Продолжаем публиковать диссертацию финского социолога и магистра искусств Аапо Кихланки посвященную мерянскому этнофутуризму, защищённую им в Кентском университете, Великобритания, в 2019 году.
4. Современное мерянство в искусстве и культуре
4.1 Этнофутуристические художественные выставки
Данные исследования включают 11 статей о художественных выставках, организованных активистами неомерянского движения (см. Приложение 2). В качестве формы волонтёрской деятельности, мерянские арт-проекты объединяют различные секторы общества. Во-первых, художественные проекты могут осуществляться клубами, когда речь идёт о волонтёрст
... Читать дальше »
В статье продолжается рассмотрение реконструированного ранее автором и А. В. Савельевым этнонима *märə, отразившегося в самоназвании марийцев и в названиях летописных мери и муромы. В финно-угроведческой литературе его принято возводить к деривату арийского *márya- ‘юноша, воин’, однако в связи со сложившейся традицией конкретный арийский источник этого этнонима, время и обстоятельства заимствования не уточняются. Мар .-мер. *märə не может рассматриваться как этноним со значением ‘человек, мужчина’, поскольку подобная семантика выглядит анахронистично с точки зрения типологии этнической номинации. Это слово должно было быть заимствовано как соционим с дополнительной ко
... Читать дальше »
Начинаем публиковать диссертацию финского социолога и магистра искусств Аапо Кихланки защищённую им в Кентском университете, Великобритания, в 2019 году.
Аннотация
Данная магистерская диссертация рассматривает волонтёрскую деятельность как средство поддержки неомерянского движения в Центральной России. Это движение нацелено на ревитализацию древнего финно-угорского культурного наследия мери через практику культурной филантропии. Краеведение, публикации и арт-проекты - основные формы неомерянской активности, отражающей идеалы этнофутуристического культурного движения.
Сон – это всегда дополнительная реальность, отражающая и помогающая осмыслить происходящее во время бодрствования. В качестве примера рассмотрим сон мерянского писателя Аиста Сергеева из повести "Овсянки" Дениса Осокина. Сюжет сна прост:
Аист Сергеев с группой художников отправляется на автобусе в Португалию. По пути их группа разворачивает арт-площадки и представляет «каждый свое искусство». Аист отмечает небывалое единение со всем миром. Описание сна, однако, сюжетное и последовательное, словно это не сон, а случившееся на самом деле. Во время стоянки всю группу, кроме Аиста, неожиданно «уносят» «люди <&he
... Читать дальше »
«История мерянского народа» — первое комплексное описание истории народа Меря, исторических мерянских земель (ИМЗ) и нашего региона — Верхневолжья со времен верхнего палеолита до наших дней. Появление подобной работы давно назрело, поскольку этно-исторический регион Верхневолжья в культурном отношении составляет один организм. Этот труд призван свести усилия учёных и, так же, энтузиастов по изучению родного края из нескольких областей в единое повествование. Акцент в нем сделан на мерянском аспекте этно-культурной и социально-политической истории нашего края. На раскрытии значимости мерянского наследия для правильного понимания различных процессов в российской истории, и на раскрытии потенциала мерянского культурного наследия для дальнейш
... Читать дальше »
В Boosty — Merjamaa.Ru, сервисе платной подписки на авторский контент, мы начинаем публиковать книгу нашего ивановского историка и краеведа Василия Малышева (Васки Шёмтолгая) — «История мерянского народа».
Boosty — Merjamaa.Ru, это место, где рождаются особые отношения между нами, активистами мерянского культурного движения и вами — нашими самыми активными и пытливыми читателями, сочувствующими мерянской идее или прямо ассоциирующими себя с ней, нашими коллегами и соратниками — теми, кто хочет чего-то большего, чем просто следить за нами в социальных сетях, теми, кто исследует нашу общую глубинную историю вместе с нами.
«Шошо», экранизация сказки казанского писателя Дениса Осокина «Новые ботинки», первая совместная работа екатеринбургского режиссера Алексея Федорченко и Дениса Осокина, снятая ими в 2005 году, за пять лет до мерянского фильма «Овсянки».
Сюжет фильма таков: верховный жрец (по-марийски «карт») Моркинского района Капитон Кугыза едет в поселок Морки за новыми ботинками. Казалось бы, о чем тут говорить? Но нет, оказывается, этот момент в его жизни становится пограничным, планы карта могут сорваться, потому что злые силы находятся рядом и ждут возможности помешать
... Читать дальше »
В издательстве «Merja-press» увидел свет топонимический словарь «Substrata Merianica. Словарь ойконимов исторической Мерянской земли. Личные имена в составе ойконимов мерянского типа».
Книга представляет собой топонимический словарь, посвященный одной из самых сложных проблем отечественной топономастики — происхождению субстратных географических названий исторической Мерянской земли (ИМЗ), дискуссия о которых продолжается уже почти два столетия. В словаре сделана попытка этимологизировать основы ойконимов (названий населенных пунктов) мерянского круга, основной ареал которых расположен на территории ИМЗ. Данная
... Читать дальше »
Когда-то в Костромском Заволжье жили жгоны — ремесленники, вручную валявшие валенки. Осенью, собрав урожай, они уходили на жгонку — шли пешком или ехали поездом в разные регионы страны, оставались там на несколько месяцев и делали обувь для местных жителей. У них был свой тайный язык - своясовая зетка. Сейчас жгонов почти не осталось, а тем, кто еще жив, уже немало лет. Почти исчез и жгонский язык. Телеканал "Россия" нашел последних жгонов, записали их частушки.
Как минуло осеннее равноденствие, елташи и елташки с окрестных городов съехались к городищу Саравареш. По сю пору оно стоит в излучине Сары крутыми да пологими валами — хоть и покорябанное лопатами Москамнеруда. Но нашу память никакими лопатами не раскопаешь, это и Ёлсу понятно.
Зачем съехались? Повидать друг друга вживую, вместе поесть-неле и попеть-муро, и ещё по сегодняшнему городу-Ростову погулять. Познакомиться, сдружить понемногу наши кунды.
А ещё зачем? Чтобы общее моление с приношениями совершить, тихо или громко поговорив с теми, кто в выси и по земле живёт — с матерьми, зверьми и прочими. Ещё — чтобы мерековать, как те, кого чудью звали подчас, из-под зем
... Читать дальше »