Костромские каникулы
|
|
shumbra | Дата: Суббота, 13.06.2015, 14:14 | Сообщение # 1 |
Рядовой
Группа: Пользователи
Сообщений: 15
Статус: Оффлайн
| Добрым людям здравствовать. Цолъ, меряне.
Про повесть "Костромские каникулы" (всем тут наверняка известную).
Спасибо автору, и спасибо тем, кто опубликовал. Хорошим языком написано, и вообще светлое творение. Действительно "этнофутуризм", направленный в будущее. А не только археологические изыскания.
Однако есть ляпы.
"Kostroma, est-ce ton ville natale?.." – из диалога на французском в начале повести. Слово ville во французском – женского рода, должно быть "ta ville natale".
Латинская поговорка "Solum debilis mori debent" переведена "только слабый должен погибнуть". Однако здесь множественное число, "только слабые должны умирать".
"В древности и меря и эрзя составляли единый прото-арийский, древнеарийский народ, который дал начало и веси-вепсам, и чуди, и меря, и карелам, и эстонцам, и финнам..." – вообще-то финно-угры (к коим относятся все перечисленные народы) и "арийцы" (они же индо-европейцы) это разные языковые семьи. По языку славянам ближе англичане, испанцы, индусы и таджики, чем финны, марийцы и манси.
"пра-арии были одновременно очень добросердечные – в силу того, что, будучи оседлыми, всегда заботились о более слабых..." – "пра-арии" расселились от Британии и Скандинавии до Индии, и вряд ли они везде приходили с миром.
Есть и ещё вопросы, но для начала достаточно. Если тема кому-то будет интересна, тогда и продолжить можно.
Сообщение отредактировал shumbra - Суббота, 13.06.2015, 14:15 |
|
| |
Шом-толгай | Дата: Пятница, 19.06.2015, 13:24 | Сообщение # 2 |
Генерал-майор
Группа: Модераторы
Сообщений: 269
Статус: Оффлайн
| Эрзянское родноверие. Попытка совместить в одной упряжке "коня и трепетную лань". Что можно обсуждать, если автор мыслит "задорновскими" образами: "МЕЩЕ + РА = грудь (душа) бога РА"... (вообще-то - от народности МАЧЧАР)
Сама повесть хороша - как произведение современного этно-реализма. Но те моменты, которые Вы предлагаете обсуждать... Тут и обсуждать нечего. Разумеется, древние арьи и древние финно-угры - очень различные этно-массивы. И по происхождению, и по этно-культурной наполненности. Но их пути неоднократно пересекались. Взаимовлияния имели место. В итоге, в этнографическом разрезе мы имеем множество культурных перекличек. Это действительно интригующая этнографическая загадка, до конца не разгаданная. Авардень это интуитивно улавливает. Но продвигает вместо научно обоснованных объяснений частью собственные фантазии (это ещё хорошо, пусть его - душа поэта!), а частью - родноверческую завиральщину. Ни к чему это.
Особенно коробит смешение, смысловое неразличение терминов "пра-", "прото-" и "древние". По сути - это манипуляция: сместить смыслы и подменить понятия. Хотя при научном подходе всё однозначно. Пра - подоснова. Прото - ядро. Древние - начальный этап новой народности после смешения подосновы и ядра.
Сообщение отредактировал Шом-толгай - Пятница, 19.06.2015, 13:55 |
|
| |
shumbra | Дата: Четверг, 02.07.2015, 23:25 | Сообщение # 3 |
Рядовой
Группа: Пользователи
Сообщений: 15
Статус: Оффлайн
| Цитата Шом-толгай ( ) Разумеется, древние арьи и древние финно-угры - очень различные этно-массивы. И по происхождению, и по этно-культурной наполненности. Но их пути неоднократно пересекались. Взаимовлияния имели место. В итоге, в этнографическом разрезе мы имеем множество культурных перекличек. Это действительно интригующая этнографическая загадка, до конца не разгаданная. Меряне ведь не были истреблены или изгнаны. Как и биармы – жители окрестностей Северной Двины, явная родня народу коми. Ассимилировались, и их культура стала частью великорусской.
А в повести не шибко достоверно выглядит и главная героиня, которая в свои двадцать с чем-то лет обладает познаниями с Академию Наук: от французского и эрзянского языков и физики с химией до трав лесных и луговых...
И финны, произносящие высокопарные монологи в стиле "Здесь, на нашей Великой Исторической Родине, зов которой мы слышали всю свою жизнь...", – странные финны.
И почему автор "провёл" Меряно-Мещёрскую магистраль от Сандогоры на Вохтогу через разъезд Секша – непонятно. Через Любим надо её вести, никак иначе :)
Но книга всё равно хорошая.
|
|
| |