Знаменитый Синий камень озера Неро (Трясловский валун)
В последние годы у наших людей появился повышенный
интерес к сакральной истории родины. Предметами интереса и поиска
становятся культурные и природные объекты, зачастую не имеющие
официального статуса "исторического памятника" (например в отличие от
Синь-Камня в Переславле). Как правило, все эти места и объекты почитаемы
жителями окрестных деревень и городков и считаются священными.
Почитание «священных» мест и объектов до сих пор
играет в традиционной культуре русского народа весьма важную роль. В
Ростовской земле было известно немало языческих требищ у священных
камней, называемых в народе Синими. На северо-восточном берегу Плещеева
озера в 0,5 км к северо-западу от Александровой горы лежит всем
известный, легендарный Синий камень. Местное население почитало его
божеством и поклонялось ему, что возмущало служителей церкви как
идолопоклонство и богоотступничество: «В нем же вселися демон, мечты
творя и привлачая к себе ис Переаславля людей: мужей и жен и детей их и
разсевая сердца их в праздник великих верховных апостол Петра и Павла. И
они слушаху и к нему стекахуся из году в год и творяху ему почесть».
Одним из подобных мест в современной Ярославщине можно считать район
бывшей Угодичской волости Ростовского уезда, расположенный близ
мерянского озера Неро. В нём расположено несколько крупных камней,
локально почитаемых местным населением по сию пору.
Мерянские древности в Ростовском музее
Меряне оставили по себе в Ярославской земле много
лингвистических памятников. В округе озера Неро есть много мерянских
названий деревень: Бикань, Ченцы, Карашь, Инеры, Деболы (Деболовская),
Ваулиха, Мерековницы, Вёксицы, Шурсколо, Воробылово, Пужболо, Шулец,
Шугорь, Кустерь, Чуфарово, Воржа, Сулость, Угожь (Угодичи), Рельцы,
Чухолза, Пура, Согила, Воэхта, Кетошь, Пукесово и многие другие.
О
широком заселении Ростовской округи мерей говорит и тот факт, что
повсеместно распространённое в народе навзание местных курганов — паны,
панки, пановы могилки, имеет явно мерянское происхождение. Ибо
по-вепсски-чудски, панен значит класть, а пангед — это могила,
по-карельски панап — хоронить, по-эрзянски пандо — гора, могила.
Наш поход к камням начался с села Угодичи, лежащего
на берегу Неро. Считается, что место нынешней деревни служило одним из
поселений мерян. На его земле были найдены многочисленные предметы
мерянской эпохи, в том числе древнейшая в округе монета эпохи римского
императора Домициана I века н.э, найденная во время постройки каменной
Богоявленской церкви.
Берег Неро
Ростовские князья любили приезжать сюда на охоту. Сын
Владимира Мономаха Мстислав построил в Угодичах дубовый дворец
Мономахов, дом и деревянную Богоявленскую церковь. При Юрии Долгоруком
здесь была построена первая на ростовской земле школа. В разное время
Угодичи посещали Иван Грозный, Василий Шуйский, Петр I...
Основными занятиями жителей села испокон веку были
рыболовство и огородничество. В середине XIX века в Угодичах было 2
каменных храма, 6 улиц с 320 домами, из которых 9 каменные и 8 с
каменным первым этажом. Но сегодня только высокая полуразрушенная
колокольня Богоявленского Храма напоминает о былом богатстве этого села.
Каменная дорога к Неро
Это одно из редких мест на восточном берегу озера
НЕРО, когда можно подойти прямо к воде (т.к. там почти нигде невозможно
подойти прямо к воде). В начале 20 века между Ростовом и Угодичами ходил
пароходик. Это было самое крупное судно на озере. Местные жители до сих
пор любят вспоминать этот факт. Для пароходика понадобилась пристань. А
к пристани — подъезд. Соорудили насыпь, замостили дорогу. Пароходик
исчез, а мощеная дорога цела до сих пор. Рыбаки из близлежащих деревень
добираются по ней к воде на рыбалку. А мы подъехали, чтобы посмотреть на
озеро.
В старину Угодичи прославились своими соляными
варницами, находившимися на берегу озера, между Богоявленкой и
Николаевской церквями. Добываемая здесь соль была одним из главных
продуктов торговли древнего Ростова с Новгородом.
Колокольня, всё что осталось от Никольской церкви
Великая Мать на наличниках
Драконы, распространённый сюжет на мерьской территории
Наличник второй половины 20-го века. По бокам солнца изображены птицы. Подсознательная память о мифе сотворения Мира жива в памяти потомков мерян.
Быстро осмотрев Угодичи мы двинулись на поиски камней.
Чуть в стороне от Угодичей по дороге на Масейцево
находятся две деревни - Воробылово (явный мерянизм - окончание на "бол",
"был" означает поселение, деревню) и Тряслово. Стоят они рядом с
речушкой Воробыловкой. Неподалеку от Тряслово, находятся несколько
крупных валунов, называемых в народе Синими.
Карта
Угодичской волости 19-го века. Все обозначенные на ней дороги
существуют и ныне. Одни покрыты асфальтом, другие так и остались
грунтовыми. Наш путь указан красным пунктиром.
Старая
дорога идет вдоль ирригационного канала выкопанного до войны с целью
осушения обширного болота, обозначенного на карте 19 века, слева от
камней.
По берегам канала встречаются яблони с вполне приличными морозоустойчивыми яблочками).
Свернув с дороги на Гологузово налево, и проехав по
грунтовой дороге около километра, мы пошли далее пешком. Пройдя еще
около пятисот метров, обнаружили первый валун, называемый "Трясловским"
Вот он, трясловский синий камень. Его длинна в основании 250 см, высота 137 см. На деревьях висят ленточки, что говорит о его сегодняшнем почитании.
Обычай вешать ленты и тряпицы на деревья у священных
камней и источников общефинский. Так в житии муромского князя
Константина читаем о Муроме следующее: "Очныя ради немощи въ кладезяхъ
умывающеся и сребреницы на ня поверзающе... дуплинамъ деревянным ветви
убрусцемъ обвешивающе и симъ покланяющеся." На Ярославщине до сих пор
сохраняются описанные в житии Константина обычаи бросать в родниковые
колодези монеты и повязывать на близ лежащие деревья ленты и тряпицы.
Сравнивая слова летописца и современные традиции, нельзя не заметить
общих языческих порядков.
У подножия валуна лежит камень поменьше.
Трясловский валун в старину так же назывался
Велесовым, потому что, согласно преданию, на нём стоял идол Велеса
(Керемета), перенесённый позднее в Чудской конец Ростова. Поклонение
Синим камням — это одно из древнейших освящаемых традицией обрядовых
молений, обращенных к многообразным природным силам и стихиям, уходящее
корнями в древнюю мерянскую историю.
Осмотрев камень и возложив ему дары, мы двинулись ко
второму валуну, находящемуся вблизи деревни Тряслово. Его местные
жители так же называют синим.
Второй валун раза в три меньше первого и лежит в метрах пятистах от Тряслово, в метрах 60-ти от канавы.
Местные информаторы, краеведы Юлия и Евгений
Ковансковы рассказали, что жители Угодичей называют синим первый камень и
ничего не знают о втором, а жители Тряслово называют синим и почитают
второй валун. Доказательство его почитания — найденные вокруг него
медяки XVIII-XIX веков, в свое время возложенные на него в дар.
Рядом с ним лежит еще один крупный валун.
Помедитировав у камней мы двинулись в Ростовский
исторический музей, осматривать мерянские артефакты, откопанные
археологами. Каменные исполины остались в ожидании новых встреч с
людьми, нуждающимися в них.....
Выражаю особую
благодарность семье Юлии и Евгения Ковансковых за рассказ, показ и
трансфер! На таких как Вы стояла и стоит наша древняя Земля. Земной
поклон! Литература:
"Ростовский уезд Ярославской губернии. Историко-археологическое
описание" А.А.Титов. Москва 1885. "Вокруг Ростова Великого". Нефёдова
Т.П. Москва 1987"
|