Николай Макаров, академик РАН, директор Института археологии РАН: загадка отношений славян и финнов в ранней русской истории давно занимает ученых. Над этой темой работало несколько поколений археологов, но картина лишь усложнялась. И вот совсем недавно российские ученые совершили настоящий прорыв. Но прежде, обратимся к истории вопроса.
Когда-то Уваров, начиная раскопки во Владимиро-Суздальском ополье ставил задачу найти архетип славянской древнерусской культуры, но спустя 17 лет после завершения раскопок, он издал труд «Меряне», он решил, что все те многообразные древности, которые он нашел, не принадлежали славянам, они принадлежат финнам.
Ключевский посвятил один из своих исторических очерков взаимодействию финов и славян. Он писал, что встреча Руси и Чуди – одно из главных событий главной русской истории. Он исходил из того, что финны внесли очень большой вклад в историю ранней Руси. Во-первых, это физический вклад, это было многочисленное население – предшественники, которые влились физически в этот формирующееся население Северо-Востока. Во-вторых, это некий культурный вклад.
В последние годы, сотрудники института археологии РАН исследовали несколько памятников IX-XI века, которые как раз относятся к эпохе этого исторической встречи Руси и Чуди, в данном случае – Руси, Мери и Муромы и они получили новый материал, который не всегда легко находится.
Чудь – это обобщенное название древних финнов, у финнов было множество племен, как и у древних русских. Например, меряне – жили в районе ростовского озера, Мурома в районе Мурома, а на Белом Озере жила Весь, было немало и других племен. Раскопки под Муром Подболотьевского могильника открыли археологам картину финского поселения, существовавшее здесь ни одно столетие.
Это оседлое население, это милитаризированное население, на могильниках много оружия.
Это богатое население, которое клало в женские погребения большое количество украшений, монеты, очень богатые финские костюмы.
Финский костюм – это некий стиль, который включает в себя много цепочек, подвесок, своеобразных ожерелий, большинство украшений массивны, они имитируют плетения. Сегодня с большой уверенностью можно говорить, что это украшения именно финских женщин. Финский стиль это некая пышность.
В XI веке появляется древнерусский город Муром. Мы знаем – Муром место княжения Глеба, одного из сыновей Владимира. Вот это вот гнездо финских поселений, становится основой для формирования древнерусской земли. Археологи утверждают, что найденные финские вещи XX века образно говоря, маркируют участие финов в образовании новой древнерусской общности. Это открытие, наконец, вносит ясность в давний спор.
Последние находки археологов помогают нам понять, что в древности, существовала огромная финно-угорская общность, которая занимала территорию от западной Сибири до северной Норвегии. Все это можно было бы считать финским миром, если бы не одно обстоятельство. В раннее время он был расколот на отдельные части, которые теряли друг друга, потом снова находили, и нам очень интересно, как раз по этим украшениям прослеживать эти контакты внутри между отдельными финскими группами – что включалось в древнерусскую культуру, что не включалось.
Ключевский, не только назвал встречу Руси и Чуди исторической, он высказала еще одну программную мысль, утверждая, что эта встреча не носила характер военного столкновения лишь по одной причине – финны были очень миролюбивы.
Последние работы археологов РАН опровергают утверждение Ключевского и ведут к совершенно новой концепции этого события...
Источник: http://book33.ru
|