Мерянское самосознание
| |
Шом-толгай | Дата: Четверг, 12.09.2013, 22:35 | Сообщение # 1 |
Генерал-майор
Группа: Модераторы
Сообщений: 269
Статус: Оффлайн
| Возникшая дискуссия на соседней ветке затронула не простую и для многих наболевшую тему. Следует ли принять свою принадлежность к большой, "имперской" нации как благо и непреложную данность? Или же твоя культурная особливость с оттенком этничности даёт тебе шанс не раствориться в обезличивающем потоке глобалистской псевдо(/анти)-культуры? Позволю себе процитировать. следопыт И кто же мы теперь? Славяне? Меря? Мурома? Мещера? А может чудь? Попробуй ка проверь.
Давно уж кровь финно-угорская Слилась с славянской в Русском море, Да так, что отделить её никак нельзя - поверь.
Pedrevan О, да! Золотые слова! Вы поэт, как вижу!..
Но всё гораздо сложнее, чем кажется. На эту тему можно было бы в отдельной теме поговорить. Столыпин сказал, что народ, не имеющий национального самосознания — есть навоз, на котором произрастают другие народы. Ситуация в современной России, видимо, столь далеко зашла, что люди не просто ищут корни, а пытаются произрасти во что-то собственное. Речь не об отделении крови, а об отделении менталитета. Так-то!
Итак, это завязка дискуссии. Выскажу и своё видение вопроса. "Мерянство" как особый взгляд на мир среди русских существовало издавна. Теперь оно определено нами как таковое. Лет же тридцать-сорок назад оно сквозило в движении "деревенщиков". Сотню лет назад - во всеобщем подъёме интереса к народной культуре, к своим истинным (а не книжным) корням. "Народный" поэт Некрасов прежде всего пост-мерянское мировоззрение отражал в своих поэмах. Эпическое хождение семи мужиков из его "Кому на Руси жить хорошо" напоминает архетипический финно-угорский образ трёх богатырей из карельского эпоса Калевала, исходивших мир в поисках чудесного артефакта, дающего богатство и счастье — мельницы Сампо. Мерянство исподволь, не называясь открыто, пробивалось в "народных" образах ряда писателей. Известен и другой вполне узнаваемый в литературе "мерянский" образ - купца-волжанина с Нижегородской ярмарки. Не секрет, что добрая половина промышленников Верхневолжья имела отчётливо мерянское происхождение. Посмотрите хотя бы галереи портретов фабрикантов и купечества той эпохи! И самый известный из них - Савва Морозов. Это была плеяда людей социально ответственных, поднявших социальную инфраструктуру Верхневолжья на достойный уровень. И это тоже одна из граней "мерянства". Не придуманного, а реально существовавшего.
|
|
| |
следопыт | Дата: Пятница, 13.09.2013, 17:09 | Сообщение # 2 |
Лейтенант
Группа: Пользователи
Сообщений: 67
Статус: Оффлайн
| По просьбе уважаемого Шом-толгая переношу с соседней ветки свою вторую "зарисовку".
А это, тоже может быть про нас. Если всё-таки кому-то удастся разделить эти две крови.
Нас разделяет только речка Утьма. У ТЬМЫ стоим! Примкнувшие штыки. Вот-вот сойдёмся В рукопашный...
Вы спросите - зачем? -
Да просто ТАМ, кому-то нужно, Чтоб кровь финно-угорская С славянской слившись вместе, Рекою Утьмой в море, Но уже чужое потекла.
(собственная зарисовка).
Восток - дело тонкое.
Сообщение отредактировал следопыт - Суббота, 14.09.2013, 10:22 |
|
| |
Pedrevan | Дата: Пятница, 13.09.2013, 23:18 | Сообщение # 3 |
Майор
Группа: Проверенные
Сообщений: 97
Статус: Оффлайн
| следопыт, не надо так драматизировать. Никто за мечи не хватается и кровь пускать не собирается.
Побродив по Инету, я вообще заметил, что некоторые люди относятся к мерянскому возрождению как-то уж очень злобно. Точно и впрямь на противоположном берегу - заклятые враги! Общий посыл такой: "Они не любят всё русское! Они против России! Они не хотят быть славянами!"
На мой взгляд, всё совершенно иначе. Те, кто не любит Россию, грабит её, покупает недвижимость за рубежом, выводит деньги в оффшоры, а потом с трибуны клянётся в любви к Родине, называют себя, конечно, русскими. Смекаете?
Настоящий патриот России - не тот, кто именует себя русским. Это тот, кто не причиняет вреда своей стране. Все же мнимые патриоты от элиты давно одной ногой живут за границей и слиняют туда, если запахнет жареным. Новые меряне - не враги России, а те, кто возрождает утраченное, ищет утерянные корни. Этим занимаются только те, кто считает себя сыном этой страны. А уж как он называет себя - русским, татарином или марийцем - не имеет значения.
Вообще феномен реэтнизации довольно интересен. Причин в ней несколько. Еще в XIX веке представители интеллигенции вопрошали: "Кто мы? Русские? Нет - русские это мужики, 80% населения страны. В лаптях и бороде. Мы же одеваемся на европейский манер, говорим на смеси французского с нижегородским..." Сейчас этот процесс отрыва от корней зашёл ещё дальше. Мы не рождаемся в избах, не слышим колыбельных, не знаем народных песен и обрядов. Даже водку потихоньку перестаём пить, предпочитая неправославные вискарь и коньяк. Одеваемся мы в американо-европейское, их же фильмы смотрим, их же музыку слушаем. И однажды вот точно также задаёмся вопросом - кто же мы? Русские?
Не все могут ответить утвердительно. И начинают изобретать собственные народы - от эльфов до джидаев и марсиан.
Другая причина - в образованности. Раньше люди не задумывались, кто они. Родились среди русских - значит русские (многие и сейчас не задумываются). Сейчас же много начитанных, кто, в поисках своего, обращается к различным мировым культурам и находит близкое сердцу в культуре кельтов, германцев, индейцев... А кто-то начинает копать у себя в огороде - и находит что-то не менее интересное! Славянское. Или финно-угорское. Разве это плохо?
Думаю, неприятие реэтнизации заключается в имперских амбициях большинства нашего населения. Со времён царя Гороха нам внушают, что мы славяне. Что мы лучшие среди славян (всякие там украинцы - и те лишь младшие братья; про пшеков вообще молчу!). Что наша страна - самая-самая. Что все вокруг тупые и нечистоплотные, а мы ещё со времён язычества книги читаем и в банях моемся! И весь мир нас за это ненавидит. А что до чухонцев и прочих чукчей с мордвой - так это дикари, задача которых поскорее влиться в "старшего брата", забыв язык и культуру. Это была политика при царях, осталось политикой при советской власти, и сейчас вновь нас пытаются превратить в "россиян".
В КВН как-то прозвучал замечательный рассказ о древних славянах: "Скотоводство и земледелие были хорошо известны древним славянам. Поэтому они ими не занимались. Основной деятельностью древних славян была критика соседних народов, у которых всё ладилось за счёт их бездуховности". Может, хватит считать себя лучше других?
Ну, и третья причина, тесно взаимосвязанная с предыдущими. Это определённые комплексы, которые часть современного населения страны испытывает к русскому народу. Им неприятны русское пьянство (хотя, говорят, это у нас тоже от финно-угров), русское хамство, русское воровство, которое уж сколько веков вывести не могут! Им обидно, что мы всех (ну, почти всех) побеждаем, а живём в итоге хуже побеждённых! Что всякие там чухонцы с фрицами строят сильную экономику, надёжную полицию, чиновников, которые работают на благо страны и народа, а не тащат в карман миллиарды! Такие недовольные хотят быть другими. Вплоть до национальности.
Впрочем, это я о себе. За всех говорить не решусь. Сам я родом из Нижнего Новгорода. Оттуда и материнский род. Отцовский - из Тамбова. Всё земли мери, мещоры, мокши, эрзи, мари... Кто его знает, кто там был у меня? Мать чёрная, как татарка. Бабка - голубоглазая и светловолосая. Брат - блондин с чуть раскосыми глазами. Прабабка опять же чёрная. Фамилия последней - Ширяева, а это одна из распространённых мордовских фамилий, кстати. Эх, покопаться бы в архивах... Мы русские. Всегда так писались. И я русский. А вот всегда чувствовал себя... не русским, что ли?.. Не знаю, не буду углубляться. Но отчего-то многое вокруг меня - люди, их образ жизни, отношения, интересы казались чуждыми. Да и славянство само по себе, всё это новомодное коловратство тоже не тянут. Чужое. С некоторых пор даже мечтал свой народ создать. А потом вот на новых мерян наткнулся. Посмотрим, чем всё это закончится. Такие дела.
|
|
| |
Шом-толгай | Дата: Суббота, 14.09.2013, 15:10 | Сообщение # 4 |
Генерал-майор
Группа: Модераторы
Сообщений: 269
Статус: Оффлайн
| В поддержку мыслей уважаемого "Ящера". Вот песни молодого этнического татарина из русско-меряно-марийской глубинки. "Родной" язык, естессно, - русский. И какого же рода патриотичность они выражают? Любовью к родному краю они дадут фору всем всевозможным официозным славословиям!
http://www.youtube.com/watch?v=jJA1bkKv1Tk
http://www.youtube.com/watch?v=2ipFg98NbWs&feature=player_embedded
Сообщение отредактировал Шом-толгай - Суббота, 14.09.2013, 20:50 |
|
| |
следопыт | Дата: Воскресенье, 15.09.2013, 21:28 | Сообщение # 5 |
Лейтенант
Группа: Пользователи
Сообщений: 67
Статус: Оффлайн
| Извините, Прошу прощения! А кому Вы собираетесь "дать фору", здесь нет никаких "официозных славословов". Я здесь один. Конечно мне лестно слышать, что здесь меня назвали поэтом. Никакой я не поэт. Просто это вырвалось из глубины души мерянской. Я и назвал-то их не стихами, а зарисовками. За правильность рифмы не ручаюсь, потому что, честно говорю, стихов никогда не писал. Родился и живу в Ярославской обл. Все мои деды, прадеды, бабушки, прабабушки родом из разных сельских населённых пунктов этой обл. Сам я из рабочих. Также как и Вы ищу "потерянный рай". Вот забрёл на Ваш сайт. Скажу честно, мне пока не понятно ребята под чьи "знамёна" Вы встали? Я думаю пора начинать "собирать, а не разбрасывать камни".
Восток - дело тонкое.
|
|
| |
Шом-толгай | Дата: Воскресенье, 15.09.2013, 23:25 | Сообщение # 6 |
Генерал-майор
Группа: Модераторы
Сообщений: 269
Статус: Оффлайн
| Вы здесь не один. Коммент мой относился к размышлениям Pedrevan'a. Смысл его в том, что не обязательно числиться русским, что бы быть русским по духу (имеется в виду то, что под этим понимается - проявление лучших человеческих качеств). Как поётся в одной песне (от Рината Сафина): "...я татарин, человек простой. ...парень с русскою душой".
Я рад, что Ваша душа откликнулась на наш посыл. Но что Вас смущает в нашей позиции? Сама приверженность идее мерянства? Жили бы мы в Смоленске - назвались бы "кривичами". Но мы - реальные потомки мери. Дух наш не принимает ни "глобалистских" тенденций, ни крайнего национализма, ни преобладающей в обществе приверженности "имперской" идее. "Мерянство" же выделяет нас как истинных традиционалистов, открытых, однако ж, дающим перспективы новшествам.
Сообщение отредактировал Шом-толгай - Воскресенье, 15.09.2013, 23:31 |
|
| |
merja | Дата: Понедельник, 16.09.2013, 08:04 | Сообщение # 7 |
Полковник
Группа: Администраторы
Сообщений: 191
Статус: Оффлайн
| "...я татарин, человек простой. ...парень с русскою душой"
В глубинном смысле это надо понимать как - "парень с финугорскою душой"...)))))
|
|
| |
следопыт | Дата: Понедельник, 16.09.2013, 20:33 | Сообщение # 8 |
Лейтенант
Группа: Пользователи
Сообщений: 67
Статус: Оффлайн
| Я не хочу "лесть в чужой монастырь, со своим уставом". Хотя у меня есть собственное размышление на счёт "меря", я имею в виду, кто же они были. Вам, как сейчас есть, хорошо - ну и ладно. Я интересуюсь историей нашего края, а также для меня интересна наша топонимика. В связи с этим у меня есть вопросы к Вам, в частности по "мерянскому языку". Но не знаю можно ли их задавать и в какой теме. Сразу хочу отметить что вопросы будут носить в основном оппонирующий характер. А в общем по теме мерянского языка сразу напрашивается вопрос следующий. А как-же Вам удастся его отделить от индо-европейского (специально исключаю слово "славянского")? Вы же сами предполагаете существование некой "славяно-мери". Или эти "славяне" тоже разговаривали на мерянском?
Восток - дело тонкое.
|
|
| |
Шом-толгай | Дата: Понедельник, 16.09.2013, 21:36 | Сообщение # 9 |
Генерал-майор
Группа: Модераторы
Сообщений: 269
Статус: Оффлайн
| Вопросы задавайте, можно в любой теме и в комментах на главной. По топонимам лучше в теме "мерянский язык". Если хотите затеять широкую дискуссию, можно и новую тему специально по топонимике открыть.
Славяно-меря - довольно локальное объединение. В период её независимого существования можно предположить у неё смешанную лексику, адаптацию мерянских слов к русской речи. Общий строй речи видимо остался славянским. Но приобрёл заметные особенности в отдельных конструкциях и в произношении. Название центрального поселения - Кострома - вероятно слегка славянизированная форма прежнего мерьского названия.
Что касается И.-Е. топонимических фактов Верхневолжья (до-славянских). Да, таковые имеют место в Волго-Окском междуречье. Меря пользовались этими названиями и сохранили их для нас. Более того, и до встречи со славянами меря имела в своей речи лексический пласт И.-Е. происхождения. Но он был приспособлен к строю Ф.-У. речи. Точно так же, как мы используем слова греческого, французского, английского происхождения. Слова эти давно считаются русскими, склоняются и спрягаются по-русски...
Сообщение отредактировал Шом-толгай - Понедельник, 16.09.2013, 21:38 |
|
| |
следопыт | Дата: Среда, 18.09.2013, 15:37 | Сообщение # 10 |
Лейтенант
Группа: Пользователи
Сообщений: 67
Статус: Оффлайн
| Ну, трудно сказать дискуссия получится широкой или нет. Топонимия конечно будет в основном связана с "языком меря". Вы уж сами решите открывать, или нет. Если надумаете, задел уже есть. Размышления на тему корня "ут", перенесете будем там обсуждать эту тему. Может оно и лучше, что бы не "засорять" Вам тему о языке. Добавлено (18.09.2013, 15:37) --------------------------------------------- Шом-толгай, вот Вы пишите о И-Е топонтмических фактах. А конкретнее Вам неизвестно какие именно И-Е топонимы у нас присутствуют (разумеется речь идет о до-мерянских и до-славянских)?
Восток - дело тонкое.
|
|
| |
Шом-толгай | Дата: Среда, 18.09.2013, 20:26 | Сообщение # 11 |
Генерал-майор
Группа: Модераторы
Сообщений: 269
Статус: Оффлайн
| В бассейне Клязьмы есть ряд гидронимов, которые звучат "по-балтски": Ирмес, Индрус, Тара, Мотра... Правда, с точностью не возьмусь указать их происхождение. Но то, что их могли оставить И.-Е. популяции "арийской" эпохи - вполне вероятно. "Балтские" языковые реалии присутствуют в мордовских языках (хотя бы "веле" - село, ср. с "villa"). Подобное влияние восходит скоре всего ко временам Бронзового века.
Сообщение отредактировал Шом-толгай - Среда, 18.09.2013, 20:27 |
|
| |
следопыт | Дата: Среда, 18.09.2013, 20:48 | Сообщение # 12 |
Лейтенант
Группа: Пользователи
Сообщений: 67
Статус: Оффлайн
| Скажите пожалуйста, а какая нибудь литература Вам не попадалась на эту тему. Я имею в виду по до-мерянской топонимии.
Восток - дело тонкое.
|
|
| |
Шом-толгай | Дата: Среда, 18.09.2013, 21:21 | Сообщение # 13 |
Генерал-майор
Группа: Модераторы
Сообщений: 269
Статус: Оффлайн
| Конечно, попадалась. Но всё это сейчас по памяти, ссылок не дам, не помню, записи искать - зароешся и не вылезешь... Монографий по этой теме не встречалось. Были статьи, посвящённые И.-Е.-цам эпохи "Бронзового века". Было ещё правда околонаучное сочинение одного энтузиаста 1960-х годов издания... Всё вобщем от славян либо их предков произвёл, даже название реки Нил в Египте (мол, есть же у нас речка Нилка!)...
А что вещают топонимические словари? Ярославский мне не попадался. А было бы интересно взглянуть... Впрочем, каждый составитель трактует названия на свой лад. Кто-то - из славянского всё выводит. Миллер в 18 в. всё из немецкого вывел - и ведь тоже, "академическое" издание... Знаю примеры тюркофильных топо-словарей. Есть и финно-фильские. Сбалансированный подход, привлекающий данные различных языков, не многие соблюдают. Да это и трудоёмко.
Сообщение отредактировал Шом-толгай - Четверг, 19.09.2013, 00:40 |
|
| |
merja | Дата: Четверг, 19.09.2013, 10:54 | Сообщение # 14 |
Полковник
Группа: Администраторы
Сообщений: 191
Статус: Оффлайн
| Речка Нилка - возможно модефицированная Нолька. В Верхнем и Среднем Поволжье есть несколько Нолек, Нолей. Ноля в современном марийском - влажный, влажная, пролежни.
|
|
| |
merja | Дата: Четверг, 19.09.2013, 10:56 | Сообщение # 15 |
Полковник
Группа: Администраторы
Сообщений: 191
Статус: Оффлайн
| Шом-толгай, Pedrevan, мне очень понравились ваши мысли вслух по поводу мерянства. Предлагаю их оформить в виде статьи. Поместим на сайт, пусть люди читают, думают...
|
|
| |
|
|