Летом
2009 года
ярославские
краеведы
обнаружили
неподалеку
от Ярославля
любопытный
комплекс
камней,
названный "Мерянский
Стоунхендж"
Есть
теория о том,
что
предтечей
Ярославля
был некий
мерянский
прото-город.
Он процветал
на Волжском
торговом
пути к
арабскому
серебру еще в
IX веке. И
соответственно,
древний город
зародился
под
Ярославлем
задолго до
киевской
княжеской
экспансии. В
восточных
хрониках
есть об этом
смутные
упоминания.
В лесном
капище было
насчитано 19
камней,
выложенных
кругом. В
центре –
крупная
плоская
глыба
размером 1,2 х 1,6 м,
похоже на
алтарный
камень. Рядом
еще 3
здоровенных
камня,
остальные по
размеру идут
по
нисходящей,
наподобие
пирамиды.
Метрах в
двадцати от
капища, на
небольшом
холме, - следы
мерянского
поселения.
Заметны
остатки
более
десятка «мерянских
ям».
Посредине
одн
...
Читать дальше »
|
Мы уже писали на своих страницах о Дьяковской культуре, предшественнице Мерянской. Напомним, что Дьяковская культура, культура древних финно-угорских племён (предков известных по летописи Мери и Веси, а), обитавших в бассейне верхнего течения Волги, Оки и в пределах Валдайской возвышенности во 2-й половине 1-го тысячелетия до н. э. и 1-й половины 1-го тысячелетия н. э. Некоторые учёные приписывают часть памятников дьяковцев к предкам балтов. На многих памятниках дьяковцев прослежены слои, свидетельствующие о продолжении её существования вплоть до летописного времени. Культура названа по городищу у с. Дьяково, расположенного вблизи Коломенского, которое было исследовано в 1864 Д. Я. Самоквасовым и в 18
...
Читать дальше »
|
Многие интересующиеся историей России наверняка помнят про восстание языческих волхвов в Ростовской земле произошедшее в 1071 году.
Вот текст летописи преподобного Нестора рассказывающий об этом: "Беси бо под токше на зло вводят, по сем же насмисаются ввергше и в пропасть смертную, научивше глаголати, якоже се скажем бесовьское наущенье и действо. Бывши бо единою скудости в Ростовьстей области, встаста два влохва от Ярославля, глаголюща: "яко в свеве кто обилье держить"; и поидоста по Вользе, кде придуть в погосте ту же нарицаху лучьшие жены, глаголюща, яко си жита держить, а си мед, а си рыбы, а си скору. И привожаху к нима сестры своя, матере и жены своя; она же в мечте прорезавше за плечем, выимаста либо жито, либо рыбу, и убивашета многы жены, именья их отимашета собе
...
Читать дальше »
|
На плане
калеметь
обозначена №7.
Некогда, а
точнее до 70-х
гг. ХХ века, на
главной
площади
Углича
располагалось
строение под
названием "калеметь".
Представляло
оно собой
этакий
мегалит
сродни
Стоунхеджу (а
по возрасту
возможно и
старше).
Название "калеметь"
впервые
встречается
в купчей 17
века. (Шумаков
С. Угличские
акты (1400-1749 гг.). М., 1898,
с. 110). Слово
"калеметь" -
это
трансформированное
долгими
веками слово
"кереметь" (
божница,
капище у финно-угорских народов поволжья .© Даль) В этой связи можно вспомнить знаменитую кереметь бога
Волоса упоминаемую в Сказание о построении града
Ярославля.
"И се бысть селище, рекомое
Медвежий угол, в нем же насельницы человецы, поганы
...
Читать дальше »
|
Так выглядел родник пару лет назад
Этой заметкой мы открываем новую рубрику СВЯТЫНИ, где мы будем публиковать материалы касающиеся святых мест нашего края - почитаемых рощ, камней, источников и урочищ.
Обычаи почитать и обустраивать особые священные места (рощи, родники, урочища) на территории центральной России, как и везде, где исторически проживали финно-угры, имеет очень древние корни. На территории Егорьевского района Московской области находится несколько культовых природно-исторических комплексов, почитание которых генетически связано с дохристианскими и дославянскими традициями финно-угорских народов Мери и Мещёры, которые в свою очередь также имеют ещё более древние корни.
Существование особых священных рощ, жертвенных мест, «кере
...
Читать дальше »
|
Выкапывали колодец, а наткнулись на археологический
памятник.
Редчайшую находку обнаружили жители села Урваново Меленковского района.
Чтобы понять, насколько находка ценная, сельчане обратились за помощью к
владимирским археологам. Те и ахнули - обнаруженные бронзовые браслеты,
ожерелье, перстень и подвески - погребальные украшения финно-угорского
племени из древнейшего селища, которое существовало
приблизительно в 9 веке. Никак археологическая сенсация?
Данил КАБАЕВ, старший научный сотрудник Госцентра по
использованию и
реставрации памятников истории и культуры Владимирской области: «Первые
исследования вот этой территории Оки и Камы были произведены Спицыным -
известным археологом еще в 1895 году. Им были вскрыты всего лишь 3
погребени
...
Читать дальше »
|
Известно, что у каждого народа и племени есть предки. Предками народа Меря являются племена так называемой Дьяковской археологической культуры.
Дьяковская культура, культура древних финно-угорских племён (предков известных по летописи Мери и Веси), обитавших в бассейне верхнего течения Волги, Оки и в пределах Валдайской возвышенности во 2-й половине 1-го тысячелетия до н. э. и 1-й половины 1-го тысячелетия н. э. Некоторые учёные приписывают часть памятников дьяковцев к предкам балтов. На многих памятниках дьяковцев прослежены слои, свидетельствующие о продолжении её существования вплоть до летописного времени. Культура названа по городищу у с. Дьяково, расположенного вблизи Коломенского, которое было исследовано в 1864 году Д. Я. Самоквасовым и в 188
...
Читать дальше »
|
Реконструкция костюма женщины народа Меря. Регион Верхнего Поволжья, по материалам раскопок Курганного могильника у д. Плешково Тверской области
(начало 11 века) Автор Юлия Побережник
Реконструкции погребального женского костюма Вер
...
Читать дальше »
|
Во время
краеведческой поездки в подмосковный Звенигород, в лавке
Саввнино-Сторожевского монастыря были подсмотрены вот такие
чудесные финно-угорские сережки с коньками и висящими утиными лапками.
Позднее, в историческом центре города мы наткнулись на пару старых
наличников содержащих в себе мотив "утиных лапок". Всё это натолкнуло на
мысль о небольшой статье посвященной роли священной птицы в нашей
финнско-русской культуре.
Украшения дьяковцев
Утиные лапки распространенный
мотив в украшениях-оберегах людей Дьяковской культуры и их потомков
мерян, связанный
...
Читать дальше »
|
Проблема этнической принадлежности летописной Мери, несмотря на многолетние исследования, еще далека от решения. Мало кто сомневается в финских истоках мерянского этноса. Но была ли Меря волжско-финским народом, находилась ли в близком родстве с прибалтийскими финнами или являлась каким-то особым промежуточным финским этносом - на эти вопросы пока нет ответа.
Благодаря археологическим раскопкам мы достаточно хорошо представляем образ жизни и хозяйствования Мери, а также этапы развития мерянского этноса и его обрусения (прим. 1). Б ольшинство археологов считает Мерю сильно расчлененным в этни
...
Читать дальше »
|
|