Течение этнофутуризма в искусстве, похоже, явление постоянное. Во всяком случае, неправомерно считать его чем-то новым применительно к финно-угорским и славянским памятникам Центральной России, так как (к счастью!) невозможно зафиксировать официальное прекращение традиции.
Безусловно, самым ярким проявлением этнофутуризма можно считать так называемый псевдо-русский стиль, знаменитый, в первую очередь, по таким архитектурным памятникам, как здания Исторического музея и Ярославского вокзала. К сожалению, наша архитектура не может активно использовать зооморфные или сложные орнаментальные элементы, в отличие, например, от готики, что делает ее весьма абстрактной. Действительно, даже такие ранние произведения этнофутуризма, как храм Василия Блаженного, мало информативны с точки зрения древней народной традиции.
В поисках более явных знаков стоит обратиться к не столь заметным малым формам, и тогда мы обнаружим, что успешные попытки сохранить свое видение мира были всегда. Только надо уметь их замечать.
Пожалуй, один из самых показательных примеров раннего этнофутуризма (обратите внимание, XVI век!) – так называемая Уточья башня… Троице-Сергиевой лавры. Ее венчает не шпиль, не крест, а традиционная мерянская уточка, фигурки которых сотнями находят в финно-угорских погребениях.
А если вернуться к псевдо-русскому стилю в конец XIX – начало XX века, то стоит обратить внимание не на каменные, а на деревянные формы, где многие архитекторы активно использовали сакральную символику мери и других финно-угорских народов.
В поисках источника вдохновения современным этнофутуристам даже необязательно выезжать в заповедные глухие места: в самом центре Москвы (Чистопрудный бульвар, дом 14, строение 3) можно и сегодня увидеть великолепное собрание зооморфных фигур – вариации на тему резьбы знаменитого Дмитриевского собора во Владимире.
Дата постройки дома – 1908-1909 гг., фигуры были выполнены художником С.И. Вашковым, который впоследствии сам жил в этом здании. Схожие по стилю, звери все же отличаются от древних изображений, но, несомненно, художник придерживался определенной иконографической программы: об этом свидетельствует, например, классическое Мировое Древо с ящером под корнями и птицами в ветвях.
Расположенные рядом утка и двуглавое животное (хотя и не конек) недвусмысленно намекают на финно-угорские зооморфные украшения. Некоторые фигуры дополнены магическими символами.
В заключение хочется пожелать внимательнее присматриваться к окружающей действительности: наши корни не мертвы, и наши Предки продолжают слать нам знаки через сотни и тысячи лет.
Автор:
Илья Ильм http://ilya-ilm.livejournal.com