В предыдущих материалах мы рассмотрели мерянские фамилии современных жителей городов Ростов, Нерехта, Борисоглеб, а так же их окрестностей. Сегодня мы переносимся на 150 километров к востоку от Нерехты, на берега реки Корба. Поселок Судиславль находится в 57 километрах от Костромы почти строго на восток по дороге в Галич Мерьский: от него до Галича Мерьского еще около семидесяти километров. Он стоит на реке Корба, впадающей в Андобу, которая в свою очередь течет в реку Кострому.
Андоба впадает в Кострому в районе Красного Бора и села Пустынь чуть выше тех костромских разливов, в которых дед Мазай спасал когда-то зайцев, и о которых только что писал Василий Михайлович Песков в своей традиционной еженедельной статье в "Комсомольской Правде".
С 1572 г. Судиславль назывался городом, т. е. укрепленным местом, в котором стояла крепость. Это был один из форпостов на северо-восточной границе Московии, и предназначался он для укрытия местного мерянского населения от нападения ветлужских черемисов и казанских татар, частенько ходивших в походы на Галич и Кострому.
Пограничные уезды Московии в 16 веке были разделены на административно-военные районы — осады. Существовала Судиславская осада и ее центром был город Судиславль, расположенные на правом берегу реки Корбы, вытекающей из Андобского болота, которое занимает часть территории бывшей Андобской волости. Эта волость упоминается в грамоте галич-мерьского князя Юрия Дмитриевича - сына Дмитрия Донского.
Уже тогда волость славилась выплавкой железа, которое добывалось из болотной руды, залегавшей в болотистых местах поймы реки Андобы и ее притоков. Как и другие города-крепости, Судиславль, имел крепость - детинец с крепостной стеной, стоявшей на валу и представлявшей собой обычный сруб, как у избы, только набитый землей - "тарас". По углам крепости стояли башни, одна башня была въездной и запиралась воротами. За валом шел ров, заполненный водой. За крепостью располагался посад. В 1646 г. в нем стояло 57 посадских дворов. Городовым приказчиком в 1616 г. в крепости был боярский сын Б.И.Киленин — представитель небогатого костромского дворянского рода.
Историки продолжают спорить о том, был или не был Судиславль исторически одним из географических центров племени меря. Советский лингвист, академик О. Ткаченко, написавший книгу "Мерянский язык", утверждает, что "Меря - финское племя с высокой культурой, о чем свидетельствуют многочисленные археологические раскопки, со своим языком, во многом близком к прибалто-финским языкам (языкам современных вепсов, сето и карел). Меряне были талантливыми земледельцами и скотоводами, а вовсе не охотниками и рыболовами как это часто преподается в попхистори.
Эта была одна из самых многочисленных финских народностей современной центральной России к началу складывания нашего Российского государства. Жили меряне на территории нынешних Московской, Владимирской, Ярославской и Костромской областей. Топонимика, сравнительная этнография, археология, антропология и документы Московского государства 15-17 веков позволяют сказать, что меря долгое время сохраняла свою идентичность в Волго-Окском междуречье.
В деле изучения мерянского наследства полезной оказывается и наука о именах и фамилиях, называемая ономастикой. В этом материале мы предлагаем вашему вниманию список современных фамилий жителей поселка Судиславль и его окрестностей в нашем переводе на русский. При переводе были использованы современные языки финской группы. Перечень мерянских фамилий с озера Неро дополнен небольшой фото подборкой мерянских типажей современного Судиславля взятой из открытых источников.
МЕРЯНСКИЕ ФАМИЛИИ СУДИСЛАВЛЯ
Татьяна
Асанова (аза, аса - ребенок) Владимир
Куянцев (кӱан - каменистый) Александр
Лопарев - (распространенная костромская фамилия. От этнонима - лопь, лопарь), Юрий
Шобылев - (шо́по, шобы, шабы - кислый), Татьяна
Кандалинцева (конда, канда - медведь) Ольга
Каванова (Кав(б)ан - кладь, скирда, стог), Марина
Кокорева (кока - тетя) Татьяна
Кокырева (кокыр уст. полкопейки ( букв.: две белки); грош) Татьяна
Шалагина (от шала - разломанный, разбросанный) Лариса
Мершева (от этнонима меря) Илья
Кулигин ( От северорусского диалектного "поляна, новь, раскорчеванное место в лесу". Этимология от прибалто-фин. kylä место, селение) Виктория
Чикулаева (Чикулай - мерянское имя собственное) Роман
Шураков (шур - навоз) Карина
Кильмяйкина (От прибалто-фин. kylä место, селение) Сергей
Кисаев - (киса - киса синица.) Даша
Кулёва (От прибалто-фин. kylä место, селение) Владимир
Чичагов (чи́чега, чичага "иней, изморось, мокрый снегопад", олонецк., чи́чела, чи́чала – то же (Кулик., Даль) сравнимо с прибалто-финским tšipšu "мокрый снег" (Калима 28, 247), возможно пермско-финск - чечет – ‘трясогузка’.) Алексей
Шошин (шо́шо весна; весенний;) Евгений
Панков (пан, пам - жрец, вождь У северных русских распространены предания о древних чудских «панах» - древних местных предков ) Катюша Бурхутова (вӱр - бӱр - кровь.) Анна
Вагина (ваге, вага - рычаг.) Eлена
Уваева (ува - бурый, светло-бурый) Николай
Антыков (ондык - сначала, прежде) Наталья
Турилова (туровить, турить - костромск., вологод., вят., пермяц. - гнать, понукать) Виктория
Шипулина (ший - серебро) Анна
Кувайскова (кава, кува - бабушка, старуха) Анна
Шийпулина (ший - серебро; серебряный) Татьяна
Телешева (теле зима; зимний) Анна
Сайгина (сай хороший; хорошо; сай огыл — нехороший. ) Лена
Лашманова (лашман - неуклюжий, неповоротливый, крепкий человек)