Великий пейзажист Исаак Левитан оделил волжский городок Плес неувядаемой славой. Люди со всех концов России едут туда в первую очередь затем, чтобы полюбоваться знаменитыми пейзажами, посетить дом-музей художника и подняться на гору Левитана к деревянной церковке «над вечным покоем», запечатленной на одноименном полотне (церковка, правда, давно сгорела, а на ее место привезли другую, «похожую», но это мелочи).
Поразительно, но крошечный Плес (население меньше 2000 человек!) может порадовать пытливых туристов и другими достопримечательностями. Маленький Музей древнерусской семьи можно смело рекомендовать как плесским дачникам, так и пассажирам круизных теплоходов, которые сходят на берег всего на несколько часов.
Сейчас частный музей в России – явление нередкое. Мало того, уже успели несколько приесться все эти бесконечные развлекательные собрания восковых фигур, «привидений и страшилок», интерактивных макетов. К счастью, музей, о котором здесь речь, не из их числа.
Его основатель и владелец – известный мерянист, плесский археолог Павел Николаевич Травкин, кандидат наук, автор многочисленных научных статей и книг. Но не спешите рисовать в воображении безмолвные залы и застекленные витрины, забитые «скучными» экспонатами.
Создателю музея удалось в интересной и наглядной форме представить результаты многолетних изысканий любознательным, но далеким от археологии людям.
Вам не придется рассматривать непонятные черепки и полуистлевшие древние кости. Вы попадете в совершенное конкретное место, реконструированное по итогам раскопок: усадьбу плесского ювелира, какой она была накануне ордынского нашествия 1238 года
(«Плес, – с гордостью поясняет Травкин, – на сегодняшний день может считаться самым хорошо сохранившимся провинциальным городом домонгольской Руси»).
Сразу хочу предупредить: вы увидите преимущественно копии древних вещей. Но не спешите разочаровываться. Такова концепция музея: в нем представлены не сами находки (все они по завершении археологического сезона сдаются на госхранение), а их реконструкции, чтобы посетители могли увидеть вещи такими, какими видели их когда-то наши финно-угорские предки, – целыми, пригодными к использованию, не испорченными временем.
В начале экскурсии вам продемонстрируют какой-то странный предмет, напоминающий ржавый гвоздь. Понять, что это не гвоздь, а древний инструмент ювелира, может только специалист. Но и дилетанту интересно посмотреть на то, как этот инструмент выглядел раньше, в начале своего существования, и выяснить, для чего он предназначался.
Осмотреть небольшой музей можно и самостоятельно, но, если вы действительно хотите совершить путешествие во времени, обязательно закажите экскурсию, которую проведет для вас сам хозяин собрания. Даже маленькие дети затаив дыхание слушают яркий захватывающий рассказ Павла Николаевича – не вызубренную речь экскурсовода, а словно свидетельство очевидца, который будто сам побывал в далеком XIII столетии!
Итак, что же представляла собой древняя усадьба мерянского ювелира? Это был небольшой компактный двор с несколькими навесами, а при нем – маленький дом. Да, именно так: дом при дворе, а не двор рядом с домом. Вся жизнь семьи того времени проходила во дворе. Мало приспособленный для проживания дом, уверяет Травкин, служил только для того, чтобы позволить обитателям усадьбы пережить зиму.
Двор поделен на несколько зон: детскую, женскую, мужскую. В реконструкции экспонатов, наполняющих эти зоны, – утвари, детских игрушек, одежды, ювелирных инструментов, снастей – принимали участие десятки людей. История создания предметного мира для этого музея не менее интересная тема, чем жизнь древнерусской (мерянской) семьи.
Взять, к примеру, обычную железную сковородку, представленную в женской зоне. Выясняется, что позволить себе такую могли лишь зажиточные дамы.
«Если ваш муж вас жалеет, – объясняет Травкин, – он не разрешит вам готовить на обычной глиняной сковородке и обязательно потратится на железную». Оказывается, со временем пористая керамика в больших количествах накапливает канцерогены, образующиеся при приготовлении пищи. Губительный чад отравляет женщину, сокращает ее дни. Конечно, древние не знали слова «канцерогены», но интуитивно догадывались, почему хозяйка «рано сгорела».
Особенную доверительность музею придает отсутствие заграждений, табличек, смотрителей. Элементы модного ныне «интерактива» приводят посетителей в восторг. В самом деле, кто откажется немного поработать сверлом древнего ювелира или увидеть в действии древние игрушки (некоторые из них, кстати, в ходу у детей и в наше время)!
Много внимания уделяет в своем рассказе Травкин духовному миру древних плесян: представлениям о мире, символике изображений, значению различных традиций (недаром его диссертация называется «Сакральные представления населения малого города Волго-Клязьминского междуречья XII – начала XIII в.»).
Пересказать всю экскурсию в одной статье, конечно, нельзя. Однако главное, что надо отметить: это не просто познавательный рассказ о древнем быте. Травкин ненавязчиво формирует у своих гостей целостное представление о мире предков – полном тягот и опасностей, но по-своему гармоничном.
И посетителями овладевает ошеломляющая мысль: напрасно мы считаем своих мерянских прародителей отсталыми, дремучими и дикими! Эти люди многое знали и умели, в их непростой жизни было много светлых моментов. Они подчинялись не только инстинктам выживания и самосохранения. В их сознании, утверждает Травкин, существовала ясная, разумная картина мира.
Напоследок надо добавить, что найти Музей древнерусской семьи не так-то просто, хотя расположен он в центре города, под Соборной горой (точнее, на улице Спуск Горы Свободы).
Даже навигатор сбивается и указывает не совсем верное направление. Но если вы проявите упорство и потратите на поиск несколько лишних минут, то наверняка не пожалеете об увлекательном путешествии в домонгольскую эпоху.
Телефон: 8-906-514-43-45
Адрес: Ивановская обл., г. Плес ул. Спуск Горы Свободы, 1a
е-mail: travkin-museum@mail.ru
Автор: Анастасия Рудакова
Источник: spbvedomosti.ru
Фото: Андрей Малышев-Мерянин
|