25 ноября в Москве прошел пятый Общероссийский гражданский форум (ОГФ), посвященный в нынешнем году теме «Будущее России: федерация, регионы, города». Эксперты ОГФ обсуждали перспективы развития страны в ближайшие 5—15 лет. Одной из самых интересных дискуссий стал разговор между Алексеем Кудриным и мэром Москвы Сергеем Собяниным на тему «Будущее экономики страны: роль агломераций». На волне поднявшегося в сети шума редакция Merjamaa так же решила порассуждать о будущем экономики ЦФО, агломерациях и наших старинных верхневолжских городах:
Итак, историческая финно-славянская "Северо-Восточная земля, "Залесье", все последние 70 лет медленно вымирает. Ужасно жаль, только вот как спасти нашу землю и людей? Вопрос, вопрос...
Если открыть на карту становится заметно, что крупнейшие города Верхневолжья - Ярославь, Косторома, Иваново отстоят друг от друга не далеко (в среднем 100 км.), возможно стоило бы из них создать агломерацию, точнее конурбацию (об разнице этих понятий читайте ниже).
В своей заметке назову её "Залесской", по имени исторической земли на которых она виртуально расположилась.
В случае ее возникновения вдоль авто и жд коммуникаций связывающих эти крупные городские центры, и ведущих к ним извне, можно было бы вполне эффективно заниматься сельским хозяйством, агро-туризмом, производством, ориентируясь на местный рынок сбыта. А это около полутора миллионов человек только в крупных городах. (Ярославль - 606 703 чел., Иваново - 408 025 чел., Кострома - 276 691 чел.).
В самой конурбации начнет развиваться своя экономическая жизнь, за счет создаваемых новых рабочих мест (Производства, строительство, сфера услуг, энергетика, туризм, образование, и тд). Если пространства агломерации застраивать не многоэтажками, а допустим таунхаусами и агрогородками аля-Беларусь с удобными связями и современной инфраструктурой, многие полу заброшенные местности нашей обезлюдевший земли снова удастся заселить.
Нечто подобное было в 1920-30-х годах, когда существовала Ивановская Промышленная область (ИПО) (1929 - 1936), в которую вошли части: Иваново-Вознесенской, Владимирской, Ярославской и Костромской губерний.
За семь лет существования области её индустрия и сельское хозяйство удвоили свой потенциал. Сельским хозяйствам там принадлежало 78% пахотных земель.
ИПО стала драйвером развития центра РСФСР, была ликвидирована послереволюционная безработица, продолжительность рабочего дня в ряде отраслей сократилась до 7 часов и т.д. Было положено начало комплексному развитию сельского хозяйства, машиностроительной, химической и др. специализаций.
Однако… Однако такая картина характерна для 30-50-х 20 века, когда актуальным был вопрос формирования крупных промышленных агломераций. Сейчас рынок давно перестал быть исключительно индустриальным и место традиционных промышленных технологий сильно потеснили торговля и сфера услуг, образование, информационные, транспортные потоки и контроль над ними.
Основой "Залесской конурбации" могли бы стать:
Ярославль - с его до сих пор развитой тяжелой промышленностью включающей в себя Ярославнефтеоргсинтез ОАО Славнефть, шинный и моторный заводы, судостроительный, вагоноремонтный, электровозоремонтный заводы, электромашиностроительный завод, фармацевтические производства.
Иваново - превратившийся за последние 25 лет из "текстильной столицы России" в "город студентов". Сейчас там расположено 18 вузов, из которых самые сильные: архитектурно-строительная, художественно-текстильная, медицинская и сельскохозяйственные академии, химико-технологический, государственный и энергетический университеты, а также институт государственной противопожарной службы МЧС РФ.
Кострома - обладающая большим туристско-рекреационным потенциалом и развитым промышленным потенциалом. К примеру, Кострома производит 30% ювелирной продукции, 27% льняных тканей и 20% продукции деревообработки в РФ. Кроме того, она энергоизбыточна. Костромская ГРЭС крупнейшая в Верхневолжском регионе электростанция.
"Залесская конурбация" это ресурсы без малого 3 миллионов человек проживающих в 3 областях. Это 760,7 млрд. рублей ВВП.
Через Ярославль и Кострому проходит "Трансиб" соединяющий ЦФО, Урал, Сибирь и Дальний Восток. Это мощный логистический центр Центральной России.
А малые города Ярославской, Костромской и Ивановской областей входят в "Золотое кольцо России" — крупнейший туристский маршрут страны, проходящий по древним центрам Северо-Восточной земли, в которых сохранились уникальные памятники истории и культуры аутентичного финно-славянского средневековья, центры народных ремёсел и тд.
И под конец главный извечный вопрос, кто в этой системе будет главным?
В отличие от ряда стран Европы, где активно формируются полицентрические агломерации (конурбации), в России пока можно выделить только одну - с активно растущим мегаполисом Москвой, жестко связанными с ней поселениями Московской области и непосредственно окружающими её областями, которые являются просто поставщиками людских ресурсов. В России преобладает моноцентризм с одним единственным городом-ядром, который подчиняет своему влиянию всю периферию. Центр в этом случае намного превосходит по размеру и экономическому развитию и влиянию все окружающие пространства. Для наглядности можно сравнить ВВП Москвы - 13,5 триллионов рублей в 2016 году и ВВП трех рассматриваемых областей - 760,7 миллиардов рублей. Такая система способствует быстрому обезлюдиванию сельских и городских пространств исторического ядра России.
По этой причине, будущее великорусского возрождения это - полицентрические городские образования - конурбации (от лат. con "вместе" и urbs "город"), в которых более или менее одинаковые по размеру и значимости города формируют культурно-экономическое "лицо" регионов при отсутствии явных гиперцентралистских доминант.
Новая система позволит не только решить проблему с "вымиранием" исторических великорусских земель, но и замедлить бесконтрольное расширение Московского мегаполиса, сопряженное с целым рядом социальных, экологических и экономических проблем – ростом отчужденности людей друг от друга, снижением общей деловой активности, усилением процессов этнической и экономической сегрегации, пробками на дорогах, увеличением загрязнённости воздуха, антисанитарии на улицах и др.
Ярославль станет "промышленной столицей", Иваново "образовательной столицей", Кострома "художественной столицей", Рыбинск "портом трех морей", а маленький городок с мерянским названием Нерехта "транспортно-логистической столицей", так как является узлом железнодорожного сообщения связующим между собой центры Ярославской, Ивановской и Костромской областей.
Давайте пофантазируем вместе:
Плес будет столицей "залесской Швейцарии", Палех "мерянским Барбизоном", Переславль Залесский "нашей Юрмалой", Ростов Великий "великорусским Иерусалимом" стоящим у крещальной купели Северо-Восточной Руси, Данилов "столицей верхневолжского хоккея"...
Присоединяйтесь!
Краевед Залесский, специально для Merjamaa
|