Мерянские этнофутуристы из творческого объединения Metsa Kunnta ("Братство Леса") придумали новую мифологию и дизайн для московского района Куркино. 3 апреля в районной библиотеке Куркино при участии местного муниципалитета открылась выставка картин художника Андрея Малышева (Мерянина) и дизайна "Новая мифология Малой Родины".
На работах - придуманные художником первые поселенцы Куркино: мощные позитивные образы предков, их боги, народное православие, традиционная культура, орнаменты, архитектура и неизменная среднерусская природа с хвойным лесом, березовыми рощами, полями по берегам рек. Конечно, речь не идет о научной реконструкции облика и культуры куркинцев. Однако фа
...
Читать дальше »
|
Ухтубуж на Унже. Тут вообще много необычного. Начать хотя бы с ухтубужской церкви, которую впору в Книгу рекордов вписывать: как-никак, строится она уже... 100 лет. Получилось так: строить начали при царе, а, когда революция подоспела, освятить не успели. После длительного периода, связанного с известными событиями, собрались было закончить постройку, но денег так и не набрали. Так и стоит на окраине деревни Попово храм без имени (правда, в бытность колхозов в нем устроили гараж).
Жили здесь во все времена небогато. Но весело. Так вот, мы о ряженье. Больше всего зд
...
Читать дальше »
|
В 2010 году совершилось беспрецедентное в российской истории и, на первый взгляд, совершенно невозможное событие: стартовала программа общества "Metsa Kunnta" по возрождению из небытия языка древних мерян. В марте 2013 года издательство "Меря пресс" выпустило книгу "Merjan Jelma - меряно-русский и русско-мерянский словарь. Мерянский ономастикон".
Эта книга - итог трехгодичных исследований "Metsa Kunnta". Толковый мерянский словарь с максимальной полнотой представляет мерянскую лексику, содержащуюся в топонимике и ономастике Верхнего Поволжья, мерянские слова из русских диалектов и тайных, арготических языков, употребляемые жителями Костромской, Ярославской, Ивановской, Владимирской областей.
Построен он п
...
Читать дальше »
|
Об истории народа мещера и мещерского края мы беседуем со старшим
научным сотрудником Государственного исторического музея (г. Москва),
руководителем Окско-Рязанской археологической экспедиции ГИМ И.Р.Ахмедовым. Илья Рафаэлевич, скажите, почему о мещере часто говорят как о таинственном, загадочном народе?
Таинственным
и загадочным мы называем то, о чём у нас мало информации. В этом смысле
народ мещера действительно загадочный. Археологических памятников
мещеры очень мало. Письменных источников, где упоминается этот народ –
ещё меньше. Некоторые исследователи считают, что мещеры вообще не было.
Тем не менее, этот народ существовал довольно продолжительное, не менее
700 лет, время на обширной территории, от современного Егорьевска на
западе до нынешнего Касимова на Востоке.
...
Читать дальше »
|
Наверное, каждое озеро чем-то славится; главная достопримечательность мерянского Неро - рыба щука. Здешняя, ростовская щука (которая, между прочим, имеет обыкновение обитать только в чистой воде) - нечто необыкновенное. Дело не только в ее редких вкусовых качествах, но и в каком-то мистическом к ней отношении со стороны ростовчан. Праздник "По щучьему велению” в Ростове придумали относительно недавно, но предпосылки к щучьему празднику имелись весьма увесистые.
|
Александр
Николаевич Островский. Создатель русского национального театра, знаток
русских характеров и типов. Старозаветное купечество мы представляем по
его пьесам. Школьный образ Катерины в "Грозе". И "Бесприданница" еще до
всякого советского Михалкова с Рязановым. Весной 1848 года Александр Николаевич
отправляется через Переславль, Ростов и Ярославль в Кострому, там его
батюшка приобрел небольшое имение Щелыково. По пути ведет дневники:
"Из
Переяславля выехали в 5-м часу. За городом вид с горы на озеро и город
до того поразителен, что запечатлевается в памяти по крайней мере на
1000 лет. В Дертники приехали в 10-м часу и остановили
...
Читать дальше »
|
Медведь,
завершивший в летописи прения о вере с волхвами, был главным героем
одной легенды, восходящей к древнерусским временам. В ней рассказывается
об основании Ярославля. Это было в начале XI в., когда князь
Ярослав,
прозванный Мудрым, правил еще в Ростове. На месте будущего Ярославля — у
впадения Которосли в Волгу — находилось урочище, называемое Медвежий
угол. Там обитали «человецы поганыя веры» — злые язычники. Поклонялись
они богу Нижнего мира (Волосу, Керемету), в святилище которого —
керемети —
горел неугасимый огонь и совершались жертвоприношения. Обряды совершал
особо почитаемый кудесник. Купцы,
ходившие по Волге, непрестанно жаловались князю Ярославу, что язычники
грабят их караваны. Тогда князь с дружиной двинулся к Медвежьему углу.
Язычники уступи
...
Читать дальше »
|
Молодые йошкар-олинцы - глобалисты
"Выключите поп-музыку, у нас гость из Москвы!", - бросает мой провожатый, пока мы движемся от входа к столику в первом кафе национальной марийской кухни "Сандал" в столице Республики Марий Эл. Сопли и вопли российской эстрады мгновенно сменяются чем-то явно аутентичным на марийском языке. Я доволен: вот оно - достижение глобализации! Марийский контент туристу в Йошкар-Оле интересней безликого общероссийского. В глобальном мире в цене самобытность, а не сходство.
Казалось бы, я был тут совсем недавно - по глобальным-то меркам. Еще полтора года назад Йошкар-Ола оставляла впечатление русско-марийского города. Сегодня все изменилось.
Что случилось
Волна потребительской глобальной кул
...
Читать дальше »
|
Сейчас обострился спор с теми, кто с помощью металлодетекторов находит себе в коллекции и на продажу древние вещи. При
поддержке крупных компаний, импортирующих эти приборы, нас убеждают,
что ничего страшного, что их клиенты "спасают памятники", что они
"энтузиасты-собиратели" и "никому не мешают". А злые и эгоистичные
ученые вместо того, чтобы сказать поисковикам спасибо, просто хотят все
забрать себе и продать в Занзибар. Верхняя фотография показывает как выглядит кладбище XVI века на упомянутом в летописях древнерусском городище в районе Ростова Великого после визита московских поисковиков-любителей: Вокруг
глухой лес. Рядом - большой курганный могильник, бо
...
Читать дальше »
|
Я заглянул в окно и отшатнулся. В углу заброшенной
избы лежал крест, очень похожий на могильный. Вообще то я и не собирался
нарушать покой покинутого дома, но словно что-то притянуло именно к
этому строению. Мы шли по вымершей до абсолютной тишины деревне Павлово к
"моленному месту", которое много лет назад показал людям местный
святой, а по совместительству философ, известный художник и поэт,
сказочник и даже колдун Ефим Честняков. Помните, была такая газетная формула "письмо позвало в
дорогу"? Сегодня в дорогу зовет Интернет. Там я впервые прочитал о Ефиме
Васильевиче Честнякове, человеке, который не подпадает ни под одно
определение. Чем он только ни занимался – обучал крестьянских детей в
детском саду в 20-е годы, лечил, сочинял и рисовал удивительные картины,
лепил из глины и даже предсказывал будущее. Всего
...
Читать дальше »
|
« 1 2 ... 47 48 49 50 51 ... 76 77 » |