - улей. Пчеловодство в МТР считается богоугодным делом
Рядом с рощей находится мрачный еловый лес. По поверьям там находится одно из жилищ Керемета
Хотя в МТР нет четкой системы предписаний, как в христианстве, существуют моменты, регулирующие жизнь каждого верующего марийца — в их числе запреты на совершение плохих поступков, убийств, краж. «Нельзя также ругаться, плеваться, драться. Даже думать плохое нельзя и желать плохого нельзя, — подчеркнул в беседе один из картов, – в священную рощу надо приходить с чистой душой, за неделю до моления нельзя пить спиртные напитки, курить и сквернословить — и неделю после моления тоже».
Надпись на машине - Юмо арале - Помогай Бог!
Как поясняют карты, основной принцип жизни человека, заложенный в МТР, — это существование в гармонии с природой, а не господство над ней, как это провозглашается утверждённой на христианстве европейской цивилизацией. Жизнь язычника мари заключается в умении соответствовать движению Космоса. Мир изначально совершенен, его не нужно переделывать. Также в марийской религии существует статус святых. Таким статусом обладает легендарный Курык Кугыза («Хранитель горы»), который в древние времена научил марийский народ всему необходимому для жизни и указал, как надо молиться богам. Статус святых за особые заслуги могут получить и простые люди.
После моления, порядком замерзнув, мы устремились на машине в Йошкар-Олу. Никакого явного эффекта на физическом уровне от нахождения в роще мы не почувствовали, поскольку мы не марийцы и с детства не знакомы с Марий Юмын йÿла, но всё произошедшее оставило в душе очень теплый, добрый отпечаток. Мне тогда подумалось: ещё каких-нибудь 300 лет назад в Костромской земле так же молились в рощах, проводя обряд на ещё живом мерянском языке, мои родные прадеды и прабабки. Древняя вера народа мари соединяет нас, мерянских потомков, с поколениями наших Предков, и значит, у нас есть Будущее. Мари смогли пережить самые суровые испытания последних пятисот лет и сохранили свою культуру. И я уверен, их культура поможет нам, их соседям, вспомнить и осознать свои древние Корни.
|